СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретическое обоснование проблемы физического воспитания в семье.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретическое обоснование проблемы физического воспитания в семье.»

Лекция к уроку

План

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы физического воспитания в семье.

    1. Физическое воспитание: сущность, задачи.

    2. Роль семьи в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Глава 2. Формы физического воспитания в семье.

2.1 Основные формы и средства физического воспитания

2.2 Формы взаимодействия учителя физической культуры и родителей

Глава 3.Программа по взаимодействию учителя физической культуры и родителей

Заключение

Список используемой литературы

Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы физического воспитания в семье

    1. Физическое воспитание: сущность, задачи

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств.

Физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно – оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно – гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни. Успешное решение задач физического воспитания младших школьников возможно лишь в том случае, если оно становится органической частью всего учебно–воспитательного процесса школы, предметом общего беспокойства педагогического коллектива, родителей, общественности, когда каждый педагогический работник выполняет свои обязанности в соответствии с «Положением о физическом воспитании учеников общеобразовательной школы».

Физическое воспитание решает задачи:

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Образовательные задачи предусматривают формирование у детей младшего школьника двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе. Таким образом, физическое воспитание является важной составляющей воспитания каждого человека. Физическое воспитание обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, а так же направлено на развитие физических качеств человека.

1.2Роль семьи в физическом воспитании детей младшего школьного возраста

Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями .Таким образом, семья формирует, воспитывает и развивает качества и особенности личности младшего школьника. Дети усваивают образ жизни родителей, в семье закладываются основы многих умений и привычек, а так же отношение к физической культуре к активному использованию ее средств и форм, которые описаны ниже.

Глава 2 Формы физического воспитания в семье

2.1 Основные формы и средства физического воспитания

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Формы физического воспитания представляют собой воспитательно- образовательный комплекс разнообразной деятельности школьников, основу которой составляет двигательная активность детей. Основной формой работы по физическому воспитанию учеников начальных классов являются уроки физической культуры. Основными формами и средствами семейного воспитания в области физической культуры являются: Утренняя гимнастика, пешие прогулки;плавание; лыжные прогулки;игры. Утренняя гигиеническая гимнастика – одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры, которая помогает организму быстро перейти от состояния сна к активной жизнедеятельности. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру.Гигиенические утренние упражнения укрепляют организм, закаляют тело, дают бодрость, воспитывают волю. Не случайно эти упражнения называются зарядкой – они заряжают организм энергией на весь день.Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства младшего школьника и влияет на его поступки. Таким образом, совокупность вышеперечисленных форм создаёт определённый двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей.

2.2 Формы взаимодействия учителя физической культуры и родителей

В начальный период обучения в школе родители и организация жизни ребенка в семье являются наиболее важными факторами в развитии детей. В связи с этим часто родителям может быть необходима поддержка педагога в воспитании детей. Учитель в свою очередь должен осознать, что без активного участия родителей в жизни класса нельзя ожидать положительных результатов в его деятельности.Организация совместной работы с родителями должна выстраиваться именно на ступени начального общего образования, так как активные формы работы с родителями с самого начала позволяют им осознать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой. В работе с семьей младшего школьника широко применяются разнообразные формы взаимодействия. Урок – соревнование детей и родителей. Основу семейных соревнований составляют эстафеты и командные игры с поочередными действиями участников, где результаты каждого члена семьи суммируются и, таким образом, влияют на распределение мест. Это повышает ответственность и побуждает готовиться к следующим стартам .Таким образом, взаимодействие учителя физической культуры с родителями можно осуществлять разными формами. Ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает, направляет деятельность родителей и детей соответственно логике решения намеченных задач.

Глава 3.Программа по взаимодействию учителя физической культуры и родителей

Пояснительная записка

В начальных классах связь с семьей (родителями) осуществляет учитель. Одним из важных направлений в деятельности учителя физической культуры является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. Главную роль в эффективности воспитания на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача учителя физической культуры помочь и подсказать, как лучше это сделать.

2.Техника безопасности «Как пойти и вернуться из похода»

Познакомить родителей с техникой безопасности во время похода. Как нужно вести себя при чрезвычайных ситуациях.

Форма работы: родительское собрание, открытый урок, соревнования, поход.

Ожидаемые конечные результаты:

Активное участие родителей в физическом воспитании своего ребенка

Привлечение семей к активному образу жизни.

Заключение

В ходе работы автором были раскрыты понятия: «Семья», «Физическое воспитание в семье». Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, как малой группы, связанной брачными или родственными отношениями.

Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семейное воспитание способствует охвату практически всех детей ежедневными занятиями физическими упражнениями. Родители могут научить детей плавать, ходить на лыжах, кататься на коньках, бегать, выработать правильную осанку.

Тест

  1. Что такое физическое воспитание?

  1. Процесс ознакомления с учебно-воспитательной работой в школе

  2. Педагогический процесс, направленный на формирование физических качеств и двигательных навыков +

  3. Организация и проведение спортивных соревнований

  4. Разновидность спортивно-тренировочной деятельности

2.Сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, вязаных с обязательными для всех играющих правилами:

  1. подвижная игра +

  2. строевые упражнения

  3. двигательный режим

3.К основному признаку здоровья относится:

  1. хорошая приспособляемость организма к внешним условиям жизни +

  2. хорошая осанка

  3. максимальный уровень развития физических качеств

4. Процесс неоднократного воспроизведения двигательных действий, которые организуются в соответствии с дидактическими принципами обучения:

  1. спорт

  2. движение

  3. упражнение +

5.процесс ознакомления с учебно-воспитательной работой в школе

  1. Педагогический процесс, направленный на формирование физических качеств и двигательных навыков

  2. Организация и проведение спортивных соревнований

  3. Разновидность спортивно-тренировочной деятельности

6.Выберите из перечисленных основную форму организации занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе:

  1. урок физической культуры; +

  2. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

  3. массовые спортивные и туристские мероприятия;

  4. тренировочные занятия в спортивной секции.

  5. оздоровительные мероприятия

7.В дошкольном возрасте в наибольшей степени способствуют формированию уметь владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения:

  1. бессюжетные подвижные игры;

  2. упрощенные формы спортивных упражнений;+

  3. упражнения основной гимнастики;

  4. сюжетные подвижные игры.

  5. подвижные игры.

8.Укажите основную форму занятий физическими упражнениями в начальной школе (младшие классы):

  1. физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

  2. урок физической культуры+

  3. ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня

  4. секции общей физкультурной подготовки и секции по видам спорта.

  5. ежедневные физкультурные занятия





Список используемой литературы

Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ашмарин Б.А- М.: «Просвещение», 1990. -287с.

Гимнастика: Учебник для институтов физической культуры [ Текст] / Под ред. П.В. Микулич. – М.: Физкультура и спорт,1959 – 450с.

Здоровье [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ozgymn14.narod.ru/food.htm,свободный. – Загл. С экрана

Качашкин В.М., Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. Училища [ Текст] / Качашкин В.М. – М.: «Просвещение»,1980- 320с.

Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [ Текст] / Матвеев Л. П. –М.: Издательский центр « Физкультура и спорт», 1991.- 443с.

Педагогика физического воспитания школьников: Учебник[ Текст] / Под ред. Ю. А. Янсон- Ростов н/Д, 1993.- 240с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!