СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое задание

1. Составьте план консультации с родителями на тему «Особенности воспитания мальчиков, девочек в семье»

2. Подберите задания для мальчиков  и девочек, направленных на воспитание мужественности, женственности.

3.Подберите тренинговые задания для  родителей, направленные на умение взаимодействовать  с мальчиками, девочками.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения»











Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

Тема: Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи







Выполнил педагог дошкольного образования

Дроздова Ольга Дмитриевна































Обобщенная формулировка задачи

В детском саду, семье взрослые применяют общие методы воспитания, обучения мальчиков и девочек без учета гендерных особенностей, поэтому личностные качества - мужественность, женственность развиты плохо.

Ключевое задание

1. Раскройте особенности воспитания мальчиков, девочек в семье и детском саду.

2. Раскройте понятия «мужественность», «женственность».

3. Дайте характеристику эффективных форм взаимодействия с родителями по данной теме

Практическое задание

1. Составьте план консультации с родителями на тему «Особенности воспитания мальчиков, девочек в семье»

2. Подберите задания для мальчиков и девочек, направленных на воспитание мужественности, женственности.

3.Подберите тренинговые задания для родителей, направленные на умение взаимодействовать с мальчиками, девочками.





























Введение

Когда мы говорим о мальчиках или девочках, мы — хотим этого или нет — постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Вопросы воспитания и развития детей разного пола в последнее время привлекают многих исследователей (Т. П. Хризман, В. Д. Еремеева, Т. А. Репина, Т. Доронова и др.). Интерес этот обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать особенности пола ребенка, т. к. это биосоциокультурные характеристики. Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В этом аспекте мы говорим о гендерном воспитании детей.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Конструирование педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и очень актуальной задачей. Актуальность её заключается в том, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению исследователей (Т. В. Бендас, С. А. Марутян, Т. А. Репина) приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола. Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, а девочки — терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов. Важность этого вопроса обусловлена еще и тем, что дошкольное учреждение, как социальный институт продолжает воспроизводить жесткие стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, что в свою очередь не способствует проявлению индивидуальности воспитанников. Кроме того, одной из проблем воспитания детей в ДОО является преимущественно женское влияние на формирование гендерной идентичности детей разного пола. Стратегия, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. Таким образом, в настоящее время существуют противоречия между: - объективной потребностью общества в воспитании детей на основе гендерного подхода и практикой обучения и воспитания в ДОО. - необходимостью гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической, практической, дидактической, методологической разработанностью условий гендерного воспитания дошкольников.

1. Раскройте особенности воспитания мальчиков, девочек в семье и детском саду.

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло ролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Образовательные задачи гендерного воспитания

• Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

• воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

• развивать чуткость и симпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

• обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Отличительные особенности программы «От рождения до школы». Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (формирование традиционных гендерных представлений).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Этапы полоролевого развития:

• Новорожденность. Настройка на определенный пол.

• Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

• Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

• Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

• Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.

Психологические отличия девочек:

• Девочки более послушны.

• Девочки более работоспособны.

• Девочки большую часть информации воспринимают на слух.

Мальчиков:

• Мальчики больше хотят отличиться.

• Мальчики более изобретательны.

• Мальчики занимают больше места

• Мальчики не должны плакать

• Мальчики большую часть информации воспринимают зрением

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку

• От характера родительских установок

• От привязанности матери к ребенку

• От привязанности ребенка к матери

• От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т. е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Не однозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Игровая деятельность

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили.

игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В группах созданы условия для игр мальчиков «Пожарные», «Военные», «Автомобилисты».

Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, мы делаем акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» «Кухня», Игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

Физическая деятельность

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).

Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания:

• использование полотенец разных цветов (голубые, розовые);

• установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить.

Взаимодействие ДОУ с семьей – необходимое условие успешного решения

задач поло ролевого воспитания детей.

Роль семьи в гендерном воспитании детей

Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери.

Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.

2. Раскройте понятия «мужественность», «женственность».

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).

Современная система дошкольного образования, комплексные программы воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста построены без акцента на гендер, где присутствует только ребёнок определённого возраста с общими нормами развития, как для девочек, так и для мальчиков. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на формирование психики, эмоциональное равновесие и самочувствие человека.

Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Традиционно в отечественной культуре понятие определяется

«Мужественность» как:

- надежность;

- верность слову и делу;

- великодушие;

- ответственность;

- решительность;

- склонность к риску;

- тенденция к опеке слабого;

- дисциплинированность;

- стойкость в невзгодах.

«Женственность» как:

- способность к пониманию других;

- интуиция;

- высокая эмоциональность;

- способность к сопереживанию;

- отзывчивость;

- нежность;

- социальная гибкость;

- терпимость;

- осторожность;

- осмотрительность.

Задачи детского сада:

- Формировать начало мужественности и женственности у дошкольников;

- использовать в воспитательно – образовательной деятельности с дошкольниками гендерный подход;

- подводить детей к осознанию себя как мальчиков или девочек в группе сверстников;

- пересмотреть формы изложения образовательного материала в воспитательном процессе с учётом специфических особенностей мальчиков и девочек;

- способствовать расширению знаний родителей по гендерному воспитанию детей в семье;

- выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы.

Формировать у детей:

- навыки доброжелательного отношения друг к другу;

- умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

- навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности;

- умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера;

- умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

3. Дайте характеристику эффективных форм взаимодействия с родителями по данной теме

 Важным вопросом сегодня является не только гендерное воспитание детей в ДОУ, но и взаимодействие дошкольного учреждения и его работников с родителями детей. Наиболее близким окружением в дошкольном детстве для ребенка является семья и дошкольное учреждение, которые обладают огромным воспитательным потенциалом. Вследствие этого для повышения эффективности решения задачи по развитию гендерной идентичности у старших дошкольников необходимо тесное взаимодействие образовательного учреждения и семьи как основных и активных субъектов социума, в котором формируется личность.

Взаимодействие ДОУ с семьей в вопросах гендерного воспитания дошкольников должно носить дифференцированный характер. Т. А. Репина считает крайне важным учет в процессе полоролевого воспитания конкретной ситуации социального развития ребенка. Под этой ситуацией Т. А. Репина понимает положение ребенка в семье: полная или неполная семья; наличие братьев, сестер; положение старшего, младшего или единственного ребенка, гендерные стереотипы родителей.

Целью взаимодействия ДОО с родителями является формирование педагогической компетентности в вопросах воспитания детей. В работе с родителями принимают участие все сотрудники: старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель. Перед коллективом поставлены следующие задачи взаимодействия специалистов с родителями:

  • информирование родителей и членов семей об особенностях развития мальчиков и девочек;

  • формирование представлений о статусе мальчиков/мужчин и девочек/женщин и гендерных характеристик у мальчиков и девочек;

  • создание открытой образовательной среды как ресурса для формирования в семье гендерных характеристик у мальчиков и девочек;

  • развитие представлений об эмоциях и о связи эмоций с различными сторонами жизни мужчины/мальчика и женщины/девочки.

Эффективность взаимодействия специалистов с родителями повышается при следующих условиях:

  • применение разнообразных форм психологической и педагогической деятельности; – активное использование медиаресурсов и информационно-телекоммуникационных технологий. При реализации работы по развитию гендерной идентичности у старших дошкольников применяются следующие виды и формы взаимодействия с родителями:

  • информирование родителей об электронных источниках и сайтах, содержащих теорию и практические рекомендации по формированию гендерной идентичности дошкольников в соответствии с их полом;

  • рассылка родителям информации (тексты и презентации) по электронной почте и ответы на вопросы;

  • разработка информационных буклетов;

  • обсуждение проблемных ситуаций;

  • проведение совместных мероприятий, мастер-классов, досугов;

  • арт-терапевтическое занятие;

  • дискуссия;

  • беседа.

Гендерные особенности девочек и мальчиков также должны отражаться и на организации подвижных игр. Мальчики старшего дошкольного возраста нуждаются в большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, лазанием, бегом), а девочкам необходим режим средней двигательной активности (игры с мячом, прыжки через скакалку).

Особое внимание необходимо уделять организации предметно-пространственной среды, которая обеспечивает разные виды активности дошкольников, является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого заключается в том, чтобы раскрыть перед мальчиками и девочками возможности данной среды, направлять, руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками.

Планирование содержания просветительской деятельности ДОУ должно осуществляться на основе анализа состава семей ДОУ и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек.

Таким образом, формирование гендерных установок определяется в первую очередь социокультурными нормами и зависит от отношений ребенка с родителями, внутрисемейных установок, а также от воспитания его в ДОУ. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно заложить прочный фундамент гендерного воспитания.

Практическое задание

1. Составьте план консультации с родителями на тему «Особенности воспитания мальчиков, девочек в семье»

Консультация для родителей на тему: «Особенности воспитания мальчиков и девочек в семье»

 Цель: Актуализация и уточнение знаний родителей о гендерном воспитание, использование гендерного подхода при воспитании ребенка в семье.

Уважаемые родители!

В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоящих перед современными педагогами.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками, а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет ребенок начинает понимать, к какому полу он относится, что он либо мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.

При обучении и воспитании детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

• От отношения родителей к ребенку

• От характера родительских установок

• От привязанности матери к ребенку

• От привязанности ребенка к матери

• От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.

Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя.

Естественно, что для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть, что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою очередь, в доверии со стороны родителей.

Мальчики с самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы. Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик, скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.

Ошибки воспитания

Многие родители допускают в воспитании ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере малыша.

Так, если вы проявляете чрезмерную заботу о мальчике, он может истолковать ваше поведение, таким образом, будто вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает самооценку мальчика, препятствует его успешности в будущем.

Если же вы даете очень много свободы своей дочери, недостаточно заботитесь о ней, стремясь развить в ребенке самостоятельность, она может подумать, что вы просто ее не любите и отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, родителям следует понять, что мальчику необходима некоторая свобода действий, так у него формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать себя любимой.

Некоторые родители отрицают, что воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так. Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с дочерью.

Пример родителей

На воспитание мальчиков и девочек огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме, скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример отца.

Кроме того, на характер ребенка оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например, женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и наоборот.

Я хочу предложить Вам небольшую игру. Разделимся на 3 группы (группа родителей девочек, группа родителей мальчиков и группа родителей, имеющих оба пола детей - эксперты).

Постарайтесь определить, какие из характеристик подходят к мальчикам, а какие – девочкам:

Нежность

Ласковость

Мужественность

Застенчивость

Смелость

Находчивость

Отзывчивость

Забота

Решительность

Стеснительность

Красота

Стремление помочь

Как видите, и мальчики, и девочки могут быть как застенчивыми, так и смелыми, и решительными. Не стоит забывать об этом, но и нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести некоторые советы.

• Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого используйте соответствующие игры, конструктор с мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом, подвижные игры.

• Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде чем они приступят к работе.

• Используйте различные головоломки для девочек.

• Дайте мальчикам возможность выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

• Хвалите мальчиков за подвижность, энергичность, активность. Старайтесь переключать эти особенности на трудовую деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые задачи.

• Хвалите девочек и мальчиков чаще, особенно за хорошо выполненные действия. Держите под рукой фотоаппарат и фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

Домашнее задание "Ладошки".

Предлагаю провести тест, который поможет понять, как ощущает себя ребенок в семье и к кому из членов семьи он чувствует себя ближе.

Для проведения теста вам потребуется: альбомный лист бумаги и цветные карандаши.

1. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами.

2. "Расположите" на пальчиках себя и членов своей семьи.

3. Сравните рисунок ребенка со своим. Совпадает?

4. Сделайте самоанализ рисунка, может, стоит задуматься о Вашем отношении к ребенку и изменить его к лучшему (методика "Ладошка" по В. Ю. Питюкову).

Итак, мы с Вами рассмотрели важные вопросы гендерного воспитания, надеюсь, что информация была полезна в этом направлении.

Спасибо за внимание!

2. Подберите задания для мальчиков и девочек, направленных на воспитание мужественности, женственности.

Играют мальчики

Важно сформировать у маль­чиков адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в таких истинно мужских качествах как ответственность, умение пре­одолевать страх, надежность, уме­ние взять на себя трудности и за­щитить слабого. Необходимо дать мальчикам представление о том, как мужественность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
В старшем возрасте большое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм.
Игра »Автосервис»
Цель: Создание условий для игры, способствующей отражению знаний о профессиях своих родителей и воспитывающей положительно-эмоциональное отношение к любому виду труда.
Предварительная работа: Беседа о правилах дорожного движения, экскурсии, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов.
Предполагаемые роли: главные
- шофер (такси, «скорой помощи» пожарной машины, легковой и грузовой)-проходят медосмотр у врача, техосмотр на станции техобслуживания, приобретают запчасти в специализированном магазине, моют машины и заправляют бензином, сдают экзамены в ГИБДД и получают права, ремонтируют машины, перевозят грузы и людей.
- полицейский инспектор дорожного регулирования - контролирует соблюдение правил дорожного движения, проверяет исправность машин и наличие документов ,выписывает штрафы ,принимает экзамены на права.
- автомойщик - моет машины, рекламирует моющие средства.
- заправщик на бензоколонке - заправляет машины бензином ,делает заказ на подвоз бензина, продает масла.
-продавец магазина »Автозапчасти» - заказывает автозапчасти, консультирует покупателей, продает товар.
- слесарь станции техобслуживания - принимает заказы, выезжает для устранения срочных неполадок, проводит техосмотр и ремонтирует машины.
Второстепенные роли : врач, официант кафе, диспетчер, жители (пешеходы) ,рабочие дорожной службы.
Варианты игры:
1-й вариант. Пригласить желающих на торжественное открытие магазина »Автозапчасти», прорекламировать услуги магазина, объявить о приеме на работу продавца , грузчика, шофера и др.
2-й вариант. Объявить конкурс на лучшего шофера. Выбрать экспертов для отбора претендентов. В жюри могут войти пешеходы, полицейский инспектор дорожного регулирования, представитель администрации города.
3-й вариант. Принять на себя роль полицейского инспектора дорожного регулирования и объявить, что всем машинам необходимо срочно пройти технический осмотр (предварительно транспорт нужно отремонтировать и вымыть).

Руководство игрой:

1) активизация игровых действий (машина грязная, срочно посетите автомойку или придется выписать штраф ; у вас разбита фара , здесь рядом магазин» Автозапчасти» ;у вас в правах нет отметки о прохождении медицинской комиссии, срочно обратится к врачу.
2) включение в игру при необходимости в качестве: полицейского инспектора дорожного регулирования, пешехода, новичка - шофера, директора автозаправочной станции, магазина.3) создание проблемных ситуаций: лопнуло колесо, сломался светофор, машины едут быстро и пешеходы не могут перейти улицу.4) включение в игру в качестве равноправного партнера для коррекции ролевого поведения и взаимоотношений детей.
Окончание игры:
1-й вариант. Продолжение торжества по поводу открытия магазина «Автозапчасти». Приглашение на праздничный обед/чаепитие ( в группу).
2-й вариант. Подведение итогов конкурса на лучшего шофера и награждение памятными медалями («Самому вежливому», «Самому аккуратному», «Самому осторожному» и т.д.)
Сюжетно-дидактическая игра »Пешеходы и транспорт»
Цель: практическое освоение правил дорожного движения.
Ход игры зависит от интересов детей, сюжет придумывается во время игры.
Дидактическая игра »Дорожные знаки»
Цель: Учить ориентироваться по дорожным знакам ,соблюдать правила дорожного движения ;воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, грамотно действовать на дороге во время экстренных ситуаций.
Дидактическая игра »Кто проедет первым?»
Цель : Обобщение знаний о правилах и обязанностях шоферов.
Игра »В магазине »Автозапчасти»
Цель: упражнение в способах приобретения покупок, формирование ролевого диалога.

Игра-драматизация «Ремонт автомобиля»

Цель: закрепление последовательности профессиональных действий автослесаря.
Для сюжетных игр педагоги с детьми могут изготовить игрушки, замещающие профессиональные орудия труда: сварочный аппарат ,болгарка, дрель и т.д.(для этого вам понадобится бумага ,клей, бросовый материал).

Игра «Слесарная мастерская»

Цель : создание условий для социализации ребенка в обществе средствами игры.
Предварительная работа: экскурсия, беседы о работе ЖКХ (рассказать детям о том, как слесари обслуживают дома ,показать значимость их работы. Наблюдение за работой слесаря - сантехника. Беседа о профессии «Слесарь».
Роли:
- диспетчер - принимает вызовы , сообщения ,записывает .Передает сообщения слесарям ,аварийной бригаде ,связывается с магазином «Сантехника» по поводу приобретения запчастей.
- слесарь – сантехник - принимает сообщения, выезжает на вызовы , ремонтирует прорывы теплотрассы, водопровода ,устраняет поломку труб, кранов.
-сварщик - выезжает на вызовы , подключает сварочный аппарат ,режет , сваривает трубы.
-механик мастерской - проводит починку сломанных деталей, кранов , задвижек ,сообщает диспетчеру о покупке недостающих деталей, оборудования.
Второстепенные роли: водитель экскаватора ,водитель ассенизационной машины ,водитель машины» Аварийная служба», продавец магазина «Сантехника».
Варианты игры:
1-й вариант. Сегодня к нам приехали с телевидения. Они хотят снять репортаж о работе » Аварийной службы». Расскажите о том, какие ремонтные работы вы производили, покажите ,как вы ремонтируете сантехнику.
2-й вариант. Проблемная ситуация: «На центральной улице города большая авария - лопнула труба системы отопления, срочно требуется слесаря -сантехники, сварщики с опытом работы».
3-й вариант. Сообщение по радио »Уважаемые жители, в нашем городе в «Службе быта» открылась слесарная мастерская, где работают высококвалифицированные слесари - сантехники ,к ним вы можете обращаться по поводу подключения стиральной машины -автомат, поменять железные трубы на пластиковые ,заменить краны и т.д.
4-й вариант. Сообщение по радио »Уважаемые жители, в слесарную мастерскую нашего города поступило новое оборудование для слесарей -сантехников, желающие ,с опытом слесарной работы поработать, обращайтесь к диспетчеру».
Окончание игры:
Уважаемые жители, материал о работе «Аварийной службы» отправляется для монтажа. В 19.00 смотрите передачу по Сокольскому телевидению.
2-й вариант. Объявление по радио: »Уважаемые жители, прошел еще один работы в нашем городе. Благодарим за хорошую работу всех жителей, а особенно работников слесарной мастерской ,которые быстро устранили большую аварию на центральной улице городка».

Играют девочки

Очень важно сформировать у девочек адекватное представление о женственности, которая проявляется в таких истинно женских качествах как эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, верность, заботливость, готовность прийти на помощь, миролюбие и миротворчество (неприятие агрессии как способа разрешения конфликтных ситуаций). Необходимо дать девочкам представление о том, как женственность проявляется в семье и в различных ситуациях вне семейного общения.
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты «Лотос»
Цель: развитие самостоятельной самодеятельной игры, дающей детям возможность не только трудовые процессы, определяемые ролью, но и воспроизводить жизнь взрослых, их деятельность и отношения.
Задачи:
Закреплять умение использовать игрушки-самоделки (копии орудий труда взрослых) не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Направить руководство игрой на формирование взаимоотношений со сверстниками, помочь выразить в игре отношение к окружающему миру.
Создать условия, позволяющие детям выразить в игре осведомленность о трудовой стороне жизни взрослых.
Привлечь детей к изготовлению игрушек-самоделок, задающих содержание игры и побуждающих к игровому взаимодействию.
Поощрять исполнение роли, раскрывающее особенности различных профессий и дающее образец поведения, которому надо следовать.
Уточнить представление о женском стиле поведения.
Предварительная работа:
Экскурсия в парикмахерскую: знакомство с мужским и женским залом, рассматривание оборудования, наблюдение за работой парикмахера.
Встреча с парикмахером в группе (рассказ о своей работе, демонстрация каталога с модными прическами, стрижка детей, укладка волос воспитателю).
Экскурсия в маникюрный кабинет: знакомство с трудом мастера по маникюру, наблюдение за его работой, рассматривание оборудования.
Экскурсия в солярий: знакомство со спецификой работы кабинета, рассказ медсестры о своей работе.
Беседа о труде парикмахера (стилиста), мастера по маникюру. Косметолога, массажиста, работник солярия (формирование понятия о красоте, способах ухода за своим телом, мерах предосторожности).
Рассказ о работниках, обслуживающих салон красоты – директор, охранник, вахтер, уборщица, прачка (формирование представлений о том, что любой труд почетен и хороший результат зависит от слаженной работы всего коллектива).
Рассматривание каталогов с прическами, оттенками краски для волос, эскизами маникюра.
Экскурсия в магазин: рассматривание средства для ухода за телом и волосами (шампунь, краска для волос, косметика), рассказ продавца о назначении той или иной продукции.
Игры: дидактические игры «Парикмахерская» (закрепление в речи названий профессиональных атрибутов, воспитание культуры поведения), «Составь узор для маникюра» (развитие воображения, формирование интереса к труду мастера по маникюру), «Кто что делает» (уточнение знаний о профессиях стилиста, косметолога, мастера по маникюру, массажиста и др.); драматизации «В парикмахерской» (творческое воспроизведение действий парикмахера и клиента), «Стрижка льва» (имитация действий парикмахера); словесная игра «Чтобы быть красивой» (закрепление знаний о способах ухода за телом).
Конкурсы: стилистов (моделирование детьми причесок для кукол), художников (рисование эскизов с прическами и маникюром).
Пошив униформы клиента, стилиста, мастера по маникюру, косметолога, процедурной медсестры, гардеробщика, охранника, уборщика.
Изготовление атрибутов для игры: фен, бигуди, бритвенный станок, аппарат для просушивания маникюра, массажеры, солярий и т.п.
Рисование каталогов, вывесок.
Предполагаемые роли и игровые действия
Главные роли:
Парикмахер – предлагает каталоги для выбора прически, моет голову, стрижет, завивает, укладывает и сушит феном, красит, делает мелирование, наращивает и лечит волосы.
Мастер по маникюру – распаривает руки, массажирует, подпиливает и подстригает ногти, убирает заусеницы, обрабатывает руки кремом, накладывает лечебный слой лака, наносит маникюр, сушит его в специальном аппарате.
Массажист – делает массаж руками и с помощью специальных аппаратов.
Косметолог – делает маски и ванночки для лица, шеи, рук, обрабатывает кожу кремом, наносит макияж.
Процедурная медсестра (солярий) – выполняет процедуры по назначению врача или просьбе посетителя на разные части тела. Обрабатывает солярий после каждого приёма.
Врач осматривает посетителей, назначает процедуры, рассказывает о правилах посещения солярия, массажного и косметологического кабинета (принять душ, иметь тапочки, простынки, смену белья), беседует о самочувствии после процедур.

Второстепенные роли:

Гардеробщик – принимает одежду, выдает номерки.
Прачка – собирает грязные простыни, накидки, халаты, стирает в машине-автомате, сушит, гладит, выдает чистое бельё работникам салона красоты.
Уборщица – моет кабинеты, поливает цветы, выносит мусор, проветривает, кварцует.
Рабочий по ремонту оборудования – проверяет оборудование перед началом работы салона красоты, устанавливает новое оборудование, устраняет неполадки.
Охранник – следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный им кабинет.
Шофер – привозит оборудование, средства по уходу за телом, волосами, возит специалистов салона красоты на конкурсы и на работу по заказу (подготовка клиента к свадьбе, юбилею, дню рождения).
Директор – нанимает сотрудников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках оборудования, рекламе услуг, контролирует работу специалистов, принимает жалобы и заявки от посетителей.
Варианты начала игры:
1 вариант: принять на себя роль корреспондента, изучить мнение играющих о том, какой уход за своим телом и волосами они бы хотели получить. Объявить по радио рейтинг, сообщить об открытии салона красоты. Пригласить на работу в салон парикмахера. Косметолога, мастера по маникюру и др.

2 вариант: объявить о том. Что скоро состоится праздник - юбилей игрового городка, пригласить жителей на торжество, обратить внимание на то, что гости должны быть красиво одеты и причесаны.

3 вариант: Открыть курсы по обучению стрижке, маникюру, массажу с последующим устройством на работу.
Руководство игрой
Обогащение содержания игры:
- приход комиссии из санитарно-эпидемиологической службы: рекомендации о кварцевании кабинетов, обработке оборудования специальными дезинфицирующими растворами;
- приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
- приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, требование установить кабель-каналы.
2. Советы:
- открыть буфет, аптечный киоск;
- организовать продажу газет и журналов, чтобы клиенты не скучали в ожидании своей очереди.
3. Вопросы:
- что делать, если волосы стали выпадать и ломаться?
- где можно выбрать образец маникюра?
- у меня проблемы с кожей лица, к кому можно обратиться?
4. Проблемные ситуации:
- отключили воду, что делать? (Обзвонить клиентов и перенести процедуру на другой день);
- сломалась аппаратура, что делать? (Вызвать электрика, наладчика, программиста);
- ребенок боится стричься, как быть? (Приобрести детские книги и игрушки. Ласково с ним разговаривать);
- в детском саду выпускной вечер, но родители не могут привести детей в парикмахерскую, что делать? (Договориться о выезде парикмахера в детский сад).
Окончание игры:
1 вариант: в салоне красоты отключили свет, работники временно распускаются по домам (в группу).
2 вариант: в салоне красоты будет проводиться санитарная обработка, всем работникам рекомендуется срочно покинуть помещение.
Анализ игры:
- интервьюирование клиентов салона красоты: почему они посещают именно его, что нравится, а что нет;
- вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо было сделать по другому.


3.Подберите тренинговые задания для родителей, направленные на умение взаимодействовать с мальчиками, девочками.

Тренинг для родителей «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками»

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы начинаем наш тренинг, который мы назвали «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками». А вначале давайте с вами познакомимся. Предлагаю вам встать в круг. Начнем знакомство с меня: меня зовут Наталья Николаевна, я педагог детского сада. А теперь хотелось бы познакомиться с вами. Для этого вам необходимо назвать свое имя и одно прилагательное, которое вас характеризует.

А сейчас сядем за столы: мамы девочек за один стол, где кукла- девочка; мамы мальчиков – за другой стол, где кукла- мальчик.

Уважаемые родители, у вас на столах лежат лепестки от ромашки и фломастеры. Предлагаем вам на лепестках написать какими качествами, по вашему мнению, должны обладать вам - девочки, и вам – мальчики. По одному человеку с каждого стола подойдите, сделайте свой цветок на фланелеграфе (развешиваем на фланелеграфе)

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть своего ребенка:

А дочерей хотят видеть:

Ребёнок, в свою очередь, через подражание взрослым учится быть мальчиком или девочкой.

Давайте проверим, насколько ваши представления об особенностях мальчиков или девочек верны. Предлагаю вам несколько утверждений для обсуждения, с которыми нужно выразить свое согласие либо не согласие.

Девочки более послушны - В раннем детстве девочки действительно более послушны.

Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически -

Это не так. Девочки могут решать сложные задачи (проблемы) не хуже мальчиков.

Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль и страдания. - Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданиям. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого раннего детства их учат, что мужчина не должен плакать.

Девочки умеют лучше выразить свои мысли - До 10-13 лет разница незначительная, затем, в большинстве случаев, девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

Мальчики лучше ориентируются в пространстве - До наступления половой зрелости – нет, после этого – мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается.

Девочки требуют больше ласки - До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом разницы нет, и мальчики в определенный период требуют более ласкового обращения (например, в период младенчества, раннем возрасте)

Девочки более трусливы - Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется, в действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевают свой страх.

А теперь давайте обсудим такой вопрос:

Что вы скажите своему ребенку (вы своему сыну, а вы своей дочери) при выполнении какого – то задания, для того, чтобы поддержать его?

Мальчику – «Задание очень сложное, но ты справишься» - потому что мальчики предпочитают поисковую деятельность. Они не любят повторений. Труднее выполняют многоэтапные задания, не терпят однообразия, не сидят на месте, но любят задания на сообразительность.

Девочке – «Задание сложное, но ты уже такое делала»- потому что девочки лучше выполняют типовые задания, по шаблону, любят задания на повторение. Они действуют по правилам, чтобы был алгоритм действий.

Давайте посмотрим, чем же еще отличаются мальчики от девочек :

• Мальчиков интересует суть оценки, то есть то, что конкретно оценивается и что конкретно он сделал не так.

• Девочкам нельзя сразу говорить, что они плохо или неверно выполнили задание, так как бурная реакция не позволит им рационально осознать, в чем именно они не правы.

• Мальчик не может постоянно держать в своей голове долгий процесс. Ему необходимо испытывать ощущение того, что он доделал, закончил. Поэтому мальчик полил цветы и решил, что все сделал. Завтра это будет совсем иное дело. Мальчикам приходится постоянно напоминать о той работе, которую вы хотите, чтобы он выполнил.

• Девочка, выполняя ежедневные обязанности, хочет чувствовать стабильность и получать подтверждение того, что ее любят. Помните, девочка ухаживает за домом не для того, чтобы получать одобрение, а только потому, что она испытывает радость, когда поддерживает гармонию в доме.

• Мальчики труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

• Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно- выстроенной деятельности.

• Мальчик стремиться быть лидером, защитником и всегда стремиться к первенству.

• Девочке необходимо чувствовать себя любимой и слышать об этом от родителей.

• Сын зависит от родителей до 26 лет. Все это время ему необходимо получать восхищение от родителей.

А теперь предлагаю вам составить правила плохих мам (или мам и пап)

Как вы думаете, для чего мы составили эти правила? (Для того, чтобы никогда им не следовать)

И в заключении давайте встанем в круг.

Вспомните, как вас в детстве ласково называли ваши родные.

Вам нравилось, когда вас ласково называли? Вы чувствовали любовь своих родных?

А теперь скажите, как вы ласково называете своих детей.

Независимо от того, мальчик у вас или девочка, вашему ребенку необходима ваша любовь, забота и ласка.

Я желаю вам понимать и принимать своих сыновей и дочерей такими разными и непохожими. Любите своих дочек и восхищайтесь сыновьями!

 Упражнение «Перебежки»:

  1. Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

  2. Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

  3. Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

  4. Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей

Упражнение «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Встать и поменяться местами тем, кто читает книги о воспитании детей.

Работа в детско-родительской паре «Ласковые слова».

Взрослый обращаясь к ребенку говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так высказываются все пары по кругу.

4.Упражнение – игровой массаж «Шла по полю черепаха». Сначала его делают мамы, а затем дети своим мамам.

Шла по полю черепаха

И кусала всех от страха.

Кусь – кусь – кусь – кусь,

Никого я не боюсь!

Игра-упражнение «Угадайте маму».

В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее значимые, характерные качества родителя. При выполнении упражнения дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы, устанавливаемой ведущими. Дети описывают свою маму (папу), рассказывают, какие они. Родители должны угадать, о ком рассказывают дети.





































Заключение

Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы.

Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов. Целью исследования было на основе современной теории и методологии изучение особенности процесса социализации, выявление педагогических условий эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.































Список использованной литературы

  1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

  2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О. И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.

  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 111 с.

  4. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

  5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

  6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.

  7. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.

  8. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.

  9. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.

  10. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.

  11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.

  12. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.

  13. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.

  14. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!