СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование. Родной язык. 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по родному даргинскому языку. 9 класс(0, 5 часов) 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование. Родной язык. 9 класс»

Аннотация к рабочей программе по родному языку для 9 класса ФГОС ООО

Рабочая  программа по родному языку для 9 класса составлена  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования,

Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию родного языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.

Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. 

Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики родного литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах родного литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

1.2. Общие цели учебного предмета:

 * воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

 * развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

 * готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах родного литературного языка и речевого этикета;

 * обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

 * формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

 * развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

1.3. Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане 

На изучение предмета в 9 классе отводится 34 часов (0,5ч. -родной язык, 0,5ч.- родная литература в неделю).

2. Планируемые результаты образования

Личностные результаты: 

1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей дагестанского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: 

владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

- владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного родного литературного языка;

- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общении.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка родного народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного  языка, основными нормами родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 3. Общая характеристика курса 

Содержание родного языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. 

Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение. 

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы. 

Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии. 

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. 





















































1.Рабочая программа учебного предмета «Родной язык ( даргинский)» для 9 класса определяет цель и задачи изучения предмета и включает в себя общую характеристику учебного предмета, место предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета, требования к уровню подготовки учащихся , а также основное содержания указанного учебного предмета и рекомендации по учебно - методическому и материально-техническому обеспечению предмета .

Главными целями изучения предмета «Родной языка (даргинский)»,на ступени общего образования являются:

Познавательная цель, предполагает ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

Социокультурная цель, которая включает формирования коммуникативной компетенции учащихся; устной и письменной речи, а также навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общей культуры человека .

Программа направлена на изучение родного (даргинского) языка в школе на основе реализации коммуникативно - деятельностного принципа, принципа структурной целостности содержания образования, принципа систематичности, личностной направленности обучения. Отбор содержания ведётся в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, достаточности, сознательности и активности.

В Программе определён ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

- развитие речи , мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

-формирование первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике ( составе слова) , морфологии и синтаксисе.

-формирование навыков культуры речи в разных ситуациях общения, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты- описания, тексты-повествования и рассуждения;

-воспитания позитивного эмоцианально-ценностного отношения к родному языку , чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач предметной области « Родной язык и литература на родном языке»:

-формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основа национального самознания народа; позновательного интереса к родному языку;

-развитии диалогической и монологической устной и письменной речи;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие нравственных и эстетических чувств;

-развитие способностей к творческой деятельности.

Достижение указанных задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

На изучении родного языка ( даргинского) языка и литературы в школе отводится по 34ч., 1 ч. в неделю (0,5ч.-язык, 0,5ч.-литература),17 учебных недель в каждом классе

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной язык(даргинский)»

Родной язык (даргинский) – национальный язык даргинского народа, один из государственных языков Республики Дагестан.

Ценностными ориентирами учебного предмета «Родной язык (даргинский)» являются:

1)воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа, формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания;

2)обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3)формирование научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерности его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателю общей культуры человека;

4)овладение умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения понавательных, практических и коммуникативных задач.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (даргинский)».

Программа по родному(даргинскому)призвана решать важную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Планируемые результаты по родному (даргинскому) языку, заложенные в программе, должны выступать не как цель обучения, а как средство развития школьника.

Важным условием развития школьника является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, исследование, учебный диалог, проектная деятельность. Школьникам должны быть созданы условия для развития рефлексии, способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определить свое знание и незнание.

Личностные результаты:

- формирование чувства гордости за свою Родину, в том числе и малую;

- осознание своей этнической и национальной принадлежности, приобщение к ценностям многонационального российского общества;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-развитие положительных мотивов учебной деятельности и изучения родного (даргинского) языка;

-развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- осознание родного (даргинского) языка как средства общения;

-восприятие родного (даргинского) языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.

Метапредметные результаты:

- изучение предмета «Родной (даргинский) язык» ;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование умения определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

- формирование умения работать по плану , сверяя свои действия с целью корректировать свою деятельность;

_ формирование умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

__ использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации, развитие умения пользоваться разными видами словарей и справочников;

_ овладение умением использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

_ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;

_ использование речевых средств с целью решения коммуникативных задач, правильно оформляя свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

_ способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

_ овладение умением выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения, более точно выражать собственное мнение умение задать вопросы;

_ готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать и отстаивать свою точку зрения и оценку событий, соблюдая правила речевого этикета;

_ определение общей цели и путей ее достижения , умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметными результатами изучения родного (даргинского) языка в школе являются:

_ овладение представлениями о нормах родного (даргинского) литературного языка и правилах речевого этикета;

_ осознание безошибочного письма как проявление уровня речевой культуры, овладение навыками применения орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

_ овладение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

_ способность контролировать свои действия и проверять написанное; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания о родном языке для решения коммуникативных, практических и познавательных задач.







2.СОДЕРЖАНИЕ

Фонетика и графика

Выпускник научится:

– различать звуки и буквы;

– характеризовать звуки даргинского языка, гласные и согласные звуки;

– знать последовательность букв в родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

– проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

Орфоэпия

Выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Состав слова (морфемика)

Выпускник научится:

– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

– находить в словах корень, суффикс, основу и окончание.

Выпускник получит возможность научиться:

– разбирать по составу слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.




Лексика

Выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Выпускник получит возможность научиться:

– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

– различать в тексте слова в прямом и переносном значении;

– оценивать уместность использования слов в тексте;

– выбирать слова из ряда предложенные для успешного решения

коммуникативной задачи.

Морфология

Выпускник научится:

– распознавать части речи на основе существенных признаков;

– распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

– находить начальную форму имени существительного;

– определять грамматические признаки (число, падеж);

– изменять имена существительные по падежам;

– распознавать имена прилагательные;

– распознавать глаголы на основе существенных признаков;

– определять начальную форму глаголов;

– определять грамматические признаки глаголов – класс, число (глаголов с показателями грамматических классов), время;

– распознавать местоимения.

Выпускник получит возможность научиться:

– производить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных и глаголов по памяткам, предложенным в учебнике;

– образовывать имена существительные, имена прилагательные и глаголы с помощью суффиксов;

– употреблять имена существительные в разных падежных формах, определять их назначение;

– подбирать имена прилагательные к заданному имени существительному;

– редактировать текст, заменяя повторяющиеся имена существительные соответствующими местоимениями;

– оценивать уместность употребления глаголов в тексте, заменять повторяющиеся глаголы синонимами;

– находить в тексте такие части речи, как числительные, личные местоимения и наречия.

Синтаксис

Выпускник научится:

– различать предложение, словосочетание, слово; выявлять их сходство и различие;

– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

– выделять предложения из речи;

– определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

– находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;

– различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

– находить главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы от главного слова к зависимому;

– устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать её в схеме;

– соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

– отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

– находить главные и второстепенные члены предложения;

– выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

– разбирать простое предложение по членам предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, выделять из предложения словосочетания, контролировать правильность выполнения синтаксического разбора;

– устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

– выделять в предложении основу и словосочетания;

– находить предложения с обращениями, выделять в предложении обращение;

– распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

– восстанавливать деформированные предложения;

– составлять предложения по схеме, рисунку и на определённую тему.

– различать второстепенные члены предложения – определение, косвенное дополнение, обстоятельства;

– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

– различать простые и сложные предложения.

Орфография и пунктуация

Выпускник научится:

– применять правила правописания (в объёме содержания курса);

– определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю;

– применять правило правописания сложных глаголов

– объяснять функцию разделительного знака в именах существительных;

– объяснять функцию мягкого знака;

– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

– соотносить орфограммы с изученными правилами;

– ставить запятые при обращении;

– при составлении собственных текстов использовать орфографический словарь;

–проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

– переводить с русского языка на даргинский язык тексты;

– подбирать примеры с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов перефразировать запись, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и

определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах.

Развитие речи

Выпускник научится:

– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста;

– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,

поддерживать разговор);

– выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;

– самостоятельно озаглавливать текст;

– составлять план текста;

– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

– создавать тексты по предложенному заголовку;

– подробно или выборочно пересказывать текст;

– пересказывать текст от другого лица;

– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

– анализировать и исправлять тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

– исправлять тексты, в которых допущены нарушения норм культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

– оценивать правильность выполнения учебной задачи: – соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.



























3.Календарно-тематическое планирование-9 класс дарг.мез

Программала материал

дата

Хъули

хIянчи



1-я четверть.



1.

Учибяхъ предложениела жураби.


§49б.94, хI. 150

2.

Цалабяхъниличилси учибяхъ предложение. ЦахIнадирхъути союзуначилси учибяхъ предложение


§50б.99 х1.54

3

Къаршидурцути союзуначилси учибяхъ предложение. ДекIардирути союзуначилси учибяхъ предложение.


§52б 103, хI. 158

4.

АхтардилахIянчи.




2-я четверть.




5.

Нукьсанси ва нукьсанси ах1енси чебедиб предложение. Чебедниличилси учибяхъ предложениелизибси чебедиб предложениела мер.


§56-58б .110, хI.170

6.

Баянна чебедиб предложениеличилси учибяхъ предложение. Сказуемое баянбирути чедедиб предложениеби.


§59-60 б .118, хI.178

7.

Определениела чебедиб предложениеличилси учибяхъ предложение.


§62б .122, хI.185

8.

АхтардилахIянчи. Диктант.




3-я четверть.




9

Сабабла чебедиб предложение. Мурадла чебедиб предложение.


§63-64 б .126, хI.190

10

ШартIла чедедиб предложениеби. УббуркIуси чебедиб предложение


§65 - 66б .128, хI.194

11.

Х1ясилла чебедиб предложение. Заманала чебедиб предложение.


§67-68 б .131, хI.200

12.

Мерла чедедиб предложениеби. Мешубируси чебедиб предложение


§69-70 б .134, хI.206

13

АхтардилахIянчи. Диктант.




4-я четверть.




14

Союзуниагар учибяхъ предложениебазир багьлабирнила ишараби.


§75б .146, хI.224

15.

ТIинтIси учибяхъ предложениеличила баянти. Чумал чедедиб предложениеличилси тIинтIси учибяхъ предложение ва илала жураби


§76 -77б .149, хI.229

16.

Цалабяхънилара чебеднилара гьуйчил детаурти тIинтIти учибяхъ предложениеби.


§78 б .153, хI.235

17.

АхтардилахIянчи. Диктант.









Настоящая программа составлена на основе государственного стандарта, программы основной школы по родной литературе для 9 класса. Планирование составлено на основе программы по родной (даргинской) литературе для 9 класса, выпущенной издательством НИИ педагогики 2003 году и утверждённой Министерством образования РД.



Планируемые результаты учебного предмета.

В результате изучения родной литературы ученик 9 класса должен знать:

Личностные:

овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни.

воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

Метапредметные:

В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;

♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;

♦ описывать и сопоставлять различные объекты;

♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;

♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;

♦ совершенствовать звуковую культуру речи;

♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;

♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;

♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;

♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица;

♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;

♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.



Предметные:

- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать наизусть стихотворения;

- знать не менее 6 – 7 рассказов, уметь их пересказывать;

- знать более 10 стихотворений, понимать их смысл и объяснять;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.



































Содержание курса родной литературы в 9 классе по разделам


  1. Даргинская и Дагестанская литература 20в.-17ч.


М.Х1ямидов «Хьаникъада»,

Р.Рашидов «Адамлис деза»,

Г1.Абу-Бакр «Даргала рурсби»,

С.Рабаданов «Дагъистайс»,

Х1.Рабаданов «Дудешла аманат»,

Г.-Б.Бях1яндов «Гъаршла далай»,

Х1.Г1ялиев «Кьац1личила бурала,

Х1.Кьурбанов «Ванзали хъумх1ерту»,

А.Г1ябдулманапова «Х1еб»,

М.Г1исаев «Нешанас саб иш деза»,

М. Бях1ямг1ялиев «Афганлантас»,

Ю.Хапалаев «Ну дубурлан виасли»,

Р. Х1ямзатов «Нешла мез»,

Х.Авшалумов «Шими Дербенди» ,

И.Х1усейнов «Батирай»,

М.Атабаев «Чебла»,

А.Култаев «Дила ши.
































2.Календарно-тематическое планирование 9 класс дарг. лит-ра

Программала материал


ХъулихIянчи



1-я четверть.



1.

М. ХIямидов «Хьаникъада» поэмала бутIа


Б.50, бутIа уркI.

2.

Р. Рашидов «Адамлис деза».


БутIа уркI. багьес

3.

ГI. Абу-Бакар «Даргала рурсби».


Саркъ. бучIес

4.

С.Рабаданов «Дагъистайс»


Урк1.багьес


2-я четверть.



5

ХI. Рабаданов «Дудешла аманат».


Саркъ. бучIес

6

Гъ.-Б. БяхIяндов «Гъаршла далай».


Саркъ белч1ес

7.

ХI. ГIялиев «КьацIличила бурала».


Саркъ. бучIес

8

ХI.Кьурбанов «Ванзали хъумхIерту».


Саркъ. бучIес



3-я четверть.



9.

А. ГIябдулманапова «ХIеб».


УркI. багьес

10.

М. Г1исаев «Нешанас саби иш деза»


УркI. багьес

11.

М. БяхIямгIялиев «Афганлантас»


Саркъ. белчIес

12.

Ю. Хаппалаев «Ну дубурлан виасли»


Саркъ. белчIес

13

Р. ХIямзатов «Нешла мез».


УркI. Багьес



4-я четверть.



14

Х. Авшалумов «Шими Дербенди».


Хабар бурес

15

И. ХIусейнов «Батирай».


Саркъ. бучIес

16

М. Атабаев «Чебла»


УркI. Багьес

17

А. Култаев «Дила ши»


УркI. Багьес








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!