Аннотация к рабочей программе по родному языку для 9 класса ФГОС ООО
Рабочая программа по родному языку для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего образования,
Обоснование выбора программы. Важной отличительной особенностью данной программы является новизна подходов к преподаванию родного языка с учетом ФГОС ООО, ее направленность на усвоение элементов современной теории и практики речевого общения, теории и практики речевой деятельности, формирование навыков метапредметных и личностных результатов через универсальные учебные действия.
Актуальность. В системе школьного образования учебный предмет «Родной язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Специфика. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики родного литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах родного литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил. Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
1.2. Общие цели учебного предмета:
* воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
* развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение родным литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
* готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании; освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах родного литературного языка и речевого этикета;
* обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
* формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; * применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи обучения:
* развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
* формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
* формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
1.3. Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане
На изучение предмета в 9 классе отводится 34 часов (0,5ч. -родной язык, 0,5ч.- родная литература в неделю).
2. Планируемые результаты образования
Личностные результаты:
1) понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей дагестанского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности родного языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту родного языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения; - адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного родного литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общении.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка как национального языка родного народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3. Общая характеристика курса
Содержание родного языка в основной школе обусловлено нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система, фронтальный опрос, парная, групповая и индивидуальная работа, лекция с элементами беседы, уроки - практикумы, самостоятельная работа, беседы, написание сочинений, изложений, диктантов, сюжетно-ролевые игры, игровые практикумы.
Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения, системно - деятельностный подход, технология групповой работы, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, творческих, свободных, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
1.Рабочая программа учебного предмета «Родной язык ( даргинский)» для 9 класса определяет цель и задачи изучения предмета и включает в себя общую характеристику учебного предмета, место предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета, требования к уровню подготовки учащихся , а также основное содержания указанного учебного предмета и рекомендации по учебно - методическому и материально-техническому обеспечению предмета .
Главными целями изучения предмета «Родной языка (даргинский)»,на ступени общего образования являются:
Познавательная цель, предполагает ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Социокультурная цель, которая включает формирования коммуникативной компетенции учащихся; устной и письменной речи, а также навыков грамотного , безошибочного письма как показателя общей культуры человека .
Программа направлена на изучение родного (даргинского) языка в школе на основе реализации коммуникативно - деятельностного принципа, принципа структурной целостности содержания образования, принципа систематичности, личностной направленности обучения. Отбор содержания ведётся в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, достаточности, сознательности и активности.
В Программе определён ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи , мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-формирование первоначальных представлений о системе и структуре родного языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике ( составе слова) , морфологии и синтаксисе.
-формирование навыков культуры речи в разных ситуациях общения, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты- описания, тексты-повествования и рассуждения;
-воспитания позитивного эмоцианально-ценностного отношения к родному языку , чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета основных задач предметной области « Родной язык и литература на родном языке»:
-формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основа национального самознания народа; позновательного интереса к родному языку;
-развитии диалогической и монологической устной и письменной речи;
-развитие коммуникативных умений;
-развитие нравственных и эстетических чувств;
-развитие способностей к творческой деятельности.
Достижение указанных задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
На изучении родного языка ( даргинского) языка и литературы в школе отводится по 34ч., 1 ч. в неделю (0,5ч.-язык, 0,5ч.-литература),17 учебных недель в каждом классе
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Родной язык(даргинский)»
Родной язык (даргинский) – национальный язык даргинского народа, один из государственных языков Республики Дагестан.
Ценностными ориентирами учебного предмета «Родной язык (даргинский)» являются:
1)воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа, формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Дагестана и России, о языке как основе национального самосознания;
2)обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
3)формирование научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерности его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателю общей культуры человека;
4)овладение умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения понавательных, практических и коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (даргинский)».
Программа по родному(даргинскому)призвана решать важную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Планируемые результаты по родному (даргинскому) языку, заложенные в программе, должны выступать не как цель обучения, а как средство развития школьника.
Важным условием развития школьника является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, исследование, учебный диалог, проектная деятельность. Школьникам должны быть созданы условия для развития рефлексии, способности оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определить свое знание и незнание.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, в том числе и малую;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, приобщение к ценностям многонационального российского общества;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-развитие положительных мотивов учебной деятельности и изучения родного (даргинского) языка;
-развитие этических чувств, доброжелательности и отзывчивости, эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- осознание родного (даргинского) языка как средства общения;
-восприятие родного (даргинского) языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека.
Метапредметные результаты:
- изучение предмета «Родной (даргинский) язык» ;
- формирование универсальных учебных действий;
- формирование умения определять и формулировать цель деятельности, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- формирование умения работать по плану , сверяя свои действия с целью корректировать свою деятельность;
_ формирование умения в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
__ использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации, развитие умения пользоваться разными видами словарей и справочников;
_ овладение умением использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
_ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений;
_ использование речевых средств с целью решения коммуникативных задач, правильно оформляя свои мысли в устной и письменной форме с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
_ способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
_ овладение умением выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения, более точно выражать собственное мнение умение задать вопросы;
_ готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, аргументировать и отстаивать свою точку зрения и оценку событий, соблюдая правила речевого этикета;
_ определение общей цели и путей ее достижения , умение договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметными результатами изучения родного (даргинского) языка в школе являются:
_ овладение представлениями о нормах родного (даргинского) литературного языка и правилах речевого этикета;
_ осознание безошибочного письма как проявление уровня речевой культуры, овладение навыками применения орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;
_ овладение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
_ способность контролировать свои действия и проверять написанное; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания о родном языке для решения коммуникативных, практических и познавательных задач.
2.СОДЕРЖАНИЕ
Фонетика и графика
Выпускник научится:
– различать звуки и буквы;
– характеризовать звуки даргинского языка, гласные и согласные звуки;
– знать последовательность букв в родном алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
– проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.
Орфоэпия
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать нормы родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
Состав слова (морфемика)
Выпускник научится:
– различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
– находить в словах корень, суффикс, основу и окончание.
Выпускник получит возможность научиться:
– разбирать по составу слова в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Лексика
Выпускник научится:
– выявлять слова, значение которых требует уточнения;
– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
– подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
– подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
– различать в тексте слова в прямом и переносном значении;
– оценивать уместность использования слов в тексте;
– выбирать слова из ряда предложенные для успешного решения
коммуникативной задачи.
Морфология
Выпускник научится:
– распознавать части речи на основе существенных признаков;
– распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
– находить начальную форму имени существительного;
– определять грамматические признаки (число, падеж);
– изменять имена существительные по падежам;
– распознавать имена прилагательные;
– распознавать глаголы на основе существенных признаков;
– определять начальную форму глаголов;
– определять грамматические признаки глаголов – класс, число (глаголов с показателями грамматических классов), время;
– распознавать местоимения.
Выпускник получит возможность научиться:
– производить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных и глаголов по памяткам, предложенным в учебнике;
– образовывать имена существительные, имена прилагательные и глаголы с помощью суффиксов;
– употреблять имена существительные в разных падежных формах, определять их назначение;
– подбирать имена прилагательные к заданному имени существительному;
– редактировать текст, заменяя повторяющиеся имена существительные соответствующими местоимениями;
– оценивать уместность употребления глаголов в тексте, заменять повторяющиеся глаголы синонимами;
– находить в тексте такие части речи, как числительные, личные местоимения и наречия.
Синтаксис
Выпускник научится:
– различать предложение, словосочетание, слово; выявлять их сходство и различие;
– устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
– выделять предложения из речи;
– определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);
– находить в тексте повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные предложения;
– различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
– находить главные и второстепенные члены предложения, ставить вопросы от главного слова к зависимому;
– устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении и отражать её в схеме;
– соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
– отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
– находить главные и второстепенные члены предложения;
– выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
– разбирать простое предложение по членам предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, выделять из предложения словосочетания, контролировать правильность выполнения синтаксического разбора;
– устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
– выделять в предложении основу и словосочетания;
– находить предложения с обращениями, выделять в предложении обращение;
– распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
– восстанавливать деформированные предложения;
– составлять предложения по схеме, рисунку и на определённую тему.
– различать второстепенные члены предложения – определение, косвенное дополнение, обстоятельства;
– выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
– различать простые и сложные предложения.
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
– применять правила правописания (в объёме содержания курса);
– определять (уточнять) написание слов по орфографическому словарю;
– применять правило правописания сложных глаголов
– объяснять функцию разделительного знака в именах существительных;
– объяснять функцию мягкого знака;
– проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
– обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
– соотносить орфограммы с изученными правилами;
– ставить запятые при обращении;
– при составлении собственных текстов использовать орфографический словарь;
–проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
– переводить с русского языка на даргинский язык тексты;
– подбирать примеры с определенной орфограммой, при составлении собственных текстов перефразировать запись, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
– при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и
определять способы действий, помогающих предотвратить её появление в последующих письменных работах.
Развитие речи
Выпускник научится:
– оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста;
– соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
– выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
– самостоятельно озаглавливать текст;
– составлять план текста;
– сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
– создавать тексты по предложенному заголовку;
– подробно или выборочно пересказывать текст;
– пересказывать текст от другого лица;
– составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
– анализировать и исправлять тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
– исправлять тексты, в которых допущены нарушения норм культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
– оценивать правильность выполнения учебной задачи: – соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
– соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.
3.Календарно-тематическое планирование-9 класс дарг.мез
№ | Программала материал | дата | Хъули хIянчи |
| 1-я четверть. | | |
1. | Учибяхъ предложениела жураби. | | §49б.94, хI. 150 |
2. | Цалабяхъниличилси учибяхъ предложение. ЦахIнадирхъути союзуначилси учибяхъ предложение | | §50б.99 х1.54 |
3 | Къаршидурцути союзуначилси учибяхъ предложение. ДекIардирути союзуначилси учибяхъ предложение. | | §52б 103, хI. 158 |
4. | АхтардилахIянчи. | | |
| 2-я четверть. | | |
5. | Нукьсанси ва нукьсанси ах1енси чебедиб предложение. Чебедниличилси учибяхъ предложениелизибси чебедиб предложениела мер. | | §56-58б .110, хI.170 |
6. | Баянна чебедиб предложениеличилси учибяхъ предложение. Сказуемое баянбирути чедедиб предложениеби. | | §59-60 б .118, хI.178 |
7. | Определениела чебедиб предложениеличилси учибяхъ предложение. | | §62б .122, хI.185 |
8. | АхтардилахIянчи. Диктант. | | |
| 3-я четверть. | | |
9 | Сабабла чебедиб предложение. Мурадла чебедиб предложение. | | §63-64 б .126, хI.190 |
10 | ШартIла чедедиб предложениеби. УббуркIуси чебедиб предложение | | §65 - 66б .128, хI.194 |
11. | Х1ясилла чебедиб предложение. Заманала чебедиб предложение. | | §67-68 б .131, хI.200 |
12. | Мерла чедедиб предложениеби. Мешубируси чебедиб предложение | | §69-70 б .134, хI.206 |
13 | АхтардилахIянчи. Диктант. | | |
| 4-я четверть. | | |
14 | Союзуниагар учибяхъ предложениебазир багьлабирнила ишараби. | | §75б .146, хI.224 |
15. | ТIинтIси учибяхъ предложениеличила баянти. Чумал чедедиб предложениеличилси тIинтIси учибяхъ предложение ва илала жураби | | §76 -77б .149, хI.229 |
16. | Цалабяхънилара чебеднилара гьуйчил детаурти тIинтIти учибяхъ предложениеби. | | §78 б .153, хI.235 |
17. | АхтардилахIянчи. Диктант. | | |
Настоящая программа составлена на основе государственного стандарта, программы основной школы по родной литературе для 9 класса. Планирование составлено на основе программы по родной (даргинской) литературе для 9 класса, выпущенной издательством НИИ педагогики 2003 году и утверждённой Министерством образования РД.
Планируемые результаты учебного предмета.
В результате изучения родной литературы ученик 9 класса должен знать:
Личностные:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни.
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Метапредметные:
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Предметные:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать наизусть стихотворения;
- знать не менее 6 – 7 рассказов, уметь их пересказывать;
- знать более 10 стихотворений, понимать их смысл и объяснять;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Содержание курса родной литературы в 9 классе по разделам
Даргинская и Дагестанская литература 20в.-17ч.
М.Х1ямидов «Хьаникъада»,
Р.Рашидов «Адамлис деза»,
Г1.Абу-Бакр «Даргала рурсби»,
С.Рабаданов «Дагъистайс»,
Х1.Рабаданов «Дудешла аманат»,
Г.-Б.Бях1яндов «Гъаршла далай»,
Х1.Г1ялиев «Кьац1личила бурала,
Х1.Кьурбанов «Ванзали хъумх1ерту»,
А.Г1ябдулманапова «Х1еб»,
М.Г1исаев «Нешанас саб иш деза»,
М. Бях1ямг1ялиев «Афганлантас»,
Ю.Хапалаев «Ну дубурлан виасли»,
Р. Х1ямзатов «Нешла мез»,
Х.Авшалумов «Шими Дербенди» ,
И.Х1усейнов «Батирай»,
М.Атабаев «Чебла»,
А.Култаев «Дила ши.
2.Календарно-тематическое планирование 9 класс дарг. лит-ра
№ | Программала материал | | ХъулихIянчи |
| 1-я четверть. | | |
1. | М. ХIямидов «Хьаникъада» поэмала бутIа | | Б.50, бутIа уркI. |
2. | Р. Рашидов «Адамлис деза». | | БутIа уркI. багьес |
3. | ГI. Абу-Бакар «Даргала рурсби». | | Саркъ. бучIес |
4. | С.Рабаданов «Дагъистайс» | | Урк1.багьес |
| 2-я четверть. | | |
5 | ХI. Рабаданов «Дудешла аманат». | | Саркъ. бучIес |
6 | Гъ.-Б. БяхIяндов «Гъаршла далай». | | Саркъ белч1ес |
7. | ХI. ГIялиев «КьацIличила бурала». | | Саркъ. бучIес |
8 | ХI.Кьурбанов «Ванзали хъумхIерту». | | Саркъ. бучIес |
| 3-я четверть. | | |
9. | А. ГIябдулманапова «ХIеб». | | УркI. багьес |
10. | М. Г1исаев «Нешанас саби иш деза» | | УркI. багьес |
11. | М. БяхIямгIялиев «Афганлантас» | | Саркъ. белчIес |
12. | Ю. Хаппалаев «Ну дубурлан виасли» | | Саркъ. белчIес |
13 | Р. ХIямзатов «Нешла мез». | | УркI. Багьес |
| 4-я четверть. | | |
14 | Х. Авшалумов «Шими Дербенди». | | Хабар бурес |
15 | И. ХIусейнов «Батирай». | | Саркъ. бучIес |
16 | М. Атабаев «Чебла» | | УркI. Багьес |
17 | А. Култаев «Дила ши» | | УркI. Багьес |