СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературе для учащихся 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературе. Предназначено для учащихся 7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературе для учащихся 7 класса»


Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Погарская средняя общеобразовательная школа №2

п.г.т. Погар, Брянской области


«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ /Клименко Т.П /


Протокол №____ от

«___» _________ 2022г.



«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ

Погарская СОШ№2

_____ /Свириденко М.В./


«___» _________ 2022г.


«Утверждено»

Руководитель МБОУ Погарская СОШ№2

_____ /Лохматов А.И./


Приказ № ______ от

«___» _________ 2022г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературе

по___________________________________________________

предмет

7 Б классе, базовый уровень, 70 часов

______________________________________________________

класс, уровень обучения (базовый, профильный), количество часов


Уколовой Натальи Михайловны,

______________________________________________________________

Ф.И.О.

учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории

______________________________________________________________

должность, категория

2022 – 2023 учебный год




I. Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литература» для обучающихся 7 б классе муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Погарская средняя общеобразовательная школа №2 разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;

  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»»;

  4. Учебного  плана МБОУ Погарская средняя общеобразовательная школа №2 на 2022-2023 учебный год;

  5. Годового календарного учебного графика школы на 2022-2023 учебный год.

  6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2016.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2016.

Программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 часа в неделю.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Важнейшее значение в формировании духовно бо­гатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребно­стями имеет художественная литература. В основу кур­са школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей кур­са является осмысление историко-культурных сведе­ний, нравственно-эстетических представлений, усвое­ние основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать ху­дожественные произведения, овладение богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направле­но на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, фор­мирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям оте­чественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия худо­жественного текста, образного и аналитиче­ского мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции: формирование начальных представле­ний о специфике литературы в ряду других ис­кусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведе­ний в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико­-литературных понятий;

  • овладение умениями: чтения и анализа худо­жественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исто­рического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литератур­ного языка при формулировании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образова­ния предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образова­тельной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального об­щего.основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качест­венного основного общего образования, дости­жение планируемых результатов освоения про­граммы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здо­ровья;

  • установление требований: к воспитанию и со­циализации обучающихся как части образо­вательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала шко­лы, к обеспечению индивидуального психоло­го-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образователь­ного базиса с учетом не только знаний, но и со­ответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образователь­ного процесса, в:заимодействия всех его участ­ников;

  • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про­граммы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучаю­щихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склон­ностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практи­ки, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих со­ревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятель­ности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии вну­тришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приоб­ретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское про­ектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психо­логов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями про­фессионального образования, центрами профес­сиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психоло­гического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классиче­скими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного обра­зования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой сло­весной культуры, обладающими высокими художест­венными достоинствами, выражающими жизненную правду, обще гуманистические идеалы и воспитываю­щими высокие нравственные чувства у человека чи­тающего.




II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • 1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

  • 2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать,корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлятьи интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.




III. Содержание учебного предмета


Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество ( 4ч + 1ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы (2ч)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века (2ч +1ч)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. О да (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века ( 23ч + 4ч + 3ч )

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»}, «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувств любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописи источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега волхва. Художественное воспроизведение быта и нрав Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе-

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Б

та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма . Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов»и Михайло Репнин». Воспроизведение исторического ритма эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Патриотизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести «Дикий помещик». Для самостоятельного чтения Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой- повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века (18ч +4ч +2ч)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака», Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ

о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».

Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России ( 1ч)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям, разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы ( 4ч)

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.



IV. Тематическое планирование

В связи с тем, что расписание уроков в 7 б классе совпадает с праздничными , выходными и каникулярными днями (4 ноября , 24 февраля, 25 апреля,9 мая ), тематическое планирование сокращено до 66 часов.




п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов на тему

Форма контроля

Дата по плану

Дата фактически

Домашнее задание

Примечание (корректировка даты и причина)

1 четверть

Введение (1ч)

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мир стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

1

ФО

2.09 (б)



С.3-5,задания 1,2


Устное народное творчество (4ч + 1ч)

2

Входной контроль (тест).

Предания-поэтическая автобиография народа. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

1

ФО


6.09(б)




С.7-23, выразит.чтение былины


3

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца.

1

УО

9.09(б)



Задания 1-5

(с.36)


4

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин ного стиха. Собирание былин. Собиратели.

1

УО


13.09(б)


С.24-35,

задания 1-4


5

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по былинам.

1

ФО

16.09(б)



сочинение


6

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

1

ФО


20.09(б)


С.38-44,С.60-67, творческое задание на с.68


Из древнерусской литературы 2ч

7

«Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха. Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности.

1

ФО

23.09(б)



С.69-73, составл. поучения


8

«По­весть о Петре и Февронии Муромских». Гимн любви и верности.


1

УО


27.09(б)


С.73-82, пересказ


Из русской литературы

XVIII века 2ч +1ч

9

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Еписаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

1

ФО

30.09(б)



С.84-88, чтение наизусть


10

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

УО


4.10(б)


С.89-91, выраз.чтение


11

Внеклассное чтение. Басни И.А.Крылова. Рассказ и мораль в баснях.

1

УО

7.10(б)





Из русской литературы XIX века

22ч + 4ч + 3ч

12

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России, мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петр I и Карла XII).

1

УО

11.10(б)



С.93-96,чтение наизусть


13

Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I.

1

УО

14.10(б)



С.98-100, выраз.чтение


14

Александр Сергеевич Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

1

УО

18.10(б)



С.102-107,выразит. чтение баллады


15

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре}. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

1

УО

21.10(б)



С.111-118, инсценированное чтение отрывка


16

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. Контрольный тест.

1

УО


25.10(б)


С.121-134, задания 1-5 (с.134)


2 четверть

17

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин «Метель». Решающая роль случая в жизни людей.

1

УО


8.11(б)




18

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Тест.

1

УО

11.11(б)



С.137-158, задания 1-3 (с.258)


19

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому.

1

УО


15.11(б)


Развертый ответ на вопрос


20

Развитие речи. Характеристика героев поэмы М. Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

ФО

18.11(б)



Характеристика героя


21

Михаил Юрьевич Лермонтов.

«Когда волнуется желтеющая нива...». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

1

УО


22.11(б)


С.162-164, чтение наизусть


22

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе «Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства.

1

УО

25.11(б)



С.167-170,биограия Гоголя, повесть «Тарас Бульба»


23

Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

1

ФО


29.11(б)


С.170-235,задание 4 на с.236


24

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

1

ФО

2.12(б)



Сравнит. хар-ка героев


25

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

1

ФО


6.12(б)


Задание 3 на с.236


26

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

ФО

9.12(б)



Сочинение


27

Развитие речи. Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

СР


13.12(б)




28

Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий.

1

УО

16.12(б)



Пересказ текста


29

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

1

УО


20.12(б)


С.238-249, художеств. пересказ текста


30

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

1

УО

КР

23.12(б)



С.250-252, чтение наизусть

стих. «Русский язык


31

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. Контрольный тест .

1

ФО


27.12(б)


С.254-272, выразит. чтение


3 четверть

32

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

1

ФО


10.01(б)


С.273-277, выраз.чтение


33

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

1

УО

13.01(б)



С.279-287, задания 1-9 на с.288


34

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...»

1

УО


17.01(б)


С.289-301, задания на с.301


35

Внеклассное чтение. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

1

УО

20.01(б)



Пересказ тнкста.


36

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

1

УО


24.01(б)


С.305-321, пересказ главы (на выбор уч-ся)


37

Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

УО

27.01(б)



С.325-332, чтение рассказа по ролям


38

Внеклассное чтение. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска» и «Размазня», «Ванька». Многогранность ко­мического в рассказах

А. П. Чехова.

1

УО


31.01(б)


Рассказы А.П. Чехова


39

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

1

УО

3.02(б)



С.341-345, чтение наизусть


40


Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Иван Алексеевич Бунин «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

1

УО


7.02(б)


С.3-18, задания 1-3 на с.18




1

УО



Художественный пересказ


Из русской литературы XX века 15ч +4ч +2ч

41

Максим Горький «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1

УО


10.02(б)





С.19-83


42

Дед Каширин, Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело. Изображе­ние быта и характеров.

1

ФО


14.02(б)




Характеристика героев


43

Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения по повести М.Горького «Детство».

1

ФО

17.02(б)






Сочинение


44

Развитие речи. Написание сочинения по повести М.Горького «Детство».

1

СР


21.02(б)






45

М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Портрет как средство характеристики героя.

1

УО


28.02(б)



С.84-87. Выразит. чтение


46

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

ФО

3.03(б)







С.100-111, отрывок наизусть


47

Леонид Николаевич Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

1

УО


7.03(б)







С. 89-99, задания 1-6 на с.99


48

Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей.

1

УО

10.03(б)









С. 113-123


49

Развитие речи. Характеристика литературного героя.

1

ФО


14.03(б)



Характеристика Юшки


50

Внеклассное чтение. А.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова. Контрольный тест.

1

УО

17.03(б)











С. 123-137, задание 3 на с.138


4 четверть

51

Борис Леонидович Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

1

УО


31.03(б)








С.139-143, выразит. чтение


52

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стих творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

1

ФО


4.04(б)









С. 150-159


53

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические, нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

1

УО


7.04(б)





С.159-167, пересказ отрывка


54

Евгений Иванович Носов «Кукла». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе.

1

УО


11.04(б)






С. 168-176, рассказ о герое


55

Евгений Иванович Носов . «Живое пламя». Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

1

УО

14.04(б)







С.176-179. Вопрсы 1-4 на с.177


56

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Ф.А.Абрамова и Е.Носова.

1

ФО

18.04(б)






Сочинение


57

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

1

УО

21.04(б)




С.180-195. Задание 3 на с.195


58

Стихотворения о Родине, родной природе. В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Человек и при­рода.

1

УО


28.04(б)






С.212-220, выразит. чтение


59

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

1

УО



2.05(б)









С.144-149, выразит. чтение


60

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

УО


5.05(б)






С.197-204 .С.205-210, чтение рассказа по ролям


61

Внеклассное чтение. Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...».


1

УО

12.05(б)





С.220-225, выразит. чтение


Из литературы народов России

1 ч

62

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...», «О моей Родине». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

УО



16.05(б)






С.225-228, выразит. чтение



Из зарубежной литературы

63

Роберт Бернс.«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

1

ФО


19.05(б)








С.228-235, выразит.чтение

С.241-249, рассказ о героях


64

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

1

ФО



23.05(б)





С.235-241


65

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Итоговый контрольный тест.

1

ФО


26.05(б)





С.241-245


66

Внеклассное чтение. Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

1

ФО



30.05(б)


Задание для летнего чтения





Скачать

© 2024, 35 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!