СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование на тему: "Разнообразие плоских червей" для 7 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование на тему: "Разнообразие плоских червей" для 7 класса»

Выполнила: Жарич Кристина Вячеславовна, учитель биологии и географии МБОУ СОШ №155, г. Новосибирск

Тема урока: «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок-семинар

Цель урока: раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности типа Плоские черви; раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями.

Планируемые результаты:

- предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;

- метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, переводить из одной формы подачи в другую, умению классифицировать червей, самостоятельно выбирать основания и критерии для их классификации, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения и функциями органов и систем органов червей.

- личностные: соблюдать правила поведения в кабинете, формулировать, доказывать и аргументировать свою точку зрения, у учащихся формируются ценности здорового образа жизни при усвоении личных правил поведения, предупреждающего заражение плоскими паразитическими червями.

Оборудование: учебник «Биология» 7 класс, автор В.М. Константинов (2020), рабочая тетрадь, презентация, доска, плакат «Тип Плоские черви».


Ход урока:

Время (мин)

Этапы содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

5

1. ВВОДНЫЙ ЭТАП

1.1. Самоопределение деятельности (организационный момент).












1.2. Актуализация опорных знаний.

1. Как устроена пищеварительная система у гидры?

2. Что означают понятия «орган» и «система органов»?

3. Что означает «лучевая симметрия»?

4. Каковы характерные особенности классов

кишечнополостных?

1.3. Постановка проблемы (создание проблемной

ситуации)

На слайде представлена фотография, на которой дети едят овощи прямо с грядки.

- Что мы видим на слайде?

- Какую ошибку совершают дети?

- Какое правило гигиены мы должны соблюдать перед употреблением пищи?

- Почему необходимо мыть фрукты и овощи перед едой?

- Как вы думаете какова тема нашего урока?

Учитель озвучивает тему урока.

Предлагает сформулировать цель урока и выстроить учебные задачи для достижения намеченной цели.


1.1 Приветствие

учащихся, проверка

их готовности к

уроку, фиксация

отсутствующих.

Проверка

подготовленности

классного помещения.

Организация

внимания школьников.



1.2. Учитель фронтально и индивидуально задает вопросы учащимся.




1.3. Обращается к классу и задает вопросы.

Пишет тему урока на

доске.


1.1 Подготавливаются к уроку, приветствуют

учителя, говорят

фамилии

отсутствующих.







1.2. Учащиеся поднимают руку и индивидуально

отвечают на вопросы учителя.





1.3. Отвечают на вопросы учителя: определяют тему

урока и записывают

себе в тетрадь: «Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и

цепни.».


Умение слушать учителя, товарищей.

Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

Умение самостоятельно

обнаруживать и

формулировать учебную

проблему, определять

цель учебной

деятельности.

Умение самостоятельно

выполнять направленный поиск и отбор

информации.

5

2. ПОВТОРЕНИЕ (включение нового знания в

систему знаний)

1. Чем представлена нервная система у

Кишечнополостных? Она имеет сложное строение?

2. Что такое рефлекс? Кто им обладает?

3. Как происходит регенерация? Какого его значение?

4. Жизнь кишечнополостных зависит от окружающей среды. Однако многие из них не только приспособлены к месту обитания, но и сами активно воздействуют на него. Приведите такие примеры из жизни морских кишечнополостных.

Учитель фронтально и индивидуально задает вопросы учащимся.

Учащиеся поднимают руку

и индивидуально отвечают на вопросы учителя.

Умения индивидуально

ответить на вопросы учителя.

15

3. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Внешнее строение

Большинство имеет листообразную или лентовидную двусторонне-симметричную форму тела. Тело плоских червей защищено однослойным эпителием. У свободноживущих ресничных червей клетки покровов несут многочисленные реснички, у паразитических червей клетки эпителия сливаются, образуя синцитий, причем ядра уходят под базальную мембрану. Такой покров носит название гиподермы, его верхняя безъядерная пластинка называется тегументом. Эпителий и мускулатура формируют кожно-мускульный мешок.

Опорно-двигательная система

Мышцы кожно-мускульного мешка слагаются из

нескольких слоев мышечных волокон. В наружном слое эти волокна тянутся поперек тела (кольцевые), а во внутреннем они направлены вдоль тела (продольные). Кроме них, имеются еще спинно-брюшные и диагональные мышцы. Такое строение мускулатуры позволяет червям совершать сложные движения. Полость тела отсутствует, пространство внутри кожно-мускульного мешка, в котором находятся

внутренние органы, заполнено рыхлой массой

соединительнотканных клеток — паренхимой. В

промежутках между клетками циркулирует тканевая жидкость. В паренхиме находятся пищеварительные, выделительные и половые органы.

Пищеварительная система

Свойственна не всем плоским червям. У ленточных

червей, в связи с паразитическим образом жизни,

редуцируется. У других плоских червей пищеварительная система состоит из двух отделов: переднего и среднего. Передний начинается ртом, который ведет в глотку. Из

глотки пища переходит в пищевод, а затем в кишечник, ветви которого заканчиваются слепо.

Выделительная система

Представлена протонефридиями. Среди клеток паренхимы расположены крупные клетки, в которые вдаются пучки длинных ресничек, колеблющихся, как пламя свечи. За счет осмоса в них поступает тканевая жидкость, с помощью ресничек она направляется в канальцы, которые соединяются в более крупные протоки.

Органы дыхания

Специальные органы дыхания отсутствуют.

Свободноживущие черви и эктопаразиты дышат через покровы, эндопаразиты, живущие в среде бедной кислородом, получают энергию за счет гликолиза.

Нервная система

Решетчатого типа, напоминает решетку. Состоит из парного мозгового ганглия и идущих от него нервных стволов, соединенных кольцевыми перемычками. Обычно особого развития достигают два продольных ствола.

Органы чувств наиболее хорошо развиты у

свободноживущих, у турбеллярий. Некоторые имеют органы равновесия — статоцисты, почти всегда имеются глаза. Есть рецепторы для восприятия механических и химических раздражений.

Размножение и развитие

Плоские черви — гермафродиты. Обычно в эту систему, помимо семенников и яичников, входят различные придаточные образования, обеспечивающие процесс оплодотворения, снабжение яйцеклеток необходимыми

питательными веществами для развития эмбриона и создания вокруг яйца защитных оболочек. Развитие плоских червей проходит в большинстве случаев с метаморфозом, через ряд личиночных стадий.

Объясняет.

Задает вопросы.

Внимательно слушают

учителя, отвечают на его вопросы и фиксируют

новый материал в виде тезисов в тетрадь.

Умение работать сообща

в коллективе. Умение

слушать учителя и записывать основные

тезисы урока. Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

10

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Какой покров у плоских червей?

2. Объясните понятие «паренхима». Где она

расположена?

3. Чем представлена пищеварительная система?

4. Какие черты усложнения организации появляются у плоских червей?

Оценка ответов.

Учитель фронтально и

индивидуально задает вопросы учащимся.

Оценивает работу на

уроке.

Учащиеся поднимают руку

и индивидуально отвечают на вопросы учителя.

Умение самостоятельно

выполнять задание; развитие способности

самоконтроля.

Умение самостоятельно

оценивать свой ответ и ответ одноклассника.

5

5. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание: §9. Конспект §10

Инструктирует.



Записывают домашнее

задание.

Умение самостоятельно

выполнять задание; развитие способности

самоконтроля,

способность к познанию; готовности осуществлять

направленный поиск и отбор информации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!