СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование "Астрономия"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по астрономии можно использовать для 11 или 10 класса (например, у нас в школе ведется в 10 классе, занимаемся по учебнику "Астрономия - 11" Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование "Астрономия"»

Астрономия 10 класс

№ урока

Тема урока

(Вид урока)

Дата проведения

Содержание урока

(Вид деятельности)

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 ч)

1

Что изучает астрономия. (УОНЗ)



Причины возникновения астрономии. Значение и связь астрономии с другими науками. Навигация. Небесная механика. Астрофизика. Космология. Структура и масштабы Вселенной. Солнечная система. Галактика.

Научатся: называть причины возникновения астрономии; получат возможность научиться: приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации


§1 читать.

Темы докладов (по желанию): «Устройство и принцип действия телескопа: рефракторы и рефлекторы», «История развития телескопа», «Современные телескопы»

2

Наблюдения – основа астрономии. (УОНЗ)


Особенности астрономии и ее методов. Система горизонтальных координат – азимут и высота. Зенит. Истинный или математический горизонт. Теодолиты.

Научатся называть и изображать на небесной сфере основные круги, линии и точки; получат возможность научиться использовать полученные в курсе физики знания о ходе лучей в линзовых и зеркальных оптических системах при объяснении устройства и принципа действия телескопа-рефрактора и телескопа-рефлектора

УО

ПР

§2.1 читать.

Подготовка доклада «История названий созвездий», «Легенды и мифы о возникновении созвездий»

Практические основы астрономии (5 ч)

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты. (УОНЗ)


Телескопы. Проницающая сила. Разрешающая способность. Созвездие. Звездная величина. Освещенность. Северный полюс мира. Система экваториальных координат. Ось мира. Небесный меридиан. Небесный экватор. Склонение. Прямое восхождение.

Научатся формулировать понятие «созвездие», определять понятие «видимая звездная величина»; определять экваториальные координаты астрономических объектов с использованием звездной карты; получат возможность научиться по известным значениям звездных величин определять разность освещенностей, создаваемых небесными светилами, использовать карту звездного неба для определения координат звезд

УО

ПР

§2.2, 3, 4 читать.

ПР «Проведение наблюдений основных созвездий и наиболее ярких звезд неба»

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах. (УОНЗ)


Высота полюса мира над горизонтом. Кульминация светила. Высота светила в кульминации.

Научатся формулировать понятие «высота звезды», определять понятия «кульминация светила», «невосходящее светило», «незаходящее светило»; определять географическую широту по измерению высоты светила в момент ее кульминации; получат возможность научиться определять астрономические объекты, наблюдение которых возможно на заданной широте; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения небесных объектов на различных географических широтах.

УО

ПР

§5 читать.

Доклады

5

Годичное движение Солнца. Эклиптика (УОНЗ)


Годичное движение Солнца. Эклиптика. Зодиакальные созвездия.

Научатся формулировать понятие «эклиптика», перечислять точки пересечения эклиптики с небесным экватором; называть причины изменения продолжительности дня и ночи в течение года; получат возможность научиться объяснять наблюдаемое движение Солнца в течение года, характеризовать особенности суточного движения Солнца в околополярных областях, на средних широтах и в экваториальной зоне в течение года.

СР

§6 читать. ПР. Доклады.

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны (УОНЗ)


Движение Луны. Фазы Луны. Звездный или сидерический месяц. Новолуние. Полнолуние. Первая четверть. Последняя четверть. Синодический месяц. Полное, частное и кольцеобразное затмения. Полоса полного солнечного затмения. Солнечная корона.

Научатся формулировать понятия «сидерический месяц», «синодический месяц», перечислять виды; называть условия наступления солнечных и лунных затмений и их периодичность; получат возможность научиться объяснять причины, по которым затмения могут наблюдаться с определенной периодичностью; описывать порядок смены лунных фаз.

УО

ПР

§7, 8 читать. ПР. Доклады.

7

Время и календарь. (УОНЗ)


Точное время и определение географической долготы. Поясное время. Всемирное время. Декретное время. «Летнее» время. «Зимнее» время. Календарь. Тропический год. Високосный год. Старый стиль, новый стиль.

Научатся формулировать понятия «поясное время», «зимнее время», «летнее время», «старый календарный стиль», «новый календарный стиль»; получат возможность научиться доказывать необходимость введения часовых поясов, високосных лет, нового календарного стиля.

УО

§9, доклады.

Строение Солнечной системы (7 ч)

8

Развитие представлений о строении мира. (УОНЗ)


Геоцентрическая система мира. Антропоцентризм. Эпицикл. Деферент. Гелиоцентрическая система мира.

Научатся перечислять характеристики геоцентрической системы мира Аристотеля-Птолемея; гелиоцентрической системы мира Коперника; воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; получат возможность научиться объяснять петлеобразное движение планет с позиции геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.

УО

§10 читать

9

Конфигурации планет. Синодический период. (УОНЗ)


Конфигурация планет и условия их видимости. Соединение. Противостояние. Верхнее соединение. Нижнее соединение. Квадратура. Элонгация. Синодический и сидерический периоды обращения планет.

Научатся формулировать понятие «конфигурация планет», перечислять возможные конфигурации планет; определять понятия «синодический период обращения планеты», «сидерический период обращения планеты»; получат возможность научиться по известным условиям расположения Солнца, Земли и планеты характеризовать условия видимости внешних и внутренних планет; пояснять связь синодического и сидерического периодов обращения; решать задачи на вычисление звездных периодов обращения внешних и внутренних планет.

УО

ПР

§11, ПР, у-9 выполнить

10

Законы движения планет Солнечной системы. (УОНЗ)


Законы Кеплера. Большая полуось. Перигелий. Афелий. Астрономическая единица.

Научатся формулировать понятия «афелий», «перигелий», «астрономическая единица», законы Кеплера; получат возможность научиться использовать законы Кеплера для решения задач.

УО

СР

§12, у-10, доклады


11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. (УОНЗ)


Форма и размеры Земли. Явление параллактического смещения. Способ триангуляции. Горизонтальный параллакс. Радиолокация. Оптическая локация.

Научатся формулировать понятие «горизонтальный параллакс», определять понятие «угловые размеры объекта»; перечислять методы определения расстояний до небесных тел и размеров небесных тел; получат возможность научиться пояснять сущность метода определения расстояний по параллаксам светил и других методов; решать задачи на определение расстояний до планет по горизонтальному параллаксу и размеров небесных тел по угловым размерам и расстоянию.

УО

§13, у-11 выполнить

12

Практическая работа с планом Солнечной системы. (СОМ)


Форма и размеры Земли. Явление параллактического смещения. Способ триангуляции. Горизонтальный параллакс. Радиолокация. Оптическая локация.

Научатся располагать в заданном масштабе относительно Солнца планеты Солнечной системы, получат возможность научиться по заданной дате определять взаимное расположение планет Солнечной системы, используя «Школьный астрономический календарь» на текущий учебный год, определять возможности наблюдения планеты для определенной даты их проведения.

СР

§13, с 71 ответить на вопросы

13

Открытие и применение закона всемирного тяготения. (КУ)


Закон всемирного тяготения. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Масса и плотность Земли. Определение массы небесных тел. Приливы.

Научатся определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера, описывать понятие «возмущенное движение»; получат возможность научиться описывать движение тел под действием сил тяготения, объяснять причины приливов на Земле, возмущений в движении тел Солнечной системы.

УО

ПРО

§14.1-14.5, доклады

14

Движение искусственных спутников и КА в Солнечной системе. (КУ)


КА – космические аппараты. ГЛОНАСС. Полуэллиптические полеты.

Научатся характеризовать особенности движения и маневров КА для исследования тел Солнечной системы; получат возможность научиться описывать маневры при посадке на поверхность планеты или выход КА на орбиту вокруг планеты.

УО

СР

§14.6, у-12 выполнить, доклады

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. (УОНЗ)



Общие характеристики планет.

Научатся формулировать основные положения гипотезы о формировании тел Солнечной системы; получат возможность научиться использовать положения современной теории происхождения тел Солнечной системы для объяснения свойств тел Солнечной системы.

ПР

§15, 16, задание 12 выполнить

16

Земля и Луна – двойная планета. (УОНЗ)


Природа Земли. Природа Луны.

Научатся характеризовать природу Земли, перечислять физические условия на поверхности Луны, описывать ее внутреннее строение, перечислять результаты исследований; получат возможность научиться объяснять различия лунных морей и материков, процессы формирования поверхности Луны; сравнивать внутреннее строение Луны и Земли; характеризовать химический состав лунных пород.

УО

§17, ПР

17

Две группы планет. (УР)


Самостоятельная работа. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.

Научатся перечислять основные характеристики планет Солнечной системы, указывать основания для разделения планет на две группы; получат возможность научиться характеризовать планеты земной группы и планеты-гиганты, объяснять причины их сходства и различия.

СР

§15,18.

18

Природа планет земной группы. (УОНЗ)


Общность характеристик. Меркурий. Венера. Марс.

Научатся формулировать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет земной группы; характеризовать рельеф поверхностей планет земной группы; получат возможность научиться объяснять особенности вулканической деятельности и тектоники на планетах земной группы, обосновывать и сравнивать характеристики планет земной группы.

УО

ПР

§18, доклады, у-14 выполнить.

19

Урок – дискуссия «Парниковый эффект – польза или вред. (УР)


Обсуждение докладов.

Научатся перечислять факторы, влияющие на возникновение естественного и антропогенного парникового эффекта; характеризовать явление парникового эффекта; получат возможность научиться объяснять механизм возникновения парникового эффекта на основе физических и астрономических законов и закономерностей; пояснять его роль в сохранении природы Земли

УО

§18, доклады

20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца. (УОНЗ)



Общность характеристик планет-гигантов. Спутники и кольца планет-гигантов.

Научатся формулировать параметры сходства внутреннего строения и химического состава планет-гигантов, описывать их характеристики; формулировать понятие «планета»; получат возможность научиться описывать особенности облачного покрова, атмосферной циркуляции; характеризовать строение и состав колец планет-гигантов; анализировать особенности природы спутников планет-гигантов.

УО

ПР

§19, доклады, у-15 выполнить

21

Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы. (УОНЗ)



Астероиды. Карликовые планеты. Кометы.

Научатся определять понятия «планета», «малая планета», «астероид»; описывать внешний вид и строение астероидов и комет; получат возможность научиться характеризовать малые тела Солнечной системы, объяснять процессы, происходящие в комете при изменении ее расстояния от Солнца, анализировать орбиты комет.

УО

ПР

§20.1 – 20.3, доклады, у-16(1-5) выполнить

22

Метеоры, болиды, метеориты. (УОНЗ)


Метеоры. Метеорные потоки. Радианты. Болиды. Метеориты.

Научатся формулировать понятия «метеор», «метеорит», «болид»; приводить примеры метеоритных кратеров на земле; получат возможность научиться описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; характеризовать особенности структуры метеоритных кратеров.

УО
ПР

§20.4, у-16(6) выполнить

Солнце и звезды (6 ч)

23

Солнце, состав и внутреннее строение. (УОНЗ)


Энергия и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Атмосфера Солнца.

Научатся описывать строение солнечной атмосферы; получат возможность научиться объяснять физическую сущность источников энергии Солнца и звезд, процесс переноса энергии внутри Солнца, пояснять грануляцию на поверхности звезды.

УО

СР

§21.1 – 21.3, ПР, доклады

24

Солнечная активность и ее влияние на Землю (УОНЗ)


Солнечные пятна. Факелы. Протуберанцы. Вспышки. Периодичность солнечной активности.

Научатся перечислять примеры проявления солнечной активности – солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы; называть период изменения солнечной активности; перечислять виды влияния солнечной активности на магнитосферу Земли (магнитные бури, полярные сияния); получат возможность научиться объяснять влияние солнечной активности на радиосвязь, сбои в линиях электропередач

УО

§21.4, доклады, у-17 выполнить

25

Физическая природа звезд. (УОНЗ)


Годичный параллакс и расстояния до звезд. Видимая и абсолютная звездные величины. Светимость звезд.

Научатся формулировать понятие «светимость звезды», определять понятия «звезда», «двойные звезды», «кратные звезды»; перечислять спектральные классы звезд; получат возможность научиться характеризовать звезды, как природный термоядерный реактор; объяснять содержание диаграммы «спектр – светимость».

УО

ПР

§22, 23.1 – 23.2, доклады, 18

26

Переменные и нестационарные звезды. (УОШЗ


Спектры, цвет и температура звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Двойные звезды. Определение массы звезд. Размеры звезд. Плотность их вещества. Пульсирующие переменные. Новые и сверхновые звезды. Черные дыры.

Научатся формулировать понятия «затменно-двойная звезда», «новая звезда», «сверхновая звезда»; объяснять зависимость «период-светимость», получат возможность научиться характеризовать цефеиды, как природные автоколебательные системы, характеризовать явления в тесных системах двойных звезд и вспышки новых

УО

§23.1, 23.3, 24.1, у- 18 выполнить

27

Эволюция звезд (УР)


Новые и сверхновые звезды. Пульсары или нейтронные звезды,

Научатся объяснять зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы; объяснять варианты конечных стадий жизни звезд (белые карлики, нейтронные звезды – пульсары, черные дыры); получат возможность научиться рассматривать вспышки сверхновой как этап эволюции звезд; описывать природу объектов на конечной стадии эволюции.


§24.2

28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система. Звезды». (УР)



Научатся применять полученные знания при решении задач по алгоритму; получат возможность научиться решать задачи, используя знания из разделов «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды».

ПРО


Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

29

Наша Галактика. (УОНЗ)


Млечный путь и Галактика. Звездные скопления и ассоциации. Движение звезд в Галактике. Ее вращение.

Научатся формулировать понятия «апекс», «лучевая скорость», «коротационная окружность»; описывать строение и структуру Галактики, перечислять объекты плоской и сферической подсистем; пояснять движение и расположение Солнца в Галактике; получат возможность научиться оценивать размеры галактики, характеризовать ядро и спиральные рукава Галактики, а также процесс ее вращения

УО

§25.1, 25.2, 25.4, у-20, доклады

30

Наша Галактика. (УОНЗ)


Межзвездная среда: газ и пыль. Диффузные газовые туманности. Молекулярные облака. Протозвезда. Планетарные туманности.

Научатся описывать процесс формирования звезд из холодных газопылевых облаков, определять источник возникновения планетарных туманностей как остатки вспышек сверхновых; характеризовать виды туманностей; получат возможность научиться характеризовать радиоизлучение межзвездного вещества и его состав, области звездообразования; пояснять значение магнитных полей Галактики.

УО

СР

§25.3, доклады.

31

Другие звездные системы – галактики. (УОНЗ)


Эллиптические галактики. Спиральные галактики. Скрытая масса. Темная материя. Линзовидные галактики. Правильные и неправильные галактики. Радиогалактики. Квазары.

Научатся определять понятия «квазар2, «радиогалактика», перечислять виды галактик; получат возможность научиться характеризовать виды галактик, называть их отличительные особенности, размеры, массу, количество звезд; пояснять наличие сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик.

УО

§26, у-21, доклады

32

Космология начала XX века. (УОНЗ)


Закон Хаббла, красное смещение.

Научатся формулировать основные постулаты общей теории относительности; формулировать закон Хаббла; определять характеристики стационарной Вселенной А.Эйнштейна; перечислять основы для подтверждения вывода А.А.Фридмана о нестационарности Вселенной; ; получат возможность научиться пояснять понятие «красное смещение», используя для объяснения принцип Доплера и его значение для подтверждения нестационарности Вселенной; характеризовать процесс однородного и изотропного расширения Вселенной.

УО

§26 с.187-188, 27 с.197-202, доклады

33

Основы современной космологии. (УОНЗ)


«Горячее начало Вселенной». «Реликтовое излучение». «Теория Большого взрыва».

Научатся формулировать смысл гипотезы Г.А.Гамова о горячем начале Вселенной; характеризовать понятие «реликтовое излучение», описывать общие положения теории Большого взрыва; ; получат возможность научиться обосновывать справедливость гипотезы «горячей Вселенной» и приводить подтверждающие примеры; характеризовать процесс образования химических элементов; описывать научные гипотезы существования темной энергии и явления антитяготения.

УО

§27 с.203-207, доклады

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

34-35

Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»



Научатся характеризовать современное состояние проблемы существования жизни во Вселенной; перечислять условия, необходимые для развития жизни; получат возможность научиться использовать знания о методах исследования в астрономии.



§28


Параграфы указаны по учебнику «Астрономия - 11», авторы Б.А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута; Москва, «Дрофа» 2018.


Виды урока


УКЗ

Урок контроля знаний

УОНЗ

Урок открытия новых знаний

УП

Урок практикум

КУ

Комбинированный урок

УПОЗ

Урок проверки и оценки знаний

УР

Урок рефлексии




Виды контроля


УО

Устный опрос

СР

Самостоятельная работа

ПР

Практическая работа

КР

Контрольная работа

ПРО

Проверочная работа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!