СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно -тематическое планирование Астрономия 11 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование уроков астрономии 11 класс, 34 часа. Соответствует ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Календарно -тематическое планирование Астрономия 11 класс»

Календарно- тематическое планирование. Астрономия 11класс. 34 часа в год (1 час в неделю)



п/п

Название разделов


Тема уроков

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

(на уровне учебных действий)

Дата


Личностные

Метапредметные

Предметные

Астрономия, ее значение и связь с другими науками ( 2 часа)

1/1

Предмет астрономии.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии


2/2

Наблюдения — основа астрономии

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса


Практические основы астрономии (5 часов)

1/3

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие;

ориентация на местности

Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений


2/4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

формирование познавательной и информационной культуры

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,


воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах

Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли


3/5

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах

Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли


4/6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц


5/7

Время и календарь.

Контрольная работа №1

по теме: Практические основы астрономии.

формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе

Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.

Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля


Строение Солнечной системы (7 часов)

1/8

Развитие представлений о строении мира.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира

Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира.

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов


2/9

Конфигурации планет. Синодический период.

формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет


3/10

Законы движения планет Солнечной системы.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера


4/11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов


5/12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.

Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указании ем положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату


6/13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

формирование познавательной и информационной культуры

выполнять познавательные и практические задания

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов


7/14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы


Природа тел солнечной системы (8 часов)

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы


2/16

Земля и Луна - двойная планета.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения.

Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики


3/17

Две группы планет.

формирование познавательной и информационной культуры;


выполнять познавательные и практические задания

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения

Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов


4/18

Природа планет земной группы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы


5/19

Урок-дисскусия «Парниковый эффект: польза или вред?»

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии


6/20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец

На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия «планета»


7/21

Малые тела Солнечной системы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению


выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

-характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.

Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей


8/22

Метеоры, болиды, метеориты.

Контрольная работа №2 по теме: Природа тел Солнечной системы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента.

определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов


Солнце и звезды (6 часов)

1/23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла


2/24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;

На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю


3/25

Физическая природа звезд.

формирование познавательной и информационной культуры

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;


сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы


4/26

Переменные и нестационарные звезды.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как авто-колебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах


5/27

Эволюция звезд.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность.

На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд


6/28

Контрольная работа №3

по теме «Солнце и Солнечная система».

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

Подготовка к проверочной работе.

Повторение:

—основных вопросов тем;

—способов решения задач;

—приемов практической работы с планом Солнечной системы


Строение и эволюция вселенной (5 часов)

1/29

Наша Галактика.

формирование познавательной и информационной культуры.

выполнять познавательные и практические задания.

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Описание строения и структуры Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики


2/30

Наша Галактика.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания.

характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.

На основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков


3/31

Другие звездные системы – галактики.

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объ-ектов


4/32

Космология начала ХХ века.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.


находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.


объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.

Применение принципа Доплера для объяснения «красного мещения».

Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана.

Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике


5/33

Основы современной космологии.

Контрольная работа №4 по теме: Солнце и звёзды. Строение и эволюции Вселенной.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии


Жизнь и разум во вселенной (1 час)

1/34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания, извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать.

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!