СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) урок 12

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825) урок 12»

Урок 12

Тема: Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «19 октября» (1825)

Цели:

Актуализация полученных знаний, выявление художественной идеи стихотворения А.С. Пушкина «19 октября» (1825), проявляющейся в утверждении нерушимости «лицейского духа» — духа уважения к личности, её достоинству, чести и товарищества, дружбы и братства;

жанровых особенностей стихотворения.

Формирование навыка конструирования вопросов к статье учебника, выразительного чтения, лексической работы, анализа лирического произведения в единстве формы и содержания.

Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления тематического многообразия поэзии А.С. Пушкина.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент


  1. Проверка домашнего задания. (задание 1 рабочей тетради)


  1. Слово учителя.


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
А.С. Пушкин. “19 октября” (1825г.)


Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению творчества великого

русского поэта А. С. Пушкина, познакомимся с содержанием стихотворения

«19 октября», увидим, какое место занимает дружба в творчестве поэта.

  • А какие вопросы у вас возникли, когда вы прочитали тему урока?

  • Почему стихотворение так названо?

  • Как связано это стихотворение с биографией Пушкина?

  • О чем оно? Какие мысли, чувства выразил в своем стихотворении великий поэт?

Вот как раз на эти вопросы мы и постараемся ответить в течение нашего урока.

  • Итак, какие цели мы поставим на наш урок?


Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви – к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди всех талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть особый – талант дружбы. Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, одушевляло поэта всю жизнь. Пушкин всегда с нами и в радости, и в горе. Говорят: « Друг познаётся в беде, в испытаниях»

  • Кто же они, друзья Пушкина

  • Назовите имена лицейских друзей А.С. Пушкина.

  • Каковы причины южной ссылки и ссылки в Михайловское?

  • Кто из друзей посетил опального поэта в изгнании?

  • Почему пребывание в Михайловской ссылке было чрезвычайно важным для поэта? (В Михайловской ссылке поэт много и плодотворно работал. Однако иногда грусть и печаль овладевали им. Ссылка разлучила Пушкина с друзьями, пятый год он жил в изгнании, пятый год проводил день дружбы в одиночестве, лишь мысленно обращаясь к друзьям. В грустные часы одинокого раздумья и родилось стихотворение «19 октября».)

  • Чем примечательны 1811 и 1825 годы?

  • 1811 год. Что вы скажете об этой дате? (В этот день в 1811 году был открыт Лицей в Царском Селе. Здесь поэт обрёл настоящих друзей, здесь произошло его посвящение в поэты.)


IV. Анализ стихотворения «19 октября» (1825).


1.Слово учителя


Стихотворение «19 октября» написано в жанре «Послания».


2.Обращение к учебнику. Чтение определения послания.


Послание – жанр в поэзии и публицистике; произведение, написанное в форме письма или обращения к конкретному адресату.

3. Выразительное чтение стихотворения «19 октября».


    1. Выявление первоначальных впечатлений.


  • Одинакова ли интонация стихотворения? (Обращает на себя внимание разительное несоответствие первых строк, наполненных печалью, и концовки стихотворения, звучащей оптимистично.)

  • Выпишите слова и словосочетания, воссоздающие эмоциональное состояние лирического героя.(задание 2 рабочей тетради)

  • Для чего поэту в экспозиции стихотворения понадобилось описание грустного осеннего пейзажа? (Описание мрачного и печального осеннего пейзажа подчёркивает горестное настроение лирического героя.)

  • Выпишите средства художественной выразительности, подчёркивающие состояние природы и человека. (задание 3 рабочей тетради)

  • Способен ли лирический герой преодолеть это состояние? (Состояние одиночества невозможно преодолеть даже силой воображения.)


3.2.Выразительное чтение 3—4 строф стихотворения


  • Какова особенность третьей строфы? ( В третьей строфе возникает образ внешнего пространства. Теперь это ещё более далёкое пространство северной столицы, Петербурга, где место дневного света занимает свет холодный: « Кого из вас увлёк холодный свет?». Впрочем, на дружеский лицейский круг уже покушается не только «свет», но и смерть).


3.3.Слово учителя


Пушкин начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года.

3.4. Сообщение о Николае Александровиче Корсакове (1800—1820), обращение к акварели И. Эндера (1820).


  • Почему о друге, ушедшем в мир иной, поэт говорит как о живом: «Он не пришёл, кудрявый наш певец...»? (Разлука поэта с однокашниками-лицеистами изображается столь же непреодолимой, как и уход Корсакова из жизни. Поэт подчёркивает общность судеб, называя Корсакова «певцом» — традиционным наименованием стихотворца)


  • Приметы какого поэтического жанра присутствуют в данных строфах? (Начало стихотворения проникнуто размышлениями о жизни природы и судьбе человека, свойственными элегии.)


3.4. Слово учителя


В двух следующих строфах мотив разлуки смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой» с другим лицеистом, морским офицером Фёдором Фёдоровичем Матюшкиным.


3.5.Сообщение о Ф.Ф. Матюшкине (1799—1872).

3.6. Выразительное чтение 5- 6 строф


  • Какие перемены происходят в настроении лирического героя? (Трагическое звучание мотива разлуки приглушается. Разлука Матюшкина с друзьями временная, он вернётся из долгого странствия и встретится с лицеистами, а значит, и лирический герой вновь увидит своих товарищей.)

  • Приметы какого лирического жанра присутствуют в этих строчках? (послания)

  • Какие строки стихотворения звучат как ода лицейской дружбе? Какие чувства лирического героя нашли отражение в них? (Друзья мои, прекрасен наш союз!
    Он, как душа, неразделим и вечен —
    Неколебим, свободен и беспечен,.)

  • Какими эпитетами характеризует поэт союз друзей?

  • Что подчёркивает сравнение «он, как душа»? (Сравнение подчёркивает единство мыслей, взглядов — единодушие.)

  • Чем объясняет Пушкин единодушие лицеистов, что послужило основой их дружбы? Прочитайте строки стихотворения, содержащие ответ па вопрос.


Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

(«Срастался он под сенью дружных муз». Дружбу лицеистов укрепляли общие интересы, любовь к поэзии, стремление служить одним и тем же идеалам.)


    1. Выразительное чтение 8 строфы.


  1. Слово учителя


И этих строчках звучит намёк на не входившего в лицейский круг Александра Раевского, старшего сына генерала Н. Раевского, человека широко образованного, обладавшего острым умом. Но он отличался циничным, высокомерным, скептическим взглядом на жизнь. Пушкин «боготворил Раевского, тянулся к нему, доходил в своём увлечении до края, мучился им, потом ненавидел и, наконец, изжил в себе». Резкое изменение отношения поэта к Раевскому произошло после того, как тот «святую дружбы и иметь употребил на злобное гоненье»: оказался интриганом, в результате происков которого поэт был выслан из Одессы.


  • Кого поэт считает своими истинными друзьями?


3.8.Выразительное чтение 9—10 строф.


3.9.Сообщение об И. Пущине (1798-1859), обращение к рисунку Ф. Верне (1817).



  • Какое значение для поэта имела встреча с Пущиным в Михайловском?


3.10.Выразительное чтение (художественный пересказ) эпизода встречи с Пущиным в Михайловском. (стр.120-121 учебника, 2019г)


Пущин погостил в Михайловском только день и ночь, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же 1825 года Пущин был арестован и отправлен на каторгу в Сибирь.


3.11.Чтение статьи учебника «После декабрьского восстания».


3.12. Просмотр видеоклипа стихотворения Пушкина «Мой первый друг…»


3.13.Сообщение об А.М. Горчакове (1798—1883).


3.14.Выразительное чтение 10 строфы.


3.15.Сообщение об А.А. Дельвиге (1798—1831).


3.16.Выразительное чтение 11—12 строф


  • Какой мотив возникает в стихотворении вслед за упоминанием имени Дельвига?


  1. Лексическая работа: «Вещун пермесских дев».

Пермес — ручей в Беотии (Греция), местность вокруг него была посвя­щена музам — «пермесским девам».


  • Почему в 11 строфе о Дельвиге сказано: «Вещун пермесских дев»? (Дельвиг известен как автор идиллий, в которых воссоздан характер и дух древнегреческого мира. Огромный интерес к поэзии Эллады, к её мифам, легендам, духу её народа появился у Дельвига ещё в Лицее. С тех пор и до последних дней Дельвиг не изменил своего пристрастия к Античности. К культуре Древнего мира Дельвига приобщил Кюхельбекер, любовь к нему, впоследствии поддерживал знаменитый переводчик «Илиады» Гнедич.)

  • Почему Пушкин характеризует музу Дельвига как поэзию «для души», в отличие от своей музы, любящей «рукоплесканья»? (В поэзии Пушкина находила отражение реальная действительность, тогда как Дельвиг в поэтическом творчестве был далёк от общественной жизни своего времени.)


3.17.Сообщение о В.К. Кюхельбекере (1797—1846).


Далее Пушкин называет имя другого поэта-однокашника, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. На самом деле Пушкин и Кюхельбекер не были близкими друзьями, во многом различны были их литературные симпатии и эстетические представления.


3.18.Выразительное чтение 13—14 строф.


  • Почему поэт называет Кюхельбекера «мой брат родной по музе, по судьбам»? (Пушкина связывала с Кюхельбекером, поэтом и прозаиком, долголетняя дружба. Во время южной ссылки Пушкина Кюхельбекер в Париже выступил с публичными лекциями о русской словесности, в которых открыто осудил крепостное право и политику самодержавия. Отозванный в Россию, он служил на Кавказе, жил в деревне. Принимал деятельное участие в событиях на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Был заключен в Петропавловскую крепость, а потом отправлен на поселение в Сибирь. Случайная встреча поэтов произошла в октябре 1827 года возле Боровичей. Друзья «кинулись друг другу в объятия».

Это обращение подчёркивает мотив духовного родства поэтов-выпускников, а не разногласия между ними.)


3.19.Слово учителя.

Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческое вдохновение и в душе лирического героя.

В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей. Теперь воображение торжествует над явью, и лирический герой видит себя рядом с друзьями на будущем празднике.

Вторая часть стихотворения — череда заздравных тостов. Поэтическое воображение торжествует над реальностью.


3.20.Выразительное чтение 15—17 строф


  • В чью честь звучат эти тосты? (Думая о товарищах, о Лицее, поэт вспоминает и своих учителей, обращая тост к «наставникам, хранившим юность нашу...», пьёт за здоровье царя.)

  • Действительно ли здесь в словах тоста звучит похвала царю? Как вы понимаете слова «Он человек! им властвует мгновенье. //Он раб молвы, сомненья и страстей. // Простим ему неправое гоненье... // Он взял Париж, он основал Лицей»? (задание 6 рабочей тетради)


3.21.Слово учителя


Радостно-возбуждённый характер строф, где рисуется будущая встреча друзей, в последних строфах вновь сменяется грустным тоном. Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу, которому «под старость день Лицея // Торжествовать придётся одному». Его участь, в отличие от судьбы поэта, подлинно несчастна, ибо он одинок навсегда, и вино в его чаше будет действительно горьким.


3.22.Выразительное чтение 18—19 строф.


3.23. Слово учителя

В день шестидесятилетия первого выпуска 19 октября 1877 года телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Из первого выпуска остались только Комовский и Горчаков.

Кому ж из нас под старость день Лицея

Торжествовать придётся одному?


Вскоре после открытия памятника А.С. Пушкину в Москве (8 мая 1880 г.) Комовский умирает. Годовщина 1880 года была первой, когда из первых лицеистов в живых остался один. А.М. Горчаков скончался 27 февраля 1883 года в возрасте 85 лет.


  • Почему стихотворение заканчивается строчками «Как ныне я, затворник ваш опальный, // Его провёл без горя и забот», контрастными чувствам лирического героя, переданным в начале стихотворения? (задание 7 рабочей тетради)

  • Чем объясняется соединение признаков различных жанров (элегии, оды, послания) в стихотворении? (задание 8 рабочей тетради)


3.24.Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.С. Пушкина».


V. Итоги урока.


1. Слово учителя


Стихотворение «19 октября» Пушкин посвятил своим лицейским товарищам. Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей и дружбы в жизни человека, о взаимоотношении друзей. В этом лирическом произведении выражены самые разнообразные настроения поэта: скорбь об усопшем друге, пожелание счастья товарищу, находившемуся в далёком плавании, обращение ко всем друзьям, ко всему первому выпуску лицеистов. Элегические мотивы первых строф сменяются торжественным величественным гимном, прославляющим нерушимую великую дружбу. Тема дружбы углубляется и развивается в непосредственных обращениях к друзьям.


  • Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

Вывод.

Лицей дал не только блестящее образование, но и научил по-настоящему дружить. Лицейскую дружбу его выпускники пронесли через всю жизнь. Именно в лицейский период формируется личность Пушкина, раскрывается его поэтический талант.


  • Изменялось ли у Пушкина с годами отношение к дружбе ?

  • Что такое дружба, товарищество для вас ?

  • Какое место среди других ценностей ( любовь к родным, материальное благополучие, знания, успех ) занимает в вашей жизни дружба ?

  • Как вы думаете, изменилось ли отношение к дружбе среди людей с пушкинских времен ?

Напишите, пожалуйста, свое определение дружбе

Дружба –это….




VI. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина, посвящённое теме лицейской дружбы.

2. В послании «19 октября», в первом стихотворении, посвященном лицейской годовщине, А.С. Пушкин вспоминает друзей-лицеистов. К перечисленным фамилиям лицеистов подберите цитаты из стихотворения.

Фамилия лицеиста и краткие сведения о нем

Цитата из стихотворения

Корсаков Николай Александрович (1800-1820), русский поэт, композитор, умер во Флоренции


Матюшкин Федор Федорович (1799- 1872), моряк; в октябре 1825 года был в третьем кругосветном плавании


Горчаков Александр Михайлович (1798 - 18830),российский дипломат и государственный деятель, канцлер Российской империи. Встретился с Пушкиным у своего дяди недалеко от Михайловского летом 1825г. Пережил всех товарищей по выпуску и умер в возрасте 84 лет


Дельвиг Антон Антонович (1798-1831), русский поэт, издатель. Дельвиг гостил у Пушкина в Михайловском в апреле 1825 года


Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846), русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист



Индивидуальное задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и И.З. Сурикова «В степи».

2. Подготовить сообщение о значении слова бес (словарь В.И. Даля).

3. Сообщение о признаках баллады как литературного жанра

4. Подготовить сообщение о фразеологизме бес водит.

9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!