X класс
(повышенный уровень)
Тематический контроль по теме «Состав слова. Словообразование»
Верными являются утверждения:
Морфемы бывают словообразовательные и формообразовательные.
При словообразовании не изменяется лексическое значение слова.
Грамматическое значение слова заключено в его корне.
В слове не может быть более одного суффикса.
Неизменяемые слова не имеют окончаний.
Корень правильно выделен в словах:
расхождение; 2) юбочка; 3) влюблённость; 4) операция; 5) ползком.
Приставка присутствует в словах:
застой; 2) озимь; 3) полуостров; самооговор; 4) улитка; 5) сделка.
Формообразовательные суффиксы выделены в словах:
загорел; 2) широченный; 3) ближайший; 4) разбит; 5) злющий.
Два постфикса содержатся в слове:
улыбаться; 2) занимайтесь; 3) выйдете; 4) попрощавшись; 5) оделся.
Выделенная морфема является соединительной в словах:
трёхэтажный; 2) малоизученный; 3)сине-зелёный; 4) четырёхсот; 5) пятилетний.
Окончание отсутствует в словах:
по-русски; 2) пальто; 3) размешивая; 4) проверил; 5) добры.
Две нулевые морфемы присутствуют в слове:
чист; 2) вынес; 3) зацепил; 4) построен; 5) сыпьте.
Одинаковое строение имеют слова:
взморье; 2) медвежий; 3) соломинка; 4) умён; 5) шаткий.
Правильно разделены на морфемы слова:
у-крот-и-тель-ниц-а; 2) за-гор-е-л-ый; 3) раз-брос-анн-ый; 4) понюх-ав;
обжиг-а-ть.
Верными являются утверждения:
Непроизводное слово не может быть производящим.
В образовании новых слов могут участвовать окончания.
В словообразовательной цепочке каждое последующее слово образуется от предыдущего.
Слово, от которого образуется новое слово, называется производным.
Цель морфемного разбора – выделение в слове всех составляющих его морфем.
Оба слова являются производными в рядах:
биолог, чернеть; 2) песок, калмычка; 3) чистота, старый; 4) окрик, скрип;
сон, взгляд.
Производное и производящее слова определены правильно в словах:
белеть → беловатый; 2) работа → безработный; 3) издать → издавать;
4) излечить → лечение; 5) синий → синь.
От прилагательных образованы слова:
солить; 2) зеленеть; 3) терпение; 4) ворчливость; 5) бесшумно.
Укажите слова, образованные приставочным способом.
обрезок; 2) выписать; 3) пограничный; 4) некрасивый; 5) бесшумный.
Словообразовательное(ые) средство(а) правильно выделено(ы) в словах:
пароход → пароход-н-ый; 2) ослабеть → ослабе-ва-ть; 3) берег → по-бережье;
4) сорока → сороч-ий; 5) булка → бул-очк-а.
Словообразовательная цепочка составлена правильно;
порядок → порядочек → порядковый;
вес → веский → веско;
дешёвый → дешеветь → дешёвка;
дым → дымить → задымить → задымлённый → задымлённость;
счастье → счастливо → счастливец.
Образованы от одного и того же слова все слова в рядах:
поступать, поступление, поступочек;
белизна, беловатый, беленький;
регулироваться, регулировочный, регулировщик;
перестраховать, застраховать, страховщик;
вчитаться, перечитать, читатель.
Оба слова образованы одинаковым способом в рядах:
драчун, драчунья; 2) водопроводный, закоренелый; 3) разонравиться, одеться;
4) быстрорастворимый, кораблестроительный; 5) ширь, вздох.
Способ образования и производящее(ие) слово(а) определены правильно в рядах:
школа → пришкольный (приставочно-суффиксальный);
четыре, колёсный → четырёхколёсный (сложение);
лодка → подлодка (приставочный);
разведка → контрразведка (приставочный);
распределение → распределить (суффиксальный)