СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Знакомство с буквой « М,м» .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: Знакомство с буквой « М,м» .»



Класс 1 «Б»

Урок литературное чтение

Тема: Знакомство с буквой « М,м» .

Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой М,м, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву М,м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия стихотворения В. Орлова « Кто кого. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.


Оборудование: наборное полотно, карточки с буквами, цветные фишки, наборы для работы в группах( нитки, палочки), презентация.























Ход урока




  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Организационный момент.


Мы начинаем урок. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас.

Девиз нашего класса:

Мы – умные!

Мы – смелые!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!


II.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Ребята, посмотрите на доску, к нам в гости пришла Красная шапочка. Давайте посмотрим, что у нее в корзинке? ( Буквы: а, о, е, ы, о, я, и, ю, э, у, м)

- Найдите лишние. Разместим их слева от Красной шапочки, а те что выбрали справа.

- Какие это буквы? ( гласные)

Как мы схематически обозначаем гласный звук? ( красным цветом)

На какие две группы можно их разделить? (обозначающие мягкость ( твердость ) согласного звука ( Делят на группы)

Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, не встречают преграду, тянутся, произносятся голосом)

Назовите признаки согласных звуков. ( Согласные встречают преграду, не поются, трещат, шумят, жужжат).

Как схематически мы обозначаем согласный звук?

( схематически согласные звуки обозначаются синим или зеленым цветом)

- Повторим изученные буквы.

- Вернемся к лишней.

- Какие вопросы у вас возникли? ( Это буква « эм», мы её не изучали)

- Как назвать тему урока? ( Знакомство с буквой «эм»)


  1. Постановка учебно-практической задачи.

На что похожа буква М? ( качели, две горы)

Взявшись за руки, мы встали

И на М похожи стали. ( Покажите букву М)

Конструирование буквы М ( из ниток, палочек)

- Почему такой цвет?

Показать с помощью смайликов, что группа справилась






Игра « Доскажи словечко»

Каждый тут в лесу талант,

И певец и … ( музыкант)


Выделим голосом первый звук. Какой он? ( согл., тв.)

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку …( мячик) Выделим голосом первый звук. Какой он?


Мы щенка в воде и в мыле,

два часа мочалкой …( мыли) Выделим голосом первый звук. Какой он?


Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной… (медведь) Выделим голосом первый звук. Какой он?


IV. Построение проекта выхода из затруднений.

  1. Работа по учебнику.

Какие задания мы будем выполнять?

Кто нарисован ? Дайте имена детям. Имена начинаются с новых звуков м , м

Рассмотрите схемы под рисунками мальчика и девочки. Проведем звуковой анализ слов Маша.


Назовите слово, разделим его на слоги, какой слог ударный?

- Произносим первый слог выделяя первый звук.( МММа)

Дайте характеристику этому звуку.(Согласный, твёрдый -обозначаем синим)

Задание я усложню.

- Какой буквой обозначим звук м?

Назовите второй звук.(Мааа), гласный-красным)

- Какой буквой обозначим звук а?


Произносим второй слог. Выделяем первый звук. ( шшша)

- Какой буквой обозначим звук ш?


Произносим второй звук этого слога (шааа, гласный, красным)

- Какой буквой обозначим звук а?

Читаем слова по схемам.


Схему слова Миша составим с помощью фишек самостоятельно. ( Работаем в парах)

Приступайте к работе. (Чья пара первая составит схему, выкладывает на доске)

Проверка:

ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ В ПАРАХ ( Смайлики)







- Чем слова Миша и Маша похожи и чем отличаются ( Звуки М и М обозначаются одной буквой « ЭМ», 3 и 4 звуки одинаковые, это имена детей; ОТЛИЧАЮТСЯ: буквами И-А, и двумя звуками М - М, И – А.

Определим место буквы в алфавите. Назовите её соседей.


Игра « Кто больше?» Рассмотри картинки, назови предметы, в которых звук м на первом месте, в середине слова; в которых на первом месте звук м


V. Физминутка.

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук, Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».


  1. Читаем слоги цепочкой, только девочки; только мальчики.

  2. Догорим слог до слова ма…ма; мя…со, му…ка и т.д.

  3. А у Кати было индивидуальное задание. Она прочтет наизусть стихотворение Г. Виеру.

  4. Ответим на вопрос:

  5. – Какие буквы знает бык? А кот?

Почему в слове МУ первый звук надо читать твердо? А в слове МЯУ – мягко?


VI.Физминутка.

Зрительная-презентация.


VI.Работа по учебнику.


Составить словосочетания со словами МОЯ, МОЁ, МОЙ. МОИ


  1. Рассмотри картинки. Назови каждый предмет;

  2. Прочитай слова написанные слева, назови предметы, к которым подходит слово МОЯ Вспомнить и назвать другие предметы МОЯ (МОЁ, МОЙ. МОИ)


Прочитать слова написанные на стр.63

Прочитать слова в которых по одному гласному звуку;

Такие слова называются ОДНОСЛОЖНЫЕ

- По два гласных звука; ДВУСЛОЖНЫЕ

- Звуков больше, чем букв. ( яма) Назвать букву, которая в этом слове обозначает 2 звука. ( я)


- Какое правило вы знаете о предложении?

Работаем в парах.






- Каждый читает первое предложение и дополняет его, потом второе. ( Проверяю несколько пар)

.Найти в этих предложениях слово, в котором звуков больше, чем букв. ( моё)



Стихотворение «Кто кого?» ( по ролям)

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)


– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.



VI.Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? С какой буквой познакомились? (Буквой М)

Какие звуки она обозначает? ( М, М )


– Какой фишкой обозначим твердый ( мягкий) согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

Прежде чем оценить свою работу на уроке, вспомним, что обозначает каждый смайлик.

Подойдите к доске, оцените свою работу.

Спасибо за урок.

УУД


Цель: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности.

Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД:

Готовность к обучению, отношение к учению.




Цель: организовать выполнение учащимися учебного действия.



Познавательные (логические) УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования
своего суждения.


Цель: организовать постановку цели урока.








Цель:

актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы




Познавательные УУД:

использование знаково-символических средств (схемы звуков);




Цель: организовать составление совместного плана действий.


Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя.










Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.











Личностные УУД: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.














Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текстов; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.





Познавательные УУД: находить в тексте учебную необходимую информацию.










Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.


















Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
























Урок 23
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
М, м

Цели: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

II. Изучение нового материала.

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».

– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?

– Какую фишку возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.

– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)

Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М?

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.

ма – мо – мя – мы – ми

му – мё – мю – мэ – ме

3. Составление слов.

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».

– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.

– Впишите букву м в пустые квадратики.

– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)

– Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)

– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)

– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)

2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».

– Перед вами две строчки слов.

– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)

– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)

– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)

– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.)

Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.

Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)

5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

О-би-дел – обидел.

У-да-рил – ударил.

Дру-жи-ли – дружили.

Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)

– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)

– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)

7. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).

– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)

– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)

– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)

– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)

– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)

8. Дифференцированная работа по учебнику.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):

– Прочитайте начала предложений и закончите их.

– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)

– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):

– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.

Проверка выполнения заданий.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)

– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)

– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?

– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

Дополнительный материал
(стихи, сочиненные учениками)

НЕЛЕГКИЙ ШАГ

Если ты повздорил с другом – не беда.

Нужно быть немножко мудрым иногда.

Первым трудно подойти и попросить:

«Очень я прошу меня простить!»

Друг, конечно, извинит, это так,

Пусть нелегкий этот шаг, но тогда –

Ваша дружба сохранится на века!

Котлова Женя

ВСЯКАЯ ССОРА КРАСНА ПРИМИРЕНИЕМ
(испытанный способ примирения)

Как хорошо иметь друзей:

С ними можно сходить в музей,

И в футбол поиграть, и в хоккей,

И задачу списать у друзей.

Но вдруг, из-за пустяка,

С другом поссорился я.

Целый день я с ним не дружу,

И обиженным я хожу…

Но наутро вдруг понимаю

То, что друга я обижаю.

Я сегодня к нему подойду

И прощения попрошу.

Жидков Данила

ПОДРУГИ

Наташа с Дашей помирились,

Их мизинчики скрестились,

Зацепившись друг за друга:

Ты – подруга, я – подруга!

Больше ссориться не будем

И игрушки отнимать,

Все обиды позабудем –

Вместе веселей играть!

Балычева Дарья




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!