Класс 1 «Б»
Урок литературное чтение
Тема: Знакомство с буквой « М,м» .
Цель: организовать работу по ознакомлению с буквой М,м, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву М,м; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные (УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия стихотворения В. Орлова « Кто кого. Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Оборудование: наборное полотно, карточки с буквами, цветные фишки, наборы для работы в группах( нитки, палочки), презентация.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент. Мы начинаем урок. Каждый урок-это путешествие в мир знаний. Какой багаж унесёте вы с урока? Это зависит от вас. Девиз нашего класса: Мы – умные! Мы – смелые! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Все у нас получится! II.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений в деятельности. Ребята, посмотрите на доску, к нам в гости пришла Красная шапочка. Давайте посмотрим, что у нее в корзинке? ( Буквы: а, о, е, ы, о, я, и, ю, э, у, м) - Найдите лишние. Разместим их слева от Красной шапочки, а те что выбрали справа. - Какие это буквы? ( гласные) Как мы схематически обозначаем гласный звук? ( красным цветом) На какие две группы можно их разделить? (обозначающие мягкость ( твердость ) согласного звука ( Делят на группы) Как отличить гласный звук от согласного? (гласные поются, не встречают преграду, тянутся, произносятся голосом) Назовите признаки согласных звуков. ( Согласные встречают преграду, не поются, трещат, шумят, жужжат). Как схематически мы обозначаем согласный звук? ( схематически согласные звуки обозначаются синим или зеленым цветом) - Повторим изученные буквы. - Вернемся к лишней. - Какие вопросы у вас возникли? ( Это буква « эм», мы её не изучали) - Как назвать тему урока? ( Знакомство с буквой «эм») Постановка учебно-практической задачи. На что похожа буква М? ( качели, две горы) Взявшись за руки, мы встали И на М похожи стали. ( Покажите букву М) Конструирование буквы М ( из ниток, палочек) - Почему такой цвет? Показать с помощью смайликов, что группа справилась Игра « Доскажи словечко» Каждый тут в лесу талант, И певец и … ( музыкант) Выделим голосом первый звук. Какой он? ( согл., тв.) Наша Таня громко плачет, Уронила в речку …( мячик) Выделим голосом первый звук. Какой он? Мы щенка в воде и в мыле, два часа мочалкой …( мыли) Выделим голосом первый звук. Какой он? Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал. А проснувшись стал реветь. Это зверь лесной… (медведь) Выделим голосом первый звук. Какой он? IV. Построение проекта выхода из затруднений. Работа по учебнику. Какие задания мы будем выполнять? Кто нарисован ? Дайте имена детям. Имена начинаются с новых звуков м , м Рассмотрите схемы под рисунками мальчика и девочки. Проведем звуковой анализ слов Маша. Назовите слово, разделим его на слоги, какой слог ударный? - Произносим первый слог выделяя первый звук.( МММа) Дайте характеристику этому звуку.(Согласный, твёрдый -обозначаем синим) Задание я усложню. - Какой буквой обозначим звук м? Назовите второй звук.(Мааа), гласный-красным) - Какой буквой обозначим звук а? Произносим второй слог. Выделяем первый звук. ( шшша) - Какой буквой обозначим звук ш? Произносим второй звук этого слога (шааа, гласный, красным) - Какой буквой обозначим звук а? Читаем слова по схемам. Схему слова Миша составим с помощью фишек самостоятельно. ( Работаем в парах) Приступайте к работе. (Чья пара первая составит схему, выкладывает на доске) Проверка: ОЦЕНИ СВОЮ РАБОТУ В ПАРАХ ( Смайлики) - Чем слова Миша и Маша похожи и чем отличаются ( Звуки М и М обозначаются одной буквой « ЭМ», 3 и 4 звуки одинаковые, это имена детей; ОТЛИЧАЮТСЯ: буквами И-А, и двумя звуками М - М, И – А. Определим место буквы в алфавите. Назовите её соседей. Игра « Кто больше?» Рассмотри картинки, назови предметы, в которых звук м на первом месте, в середине слова; в которых на первом месте звук м V. Физминутка. Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик при помощи рук, Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». Читаем слоги цепочкой, только девочки; только мальчики. Догорим слог до слова ма…ма; мя…со, му…ка и т.д. А у Кати было индивидуальное задание. Она прочтет наизусть стихотворение Г. Виеру. Ответим на вопрос: – Какие буквы знает бык? А кот? Почему в слове МУ первый звук надо читать твердо? А в слове МЯУ – мягко? VI.Физминутка. Зрительная-презентация. VI.Работа по учебнику. Составить словосочетания со словами МОЯ, МОЁ, МОЙ. МОИ Рассмотри картинки. Назови каждый предмет; Прочитай слова написанные слева, назови предметы, к которым подходит слово МОЯ Вспомнить и назвать другие предметы МОЯ (МОЁ, МОЙ. МОИ) Прочитать слова написанные на стр.63 Прочитать слова в которых по одному гласному звуку; Такие слова называются ОДНОСЛОЖНЫЕ - По два гласных звука; ДВУСЛОЖНЫЕ - Звуков больше, чем букв. ( яма) Назвать букву, которая в этом слове обозначает 2 звука. ( я) - Какое правило вы знаете о предложении? Работаем в парах. - Каждый читает первое предложение и дополняет его, потом второе. ( Проверяю несколько пар) .Найти в этих предложениях слово, в котором звуков больше, чем букв. ( моё) Стихотворение «Кто кого?» ( по ролям) Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми. – О ком это стихотворение? – Кто задает вопросы мальчикам? – Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод? – Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? – Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.) – Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.) Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. VI.Рефлексия. Наш урок подошёл к концу. Какое открытие для себя вы сегодня сделали? С какой буквой познакомились? (Буквой М) Какие звуки она обозначает? ( М, М ) – Какой фишкой обозначим твердый ( мягкий) согласный звук? (Синей.) – Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)? Прежде чем оценить свою работу на уроке, вспомним, что обозначает каждый смайлик. Подойдите к доске, оцените свою работу. Спасибо за урок. | УУД Цель: актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности. Создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: Готовность к обучению, отношение к учению. Цель: организовать выполнение учащимися учебного действия. Познавательные (логические) УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения. Цель: организовать постановку цели урока. Цель: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы Познавательные УУД: использование знаково-символических средств (схемы звуков); Цель: организовать составление совместного плана действий. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя. Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Личностные УУД: формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; извлечение необходимой информации из текстов; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Познавательные УУД: находить в тексте учебную необходимую информацию. Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. Регулятивные УУД: Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
Урок 23
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м
Цели: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
– Назовите первый звук в каждом слове.
– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)
– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.
Звучит песня «Улыбка».
– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?
– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)
– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
II. Изучение нового материала.
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша».
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую фишку возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М.)
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем!
Е. Тарлапан
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?
Учащиеся выполняют упражнение «Мостик дружбы». Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы».
2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, почитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
3. Составление слов.
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.
4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши».
– Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м.
– Впишите букву м в пустые квадратики.
– Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.)
– Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука – [й’] и [а].)
– Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.)
– Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.)
2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши».
– Перед вами две строчки слов.
– Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.)
– Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.)
– Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.)
– Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы – а, м, а.)
Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно.
Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.)
5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,
Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!
Дело в том, что он и я –
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
– Что-то, Вова, позабыл!
– И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
– Я как стукну!
– Я как тресну!
– Он как даст!
– А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
– Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)
6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
– Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.)
– Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.)
– Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.)
7. Работа в парах.
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
– Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»).
– Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.)
– Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.)
– Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.)
– Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.)
– Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.)
8. Дифференцированная работа по учебнику.
а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя):
– Прочитайте начала предложений и закончите их.
– Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.)
– В чьих именах есть звук [м] или [м’]? Произнесите, интонационно выделяя этот звук.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа):
– Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос.
Проверка выполнения заданий.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
– Всегда ли буква М обозначает мягкие согласные звуки? Какой еще звук обозначает буква М? (Твердый согласный.)
– Какой фишкой обозначим твердый согласный звук? (Синей.)
– Перед какими гласными буква М обозначает твердый согласный звук (мягкий согласный)?
– Какой фишкой обозначим мягкий согласный звук? (Зеленой.)
Если есть друзья на свете –
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
Дополнительный материал
(стихи, сочиненные учениками)
НЕЛЕГКИЙ ШАГ
Если ты повздорил с другом – не беда.
Нужно быть немножко мудрым иногда.
Первым трудно подойти и попросить:
«Очень я прошу меня простить!»
Друг, конечно, извинит, это так,
Пусть нелегкий этот шаг, но тогда –
Ваша дружба сохранится на века!
Котлова Женя
ВСЯКАЯ ССОРА КРАСНА ПРИМИРЕНИЕМ
(испытанный способ примирения)
Как хорошо иметь друзей:
С ними можно сходить в музей,
И в футбол поиграть, и в хоккей,
И задачу списать у друзей.
Но вдруг, из-за пустяка,
С другом поссорился я.
Целый день я с ним не дружу,
И обиженным я хожу…
Но наутро вдруг понимаю
То, что друга я обижаю.
Я сегодня к нему подойду
И прощения попрошу.
Жидков Данила
ПОДРУГИ
Наташа с Дашей помирились,
Их мизинчики скрестились,
Зацепившись друг за друга:
Ты – подруга, я – подруга!
Больше ссориться не будем
И игрушки отнимать,
Все обиды позабудем –
Вместе веселей играть!
Балычева Дарья