СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения (обучения грамоте) по теме «Знакомство с буквой Ж, ж»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения (обучения грамоте).

Тема урока: «Знакомство с буквой Ж, ж».

1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Учебник: Букварь (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова) 2011г. – Москва: Вентана - Граф, часть 1 учебник с. 122-124.

Место урока в учебном плане:Урок №50

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы организации учебно-познавательной деятельности- индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

Необходимое техническое оборудование: учебник, звуковые фишки, касса букв, компьютер, проектор, сигнальные карточки, смайлики, предметные картинки, карточки для работы в группах.

Методическая разработка по литературному чтению по теме: «Знакомство с буквой Ж, ж» будет полезна учителям начальных классов и студентам педагогических колледжей и ВУЗов. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучения грамоте) по теме «Знакомство с буквой Ж, ж»»





Тема урока: «Знакомство с буквой Ж, ж».

Цели: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты:

Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука [ж], умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов.

Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных действий-УУД):

Познавательные: принимать учебную задачу;

решать учебную задачу под руководством учителя;

учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;

группировать изученные буквы,

использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов.

Регулятивные : определять цель учебного задания;контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;отвечать на итоговые вопросы.

Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими; отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;

работать в паре.

Личностные: вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, процессе;


Структура и ход урока:


Этап урока

Название используемых ЭОР

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

1. Мотива-ция (само-определе-ние) к учеб-ной дея-тельности (1мин)


Приветствует, проверяет готовность учащихся и кабинета к уроку. Организует внимание школьников, мотивирует учеников. Настраивает на работу в стихотворной форме.

 - Звонок невелик, а ребятам велит:

Сядь, да учись, трудись, не ленись.


Проверяют готовность рабочего места к уроку.

 

Личностные: самоопределение

2.Актуали-зация зна-ний(4-5мин)


Даёт задание:

-Составьте слово из выделенных букв аозябыулкоцвэедпенриеч (азбуковедение)

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие в страну «Азбуковедение».


Первая станция «Отгадай-ка».

Целеполагание.

Загадывает загадку:

Шесть ног без копыт,

Летит-жужжит,

Упадёт-землю роет. (Жук)



Читает стихотворение:

- Жук, жук, пожужжи,

Где ты прячешься, скажи?

-Жу, жу, жу, жу,

Я на дереве сижу.

-Жук, жук, покажись!

Надо мною покружись!

-Жу, жу, жу, жу,

Я летаю и жужжу.



Какой звук в словах повторяется ?

 

Подведение к формулированию темы. Постановка проблемного вопроса:

-Кто догадался, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?



Как думаете, какие знания нам нужны о букве ж?







Как будем добывать новые знания?



Комментирует ответы детей, сообщает тему урока.



Составляют слово.

-Азбуковедение.







Отгадывают загадку.

-Жук.















Отвечают на вопрос

-Звук [ж]



Выдвигают гипотезы. 

- Мы будем знакомится с буквой ж.

Отвечают на вопрос:

- Какой звук она обозначает: гласный или согласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой.



- Будем читать слоги, слова и тексты с этой буквой, характери-зовать звук [ж].

Коммуникативные (умение выделить главное в соответствии с поставленными задачами)





Познавательные (умение обобщать и классифицировать по признакам).


















Регулятивные: целеполагание; (умение определять цель деятельности на уроке) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3.Этап усво-ения новых знаний и способов деятельнос-ти (14мин)











































http://ya-

umni4ka.ru/?cat=4




































http://mamontovaluda.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_tancujut_vse/8-1-0-3

Станция «Буковка»

Характеристика звука

-Охарактеризуйте звук [ж].




-Звук [ж] обозначается буквой ж.

-Не случайно я начала урок со стихотворения про жука.

Знакомство с буквой. Воспроизведение зрительного образа буквы ж. Работа с алфавитом. Определение места буквы ж в алфавите.

Рассмотрите букву ж. На что похожа буква?







-Составьте звуковую схему к слову жук.

Звуковой анализ слов жук и лыжи.




-Сравните звук[ж] в словах.

-Многие поэты заметили сходство буквы с жуком и сочинили такие стихи.

Демонстрирует предметные картинки, читает стихи.

1.Это-Ж,

А это-К,

Целый жук

И полжука.


2.Стала снежинка буквой Ж,

Солнце её не растопит уже.


Демонстрирует ЭОР, делает комментарии, задаёт вопросы.

-Назовите слова с ж.







Станция «Сказочная»



-Назовите слова с ж.





Станция «Ушки на макушке»

Проводит работу над чистоговорками.

Жу-жу-жу-молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи-здесь живут ежи.

Же-же-же-дождь прошёл уже.


Проводит работу над скороговоркой.

У ежа- ежата, у ужа- ужата.


Организует работу по учебнику (с. 122)

Чтение новых слогов с буквой Ж.


Жа-жу-жо-жё-жи-же


Чтение слов с буквой ж. (с.122)

-Придумайте предложение с любым из слов.


Станция «Спортивная»

Проводит музыкальную физкультминутку.



Организует индивидуальную работу- «жужжащее чтение» (рассказ «Жаба и жук») (с.123). Рассматривание иллюстрации к тексту.

Работа в парах-взаимопроверка.


-Почему жук бедный?


-Назовите слова с буквой ж.


Дают характеристику звуку:

-Согласный, звонкий, твёрдый.











Участвуют в беседе.

Определяют место буквы ж в алфавите, называют предыдущие и последующие буквы.



Выполняют задание индивидуально и двое у доски.

Дают характеристику каждого звука в слове.


Делают вывод: у звука [ж] нет мягкой пары!















Называют слова: ёжик, дружит, похожа, жук, жужжит, железной, жить, ужин, ужа, у межи, жаба, скажите, лежу.


Инсценируют сказку «Жадная Жаба».

Называют слова:

жадная, жаба, жбан, пожалейте, жалко, джем, жёлтая, немножечко, уж.


Хором проговаривают чистоговорки.






Проговаривают скороговорку.



Выполняют задание.








Выполняют упражнения под музыку.



Выполняют задание.





Выполняют задание в парах.

Отвечают на вопросы.

-Мог утонуть.

-Жаба, жук, жила.

Познавательные(обще-учебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста),логические- анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, синтез, классификация),коммуникативные (выражение своих мыслей, владение монологической и диалогической формами речи) , регулятивные(оценка, коррекция, саморегуляция).

4.Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала.

(3-4 мин.)


Организует работу по учебнику.

Отгадывание загадок. (с.122)


Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы самостоятельно.

  1. Живи для людей,

Поживут люди и для тебя.

  1. Где дружбой дорожат,

Там и враги дрожат.

- Сколько букв ж нашли в тексте?

- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ж?

Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.

- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?


Отгадывают загадки.

(ёж, снег)

Читают пословицы.






-5 букв.





Отвечают на вопрос.

Познавательные (формулирование ответов на вопросы учителя; составление диалогов; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме).

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности. (5мин)














Станция «Почитай-ка»

Организует работу по учебнику.

Чтение рассказа «Поэты» по ролям (с.124)

-Почему рассказ называется «Поэты»?




-Прочитайте последнее предложение.

-Вы согласны, что мышонок Мыша много знает?

-Подтвердите свой ответ.



Читают текст по ролям.


Отвечают на вопросы.

-Мышонок Мыша и медвежонок Миша сочиняли стихи.


-Согласны.


-Мышонок Мыша много читал. Кто много читает, тот много знает.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

6. Этап применениязнаний и способов действий (4 мин).


Станция  « Размышляй- ка»

Работает над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитывает познавательный интерес.

 Проводит индивидуальную работу по карточкам. Метод занимательности содержания.

-Если вы будете внимательно выполнять упражнения, то у вас обязательно все получится!

    1.    -Найди и вычеркни в строчках все буквы ж.

(Сколько из них строчных, заглавных?)

ОРЖПМИКИжИБЮьЖЭтМЧБЬсяАЫ

СЦЫФоПАвКЕНцЖДИжлРПВЖтЭЪХ




  1. 2. -Найди границы слов и запомни, сколько их спряталось на строке. Как, одним словом назвать эту группу слов?

 СТРИЖАВОРОНОКУКУШКАИСТ

-Составь предложение с этими словами.    

Индивидуальная работа взаимопровер-ка

 

 Карточки у каждого ученика.

 

 

 

 

В скобках дополнительные задания к упражнению. Дети выполняют их по выбору.

 6 букв (4 заглавные, 2-строчные)

 

 

Стриж, жаворонок, кукушка, аист- птицы.

 

Коммуникативные (умение выделить главное в соответствии с поставленными задачами)


7. Этап подведения итогов (2-3 мин).


Станция «Шифровальная»

Организует повторение в виде соревнования трёх команд. Задания по учебнику с.123:

  • Найди слово в слове;

  • Соедини слоги – получи слово;

  • Прочитай новые слова.

Выполняют задание самостоятельно.


Взаимопроверка в группах.

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации)

8. Этап рефлексии (1-2 мин).































Организует беседу:

- Что узнали нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

- Какую работу мы сегодня выполняли?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогало справиться?

-Где вам новые знания пригодятся?

-Какие задания были более интересны?

-Наше путешествие подошло к концу.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся.

-Вы хорошо потрудились- работали активно и дружно.

- У вас на столе лежат карточки-кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета (смайлики). Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.

-Кто доволен сегодня своей работой.


- Я справился. Урок понравился. Я доволен собой (смайлик зелёного цвета).


- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился (смайлик жёлтого цвета).


- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь (смайлик красного цвета)

-Я желаю вам успехов и хорошего настроения на весь день.

Веселятся Коля, Лена.

Это значит перемена.


Отвечают на вопросы.


















Осуществляют самооценку.













Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей)















Регулятивные (умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!