СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Вода на Земле.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Вода на Земле.»

План - конспект урока географии в 5 классе

Класс: 5

Тема урока: Вода на Земле.

Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Летягин А.А.

Цель урока:

  • познакомиться с понятием «гидросфера», «круговорот воды в природе», создание условий для формирования знаний учащихся о единстве водной оболочки Земли – гидросфере.


  • развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах


  • воспитывать рациональное отношение к использованию воды.



Задачи:

- обучающие:

  • сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

  • доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

  • развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

  • создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала.

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

  • воспитывать информационную культуру;

  • воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;



1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока

-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание:

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое необыкновенное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

Проверка (Слайд 6)

- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

- не имеет запаха, вкуса, цвета.

- универсальный растворитель,

- способность расширяться при замерзании,

- накопитель тепла,

- хорошо проводит электрический ток.

(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

Домашнее задание (Слайд 8)

Выполнить задания на стр.86-88 «Школа географа-следопыта» (по выбору)

2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

слова «гидросфера», «круговорот воды в природе», гидрологи заносятся в геословарь, с одновременным расшифрованием понятий (в тетрадь).

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

Задание:

- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)



Состав гидросферы





……………… ……………… ………………

96,5%)



(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

(Слайд 12-13)

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)



«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

И. Якимов (слайд 14)



- Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличается малый круговорот воды от большого?

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

- составление опорного конспекта





- работа с магнитной схемой «Мировой круговорот воды» и текстом учебника стр.85-86. (взаимопроверка ответа ).

Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

человек – несколько часов 2-3

воздух – 8 суток

река - 14 суток

озеро - 7 – 300 лет

океан – 3000 лет

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

Учитель предлагает учащимся поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».(Слайд 19)

Утверждения:

  1. Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.

  2. Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

  3. В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.



- самооценка: выбрать сектор 3 – балл – «3» (Слайд 20-21)

4 – балл – «4»

5 – балл – «5»

Сектор 3

  • Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .

  • Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

  • Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

Сектор 4

  • Завершите перечень: в гидросферу входит:

вода на суше

…………….

…………….

  • В малом круговороте участвуют:

суша – океан

океан - атмосфера

суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

  • В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

Сектор 5

  • Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.

  • Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)

  • В большом круговороте воды участвуют:

суша – океан- атмосфера; суша – океан; атмосфера – океан

Ученики ставят оценки.









7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!