План-конспект урока русского языка в 6 классе
___________________
Тема: Суффикс
Цель и задачи:
- восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове;
- углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами;
- формировать умения видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове;
- воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: записи на доске, раздаточный материал
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивационный этап
3. Этап целеполагания
- Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Анализируя увиденную тему урока, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке?
4. Этап усвоения нового материала
— Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное (показ картинки, на которой изображён ёж).
— Кто это?
— Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).
- Обозначьте орфограммы в этих словах.
- Что общего в составе этих слов?
- О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)
- Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? (ласково называем, указываем на маленькие размеры)
- Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно - ласкательное значение)
- Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.
В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.
СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки
- чик-,-щик-,-ист-,-тель- название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват- признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- название лица по месту жительства
-ец- принадлежность действия лицу
-ищ- увеличительное значение
-ищ- место
— Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? (доброе, ласковое )
— Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )
— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? (Ответ фиксируется в таблице)
— Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает работа с текстом. (раздаточный материал)
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)
1 группа (задания репродуктивного уровня):
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
2 группа (задания конструктивного уровня):
— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).
3 группа (задания творческого уровня):
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )
— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).
— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).
— Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?
На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? (Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).
— А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.
— Как называются суффиксы, образующие форму слова?
На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
— Обозначьте орфограммы-гласные.
Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:Формообразовательные суффиксы Формы слова
-ть - инфинитив
-л- глагол прошедшего времени
— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.
— Произведите морфемный разбор слова сеять.
— Почему -ть- не входит в основу? (как и окончание, он образует только форму слова).
4. Этап первичного закрепления знаний
— Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.
1 группа:
Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.
2 группа:
Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
3 группа:
Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.
5. Этап подведения итогов
— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к “маршрутному листу” тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения (“маршрутный лист” наглядно показывает, насколько дети усвоили материал).
— Ребята, я придумала продолжение рассказа:
И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни.
— Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику “Теория” (стр.67).
Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.