Требования к написанию и оформлению УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Задание 1. Разработать тематическое и поурочное планирование любой темы школьного раздела «Человек и его здоровье».
Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Глава | № | Тема урока | Цели и задачи | Вид работы | Домашнее задание | Оборудование |
Обмен веществ и энергии (8 ч) | 37. | Обменные процессы в организме | Развить понятия об антигенах и антителах; раскрыть понятия о разных стадиях обмена веществ; ввести понятия о пластическом и энергетическом обменах, их диалектическом единстве и необходимости их баланса; закрепить знания о гигиене питания | - | Изучить §36, повторить §13 и §26 | Презентация |
| 38. | Нормы питания | Установить связь между понятиями энерготраты и энергоемкости потребляемых продуктов; ввести понятия об основном и общем обмене; рассмотреть нормы питания; пищевые рационы | ПР-10 «Функциональная проба с задержкой дыхания» | Изучить §37, устно ответить на вопросы с.153 | Презентация, схема регуляции дыхания, секундомер |
| 39. | Витамины | Показать природную связь между организмами; разъяснить значение витаминов, рассказать об основных авитаминозах и их симптомах; предупредить о последствиях неумеренного потребления витаминных препаратов | - | Изучить §38, устно ответить на вопросы | Презентация, схема регуляции дыхания |
| 40. | Строение и функции почек | Показать заключительную стадию обмена и органы, через которые происходит удаление продуктов распада; выяснить роль мочевыделения; объяснить функции почек и органов мочевыделения; установить роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом | - | Изучить §39, устно ответить на вопросы с.159 | Презентация |
| 41. | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим | Раскрыть причины заболевания почек; познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; разъяснить процессы, происходящие при жажде и водном отравлении; продолжить развитие понятия о гомеостазе внутренней среды; дать гигиеническую оценку питьевой воды | - | Изучить §40, устно ответить на вопросы с.162 | Презентация |
| 42. | Значение кожи и ее строение | Повторить материал о предупреждении урологических заболеваний и гигиене питьевого режима; познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей; показать приемы определения типа кожи и волос | - | Изучить §41, с.265 | Презентация, на каждый стол – лупа, винты и шурупы с нарезкой, салфетки |
| 43. | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи | Показать связь кожи с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии, травмах — обморожениях и ожогах; заражение кожными паразитами и грибками | - | Изучить §42, повторить §38, опыт с.266 | Презентация, на каждый стол – лупа, салфетки |
| 44. | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах | Раскрыть суть терморегуляции; рассказать о приемах закаливания и подборе одежды; выявить причины теплового и солнечного ударов и определить меры первой помощи при них; рассмотреть меры профилактики теплового и солнечного ударов | - | Изучить §43, повторить §28, 4, 5, устно ответить на вопросы с.171-172 | Презентация, модель человека для оказания первой помощи |
Задание 2. В рамках разработанного планирования, разработать урок по биологии.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих, проговаривает тему и цели урока. | Готовятся к началу уроку. |
Актуализация знаний | Доводит до сведения учеников еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма. Используются информационные технологии – слайд 1 (Приложение 1). | Ученики, обсуждая презентацию проговаривают системы, отвечающие за очищение организма. |
Изучение новой темы | Учитель предлагает ученикам вопросы на которые необходимо ответить после изучения темы урока (Приложение 2,3) | Ученики изучают строение и функции почек, просматривают видео, используют текст учебника. Делают записи в тетрадях. |
4. Общие выводы, заключение | Учитель делает общий вывод. (Приложение 4). | Ученики, используя полученные знания делают самостоятельно вывод. |
5. Закрепление | Ученикам предлагается выполнить тест (Приложение 5). Правильные ответы проецируются на экран. | Выполняют тестовое задание. |
6. Домашнее задание | Учитываются индивидуальные особенности учеников (Приложение 6). | Записывают домашнее задание. |
7. Рефлексия | Предлагает ответить на вопросы, используя цветные карточки. | Отвечают на вопросы, используют цветные карточки. |
Тема урока «Строение и функции почек»
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.
Задачи урока:
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами
Умение давать объяснения биологическим терминам
Оборудование:
карточки (раздаточный материал)
презентация «строение и функции почек»
видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи»
Формы и методы обучения:
- фронтальная беседа;
- выполнение дифференцированных заданий;
- постановка и решение проблемных вопросов;
- творческая самостоятельная работа
Основные термины и понятия:
Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка.
Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек.
Первичная и вторичная моча.
Мочеточники.
Мочевой пузырь.
Мочеиспускательный канал.
\
Приложение 1
Актуализация знаний
И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем!
Сегодня на уроке мы познаем новые тайны человеческого организма, еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма.
А какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)
Системы органов с выделительной функцией (слайд 1)
Выделительная Дыхательная Пищеварительная
Приложение 2
Изучение новой темы
Тема нашего урока «Строение и функции почек».
После изучения темы урока мы должны ответить на следующие вопросы:
Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Вам необходимо изучить строение и функции почек.
Приложение 3
Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система) посмотрите видео строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) сделайте подписи к рисункам.
У человека две почки.
Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.
По форме почка напоминает боб.
Величина почки – с кулак человека.
Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?)
Нефроны – структурно функциональная единица почки.
В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны.
«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (слайд 10)
- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).
В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).
Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)
Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.
От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.
Приложение 4
В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:
1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);
2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).
Приложение 5
Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности:
Мочевой пузырь
Мочеточники
Лоханка
Почечные чашки
Мочеиспускательный канал
ОТВЕТ:4,3,2,1,5
Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?
Почему важно заботиться о здоровье почек?
Приложение 6
Домашнее задание
1. Изучить § 39 учебника.
2. 3 вопроса
Приложение 7
Рефлексия
Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.
Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.
Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.
Литература:
Учебник Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс», М.: 2012. - 288 с.
Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011;
Интернет-ресурсы