СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Строение и функции почек»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Разработка данного урока предназначена для учащихся профильного 8 класса с медицинской напрвленностью.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Строение и функции почек»»

Требования к написанию и оформлению УЧЕБНОГО ПРОЕКТА


Задание 1. Разработать тематическое и поурочное планирование любой темы школьного раздела «Человек и его здоровье».

Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Глава

Тема урока

Цели и задачи

Вид работы

Домашнее задание

Оборудование

Обмен веществ и энергии (8 ч)

37.

Обменные процессы в организме

Развить понятия об антигенах и антителах; раскрыть понятия о разных стадиях обмена веществ; ввести понятия о пластическом и энергетическом обменах, их диалектическом единстве и необходимости их баланса; закрепить знания о гигиене питания

-

Изучить   §36, повторить §13 и §26

Презентация


38.

Нормы питания

Установить связь между понятиями энерготраты и энергоемкости потребляемых продуктов; ввести понятия об основном и общем обмене; рассмотреть нормы питания; пищевые рационы

ПР-10 «Функциональная проба с задержкой дыхания»

Изучить   §37, устно ответить на вопросы с.153

Презентация, схема регуляции дыхания, секундомер


39.

Витамины

Показать природную связь между организмами; разъяснить значение витаминов, рассказать об основных авитаминозах и их симптомах; предупредить о последствиях неумеренного потребления витаминных препаратов

-

Изучить   §38, устно ответить на вопросы

Презентация, схема регуляции дыхания


40.

Строение и функции почек

Показать заключительную стадию обмена и органы, через которые происходит удаление продуктов распада; выяснить роль мочевыделения; объяснить функции почек и органов мочевыделения; установить роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом

-

Изучить   §39, устно ответить на вопросы с.159

Презентация


41.

Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим

Раскрыть причины заболевания почек; познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися урологическими заболеваниями и их предупреждением; разъяснить процессы, происходящие при жажде и водном отравлении; продолжить развитие понятия о гомеостазе внутренней среды; дать гигиеническую оценку питьевой воды

-

Изучить   §40, устно ответить на вопросы с.162

Презентация


42.

Значение кожи и ее строение

Повторить материал о предупреждении урологических заболеваний и гигиене питьевого режима; познакомить учащихся со строением и функциями кожи, волос и ногтей;  показать приемы определения типа кожи и волос

-

Изучить   §41, с.265

Презентация, на каждый стол – лупа, винты и шурупы с нарезкой, салфетки


43.

Нарушение кожных покровов и повреждения кожи

Показать связь кожи с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть патологические процессы, происходящие при нарушении обмена веществ, аллергии, травмах — обморожениях и ожогах; заражение кожными паразитами и грибками

-

Изучить   §42, повторить §38, опыт с.266

Презентация, на каждый стол – лупа, салфетки


44.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах

Раскрыть суть терморегуляции; рассказать о приемах закаливания и подборе одежды; выявить причины теплового и солнечного ударов и определить меры первой помощи при них; рассмотреть меры профилактики теплового и солнечного ударов

-

Изучить   §43, повторить §28, 4, 5, устно ответить на вопросы с.171-172

Презентация, модель человека для оказания первой помощи



Задание 2. В рамках разработанного планирования, разработать урок по биологии.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Учитель проверяет готовность учеников к уроку, отмечает отсутствующих, проговаривает тему и цели урока.

Готовятся к началу уроку.

Актуализация знаний


Доводит до сведения учеников еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма. Используются информационные технологии – слайд 1 (Приложение 1).

Ученики, обсуждая презентацию проговаривают системы, отвечающие за очищение организма.

Изучение новой темы


Учитель предлагает ученикам вопросы на которые необходимо ответить после изучения темы урока (Приложение 2,3)

Ученики изучают строение и функции почек, просматривают видео, используют текст учебника. Делают записи в тетрадях.

4. Общие выводы, заключение

Учитель делает общий вывод. (Приложение 4).

Ученики, используя полученные знания делают самостоятельно вывод.

5. Закрепление

Ученикам предлагается выполнить тест (Приложение 5). Правильные ответы проецируются на экран.

Выполняют тестовое задание.

6. Домашнее задание

Учитываются индивидуальные особенности учеников (Приложение 6).

Записывают домашнее задание.

7. Рефлексия 

Предлагает ответить на вопросы, используя цветные карточки.

Отвечают на вопросы, используют цветные карточки.



Тема урока «Строение и функции почек»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и раскрыть взаимосвязь строения почек с его функциями.

Задачи урока:

Образовательные

  • Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы

  • Изучить особенности внешнего и внутреннего строение почек в связи с выполняемыми функциями

Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать правильное отношение к здоровому образу жизни.

Развивающие

  • Развивать приемы критического мышления на примере работ с текстом, таблицами

  • Умение давать объяснения биологическим терминам

Оборудование:

  • карточки (раздаточный материал)

  • презентация «строение и функции почек»

  • видеоматериал: «мочевыделительная система», «процесс образования и выделения мочи»

Формы и методы обучения:

- фронтальная беседа;

- выполнение дифференцированных заданий;

- постановка и решение проблемных вопросов;

- творческая самостоятельная работа

Основные термины и понятия:

Почка: корковый слой, мозговой слой (почечные пирамиды), почечная лоханка.

Нефрон: капсула, каналец, капиллярный клубочек.

Первичная и вторичная моча.

Мочеточники.

Мочевой пузырь.

Мочеиспускательный канал.



\




Приложение 1

Актуализация знаний

И вы уже имели возможность в этом убедиться, путешествуя по телу человека. И, казалось бы, ну все уже знаем!

Сегодня на уроке мы познаем новые тайны человеческого организма, еще одну систему органов, отвечающую за очищение организма.

А какие системы органов, избавляющие наш организм от лишнего и ненужного ему, вы уже знаете? (они называют, картинки показываешь, почки в последнюю очередь)

Системы органов с выделительной функцией (слайд 1)

Выделительная  Дыхательная  Пищеварительная


















Приложение 2

Изучение новой темы

Тема нашего урока «Строение и функции почек». 

После изучения темы урока мы должны ответить на следующие вопросы:

Каковы функции мочевыделительной системы?
Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?
Какие вещества не удаляются из крови с мочой?

Почему важно заботиться о здоровье почек?

Вам необходимо изучить строение и функции почек.



Приложение 3


Строение мочевыделительной системы (видео мочевыделительная система)  посмотрите видео строение почек и используя учебник на стр 157-158 (рис. 69, 70) сделайте подписи к рисункам. 

У человека две почки.

Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой.

По форме почка напоминает боб.

Величина почки – с кулак человека.

Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

Мочеточники - трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь  непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?)

Нефроны – структурно функциональная единица почки.

В каждой почке человека их насчитывается 1млн и поэтому каждый зарабатывает свои нефроны. 


«Нефрон - структурно-функциональная единица почки». (слайд 10)

- Как вы понимаете словосочетание «Структурно-функциональная единица»? (Структурная единица – это то, из чего строится орган, в нашем случае почка. Функциональная единица – это такая часть органа, которая выполняет его функции, работу).

В тетради записываем: Нефрон - самая маленькая единица почки, в которой идет фильтрация плазмы крови (стр. 157 учебника).

Итак, изучаем строение нефрона (рис. 70 стр. 158)

Каждый нефрон начинается двухслойной капсулой.

От капсулы отходит извитой каналец, который делает петлю, а потом впадает в собирательную трубочку. Канальцев в почке очень много, их общая длина достигает 100 км. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Очищенная кровь собирается в почечные вены.

Приложение 4

В ходе обсуждения формулируются и записываются в тетрадь основные функции почек:

1) выделительная (удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продукты азотистого обмена);

2) защитная (обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ).


Приложение 5

Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности:

  1. Мочевой пузырь

  2. Мочеточники

  3. Лоханка

  4. Почечные чашки

  5. Мочеиспускательный канал

ОТВЕТ:4,3,2,1,5

  • Каковы функции мочевыделительной системы?

  • Сколько раз почки фильтруют одну и ту же порцию крови?

  • Какие вещества не удаляются из крови с мочой?

  • Почему важно заботиться о здоровье почек?

Приложение 6

Домашнее задание 

1. Изучить § 39 учебника.

2. 3 вопроса 

Приложение 7

Рефлексия 


  • Красный цвет карточки означает, что урок очень понравился, во время урока не покидало хорошее настроение.

  • Желтый цвет - урок прошел спокойно, незаметно. Ничто в уроке особенно не волновало, но вы удовлетворены уроком. Настроение спокойное, ровное.

  • Синий цвет - чувство полной неудовлетворенности уроком, настроение уныния и горечи.





Литература:

  1. Учебник Н. Сонина, М. Сапина «Биология. Человек. 8 класс», М.: 2012. - 288 с.

  2. Учебное пособие Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011;

  3. Интернет-ресурсы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!