Глава 7. Мочевыделительная система.
Урок № 33 Дата________________
Тема: Строение и функции почек.
Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.
Предмет: Биология
(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. А.Г. Драгомилова «Биология. 8 класс»)
Класс: 8 класс
Цели урока:
Обучающие:
• Показать заключительную стадию обмена и органы, через которые происходит удаление продуктов распада.
Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы;
Выяснить роль мочевыделения, объяснить функции почек и органов мочевыведения.
Установить роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом.
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
Здоровьесберегающие технологии:
Патриотическое воспитание:
Формирование УУД- см в Приложении:
П 2: Имеют представление об роли мочевыделения, функции почек и органов мочевыведения;
П 3: анализ и синтез информации;
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Интерактивные рисунки "Строение мочевыделительной системы", "Макростроение почки", "Микростроение почки". Анимация "Образование первичной и вторичной мочи". Фотография "Почка левая".
Оборудование: проектор, компьютер.
Ход урока (см. технологическую карту).
Технологическая карта урока
Этап урока | Содержание | ДУ | Методы | УУД |
I. Самоопр-е к деят-ти. Орг. момент | Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку Приветствие учителя. (Ответ учащихся) | ДУ 1 | Д 1 | Л4 Р1 |
II. Актуализация имеющихся знаний учащихся | Повторим, что мы изучали на прошлом уроке: Витамины и их значение. Витамин А. Витамин В. 4. Витамин С. 5. Витамин D. 6. Сохранение витаминов в продуктах питания Оцените ответы ваших товарищей. | ДУ 2 ДУ 7 | Д 5 | Л4 Р1 К1 |
III. Постановка уч. задачи, фор-ка темы урока и целей. | - Итак мы прошли тему «Обмен веществ и энергии». А как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? - Что вы знаете о выделительной системе человека? - Какую цель мы поставим перед собой. (Цель урока) Правильно, в конце этого урока мы должны знать строение и функции почек человека, а также что такое НЕФРОН и как он «работает». Записываем число в р/т над темой урока. | ДУ 1 ДУ 4 ДУ 5 ДУ 6 | Д 5 | Р2 Р3 К2 |
IV. Объяснение нового материала | Учитель организует объяснение нового материала, задает вопросы. 1. Строение Мочевыделительной системы – интерактив в режиме показать все. В процессе жизнедеятельности человека в организме образуются вещества, которые могут вызвать его отравление, нарушение функций органов. Эти вещества постоянно выводятся из организма человека. В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы. Углекислый газ, пары воды удаляются через легкие. Избыток солей выводится с потом через кожу. Но основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы. Основным органом мочевыделительной системы являются почки. Вещества, необходимые организму в нужном количестве, попадают в почечные вены и используются организмом, вредные и ненужные вещества оказываются в почечных лоханках и оттуда по мочеточникам попадают в мочевой пузырь, а потом по мочеиспускательному каналу удаляются из организма в виде мочи. Строение почек – интрактив в режиме показать все. У человека две почки. Величина каждой из них – с кулак человека. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. В каждой почке различают корковый и мозговой слои и почечную лоханку. В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и жидкие продукты клеточного распада. 3. Строение нефрона – интерактив в режиме показа . Очищение крови от растворенных в ней веществ происходит в нефронах. Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой с длинным канальцем нефрона. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек. Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. Вследствие этого в клубочке образуется большое давление, благодаря чему из этого клубочка в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества (первичная моча). Белки плазмы крови и клетки остаются в сосуде. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвиться на капилляры, которые оплетают стенки канальца. Полезные вещества всасываются обратно в кровь. Вредные вещества остаются в канальце, а затем из нефрона попадают в систему выносящих трубок и в почечную лоханку (конечная, или вторичная моча). Так кровь очищается от ненужных веществ. Капсулы и часть канальцев нефрона находятся в корковом слое, остальные части канальцев и выводные трубки – в почечных пирамидах мозгового слоя. На вершине каждой из пирамид имеется 5-6 отверстий, из которых моча попадает в почечную лоханку. интерактив в режиме показа – образование первичной и вторичной мочи
4. Функции почек. Почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму. Представьте, что сладкоежка съел, целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать. Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы. | ДУ 4 ДУ 7 ДУ 6 ДУ 7 ДУ 6 ДУ 4 ДУ 7 ДУ 6 ДУ 7 | О | Р4 Р5 К3 К4 К5 К6 Л5 |
V. Закрепление изученного материала | Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала –. Приложение 1 Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса. ТЕКСТ: У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. ? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. Мочевой пузырь — ? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? интерактивы в режиме теста | ДУ11 ДУ13 ДУ14 | | Р6 П3 |
VI. Рефлексия | -Как вы оцениваете свою работу на уроке? (Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.) -Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии? Дополните предложение высказав своё мнение об уроке Сегодня на уроке …. Я узнал Я научился Было сложно Было легко Мне понравилось Не понравилось Меня удивило | ДУ15 | | |
VII. Д/з | §39 стр 157-159, Р/т стр _________ Спасибо за урок!!! | ДУ16 | Д 6 | Л5 Р7 |
Приложение 1
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
ТЕКСТ:
У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
Приложение 1
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
ТЕКСТ:
У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?
Приложение 1
Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.
ТЕКСТ:
У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.
_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.
Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?