СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе "Строение и функции почек"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока " Строение и функции почек"

Автор,  разработчик: Учитель Талицких М.В.

Предмет: Биология

(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. А.Г. Драгомилова «Биология. 8 класс»)

  • Цели урока: Обучающие: • Показать заключительную стадию обмена и органы, через которые происходит удаление продуктов распада.
  • Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы;
  • Выяснить роль мочевыделения, объяснить функции почек и органов мочевыведения.
  • Установить роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом. Развивающие: • развивать понятия о многообразии живых организмов; • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера. Воспитательные: • Воспитывать любовь к природе; • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;
  • способствовать этическому воспитанию учащихся.

Здоровьесберегающие технологии:

  • следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе "Строение и функции почек"»

Глава 7. Мочевыделительная система.

Урок № 33 Дата________________

Тема: Строение и функции почек.


Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.

Предмет: Биология

(рабочая программа составлена на основе ФГОС, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. А.Г. Драгомилова «Биология. 8 класс»)

Класс: 8 класс

  • Цели урока:
    Обучающие:
    • Показать заключительную стадию обмена и органы, через которые происходит удаление продуктов распада.

  • Познакомить с общим планом строения и функций органов мочевыделительной системы;

  • Выяснить роль мочевыделения, объяснить функции почек и органов мочевыведения.

  • Установить роль почек в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды в целом.
    Развивающие:
    • развивать понятия о многообразии живых организмов;
    • продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
    Воспитательные:
    • Воспитывать любовь к природе;
    • развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

  • способствовать этическому воспитанию учащихся.

Здоровьесберегающие технологии:

  • следить за осанкой учащихся; проводить упражнения для снятия напряжения глаз; проветривание помещения.

Патриотическое воспитание:

  • развитие чувства патриотизма на рассказах о русских ученых.

Формирование УУД- см в Приложении:

  • Предметные:

  • П 1: Знать общий план строения и функций органов мочевыделительной системы человека;

  • П 2: Имеют представление об роли мочевыделения, функции почек и органов мочевыведения;

  • П 3: анализ и синтез информации;

  • Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

  • По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

  • По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

  • Методы – см в Приложении

  • Деятельность учащихся – см в Приложении

  • Средства обучения:

  • Учебник Драгомилова А.Г. Биология. 8 класс. М.: Вента-Граф, 2015;

  • Дополнительный текстовый материал;

  • Интерактивные рисунки "Строение мочевыделительной системы", "Макростроение почки", "Микростроение почки". Анимация "Образование первичной и вторичной мочи". Фотография "Почка левая".

  • Оборудование: проектор, компьютер.

  • Ход урока (см. технологическую карту).

Технологическая карта урока


Этап урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопр-е к деят-ти. Орг. момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)



ДУ 1


Д 1


Л4


Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Повторим, что мы изучали на прошлом уроке:

    1. Витамины и их значение.

    2. Витамин А.

    3. Витамин В.

4. Витамин С.

5. Витамин D.

6. Сохранение витаминов в продуктах питания

Оцените ответы ваших товарищей.




ДУ 2

ДУ 7




Д 5



Л4


Р1


К1

III.

Постановка уч. задачи, фор-ка темы урока и целей.

- Итак мы прошли тему «Обмен веществ и энергии». А как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

- Что вы знаете о выделительной системе человека?

- Какую цель мы поставим перед собой. (Цель урока)

Правильно, в конце этого урока мы должны знать строение и функции почек человека, а также что такое НЕФРОН и как он «работает».


Записываем число в р/т над темой урока.

ДУ 1


ДУ 4


ДУ 5

ДУ 6


Д 5

Р2



Р3


К2

IV. Объяснение нового материала


Учитель организует объяснение нового материала, задает вопросы.

1. Строение Мочевыделительной системы – интерактив в режиме показать все.

  • В процессе жизнедеятельности человека в организме образуются вещества, которые могут вызвать его отравление, нарушение функций органов.

  • Эти вещества постоянно выводятся из организма человека.

  • В удалении ненужных и вредных веществ участвуют различные органы.

  • Углекислый газ, пары воды удаляются через легкие. Избыток солей выводится с потом через кожу.

  • Но основная часть вредных веществ удаляется из организма с мочой через органы мочевыделительной системы.

  • Основным органом мочевыделительной системы являются почки.

  • Вещества, необходимые организму в нужном количестве, попадают в почечные вены и используются организмом, вредные и ненужные вещества оказываются в почечных лоханках и оттуда по мочеточникам попадают в мочевой пузырь, а потом по мочеиспускательному каналу удаляются из организма в виде мочи.

  1. Строение почек – интрактив в режиме показать все.

  • У человека две почки. Величина каждой из них – с кулак человека. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника.

  • В каждой почке различают корковый и мозговой слои и почечную лоханку.

  • В почки по почечным артериям поступают питательные вещества и жидкие продукты клеточного распада.

3. Строение нефрона – интерактив в режиме показа .

  • Очищение крови от растворенных в ней веществ происходит в нефронах.

  • Каждый нефрон начинается микроскопической капсулой с длинным канальцем нефрона. В капсулу заходит артерия, образуя в ней капиллярный клубочек.

  • Выходящая из клубочка артерия значительно тоньше входящей. Вследствие этого в клубочке образуется большое давление, благодаря чему из этого клубочка в каналец просачивается жидкая часть неочищенной крови, содержащая как полезные, так и вредные вещества (первичная моча).

  • Белки плазмы крови и клетки остаются в сосуде. Выйдя из капсулы, артериальный кровеносный сосуд снова ветвиться на капилляры, которые оплетают стенки канальца.

  • Полезные вещества всасываются обратно в кровь. Вредные вещества остаются в канальце, а затем из нефрона попадают в систему выносящих трубок и в почечную лоханку (конечная, или вторичная моча).

  • Так кровь очищается от ненужных веществ.

  • Капсулы и часть канальцев нефрона находятся в корковом слое, остальные части канальцев и выводные трубки – в почечных пирамидах мозгового слоя.

  • На вершине каждой из пирамид имеется 5-6 отверстий, из которых моча попадает в почечную лоханку.

интерактив в режиме показа – образование первичной и вторичной мочи





4. Функции почек.

  • Почки удаляют не только продукты распада, но и излишки питательных веществ, способные нанести вред организму.

  • Представьте, что сладкоежка съел, целую банку варенья. Часть сахара задержала бы печень, но и после этого в кровь могло бы попасть слишком много сахара. Это привело бы к тому, что раствор плазмы крови, а потом и тканевая жидкость стали бы более концентрированными, чем растворы, содержащиеся в клетке. Вода из клеток начала бы выходить наружу, и обезвоженные клетки не смогли бы работать.

  • Но этого не происходит, потому что почки удаляют избыток сахара с мочой. Так почки поддерживают постоянство внутренней среды организма, снижая количество воды, солей, питательных веществ и продуктов обмена до нормы.





ДУ 4


ДУ 7















ДУ 6



ДУ 7













ДУ 6

ДУ 4


ДУ 7










ДУ 6



ДУ 7




О

Р4



Р5



К3



К4



К5



К6



Л5


V. Закрепление изученного материала

        Подведем итог нашего урока, проверим усвоение нами материала –.

Приложение 1

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека ? почки. Расположены они на уровне ?, с обеих сторон ?. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ? почка напоминает боб. Величина ? – с кулак человека. ? – 150-200 г, длина – 10-12 см, ? – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

? - трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь? орган, ? 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?

интерактивы в режиме теста



ДУ11



ДУ13

 

 

 

 

 

 

 

 


ДУ14



Р6




П3

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал

Я научился

Было сложно

Было легко

Мне понравилось

Не понравилось

Меня удивило




ДУ15



VII. Д/з


§39 стр 157-159, Р/т стр _________

Спасибо за урок!!!

ДУ16

Д 6

Л5

Р7









Приложение 1

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?


Приложение 1

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?


Приложение 1

Словарик: объемом, две, форме, почки, мочеточники, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, масса.

ТЕКСТ:

У человека____________ почки. Расположены они на уровне __________, с обеих сторон___________________. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 –1,5 см ниже левой. По ______________ почка напоминает боб. Величина ___________ – с кулак человека. ____________– 150-200 г, длина – 10-12 см,______________– 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники.

_______________- трубочки длиной 30 см, 4-7мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю.

Мочевой пузырь —_______________ орган,__________________ 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький - зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!