СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Слова категории состояния. Словообразование слов категории состояния.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОУД 01. Русский язык

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Слова категории состояния. Словообразование слов категории состояния.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать первичное представление о категории состояния как самостоятельной части речи

 б) развивающая: сформировать умение находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного; развивать долговременную память и образное мышление обучающихся;

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

 

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  1. Что называется наречием?
  2. Словарно-орфографическая работа. Практическое задание.\\ Работа на тренажере «Правописание наречий».

Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.

Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о,(от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с)глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.

Проверь себя

Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?

-Что обозначают слова категории состояния?

- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?

- Какие значения они имеют?

  1. Практическая часть.

Слова категории состояния – это особая группа знаменательных слов, которые обозначают состояние живых существ, окружающей среды, природы, отвечают на вопросы каково? как? Например: плохо, скучно, интересно.

Общее грамматическое значение – состояние: Было душно после жаркого лето; В доме тепло и уютно.

 

По значению выделяются следующие группы слов категории состояния:

  1. Слова, обозначающие эмоциональное (душевное) состояние человека: грустно, весело, жаль, радостно, легко и др.

 

  1. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: больно, жарко, тепло, тяжело, лень и др.

 

  1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды: светло темно, пасмурно, солнечно, морозно, пустынно и др.

 

  1. Слова, обозначающие состояние возможности или невозможности, необходимости или желания совершить действие: охота, можно, надо, нужно, нельзя и др.

 

По своим морфологическим свойствам слова категории состояния похожи на наречия: они состоят из одной основы (не имеют окончания), большинство из них имеет суффикс –о: хорошо, разумно, вольготно.

Морфологическим признаком слов категории состояния является их неизменность.

Как качественные прилагательные и наречия на –о, -е, слова категории состояния имеют степень сравнения – положительную и превосходную формы:

Тепло-теплее, более тепло, теплее всего;

Звонко – звонче, более звонко, звонче всего.

 

Синтаксическим показателем слов категории состояния яв-ся то, что они употребляются только безличном предложении и выполняют роль главного члена – сказуемого.

 

В этой функции они могут сочетаться с глаголами- связками быть, становиться, делать, и др.

например: И скучно, и грустно, и некому руку подать..

Становилось темно.

За окошечком было звонко и солнечно.

Не было бы лучше, а уж хуже – перетерпим.

 

Словообразование слов категории состояния.

Словообразование слов категории состояния относится как к морфологическому способу: образуются от прилагательных (холодно, сиротливо, жутко), так и не морфологическому: переходят из существительных (жаль, лень, пора, горе).

Слова категории состояния нужно отличать от омонимичных им форм:

  1. От кратких форм прилагательных и наречий на -0: тепло вокруг, тепло одеться, море тепло;
  2. От существительных: Была осенняя пора.  – Пора в путь – дорогу – дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем..

Текст для сравнения стр. 244

 

  1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!
  2. И грустно в воду смотрится луна.
  3. Мне грустно, потому что весело тебе

 

- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

- Рассмотрим первое предложение.

  • В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)
  • Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.
  • В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными.

 

  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение упр №  138, 139, 140.

 

 Что нового вы узнали о словах категории состояния?

- Как отличить категорию состояния от других частей речи?

- Что было трудным, непонятным?

- Как вы оцениваете свою работу?

 

    1. Подведение итогов.
    2. Домашнее задание.

 

         КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

 

К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?

 

А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.

2 Сегодня в отделении спокойно.

 3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать

 

 

 

         КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

 

К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?

 

 

Б. 1 Но время шло, и для войны недоставало лета.

2 Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

3 Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.

 

 

 

         КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.

 

К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?

 

А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.

2 Сегодня в отделении спокойно.

 3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния

Слово, к которому относится

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

Вопрос.

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Морфологические признаки

род, число

Не изменяется

Не изменяется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Слова категории состояния. Словообразование слов категории состояния.»»

План урока


Предмет: ОУД 01. Русский язык

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Слова категории состояния. Словообразование слов категории состояния.»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать первичное представление о категории состояния как самостоятельной части речи

б) развивающая: сформировать умение находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного; развивать долговременную память и образное мышление обучающихся;

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.



Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  1. Что называется наречием?

  2. Словарно-орфографическая работа. Практическое задание.\\ Работа на тренажере «Правописание наречий».

Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.

Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о,(от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с)глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.

Проверь себя

Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?

-Что обозначают слова категории состояния?

- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?

- Какие значения они имеют?

  1. Практическая часть.

Слова категории состояния – это особая группа знаменательных слов, которые обозначают состояние живых существ, окружающей среды, природы, отвечают на вопросы каково? как? Например: плохо, скучно, интересно.

Общее грамматическое значение – состояние: Было душно после жаркого лето; В доме тепло и уютно.



По значению выделяются следующие группы слов категории состояния:

  1. Слова, обозначающие эмоциональное (душевное) состояние человека: грустно, весело, жаль, радостно, легко и др.



  1. Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: больно, жарко, тепло, тяжело, лень и др.



  1. Слова, обозначающие состояние окружающей среды: светло темно, пасмурно, солнечно, морозно, пустынно и др.



  1. Слова, обозначающие состояние возможности или невозможности, необходимости или желания совершить действие: охота, можно, надо, нужно, нельзя и др.



По своим морфологическим свойствам слова категории состояния похожи на наречия: они состоят из одной основы (не имеют окончания), большинство из них имеет суффикс –о: хорошо, разумно, вольготно.

Морфологическим признаком слов категории состояния является их неизменность.

Как качественные прилагательные и наречия на –о, -е, слова категории состояния имеют степень сравнения – положительную и превосходную формы:

Тепло-теплее, более тепло, теплее всего;

Звонко – звонче, более звонко, звонче всего.


Синтаксическим показателем слов категории состояния яв-ся то, что они употребляются только безличном предложении и выполняют роль главного члена – сказуемого.


В этой функции они могут сочетаться с глаголами- связками быть, становиться, делать, и др.

например: И скучно, и грустно, и некому руку подать..

Становилось темно.

За окошечком было звонко и солнечно.

Не было бы лучше, а уж хуже – перетерпим.



Словообразование слов категории состояния.

Словообразование слов категории состояния относится как к морфологическому способу: образуются от прилагательных (холодно, сиротливо, жутко), так и не морфологическому: переходят из существительных (жаль, лень, пора, горе).

Слова категории состояния нужно отличать от омонимичных им форм:

  1. От кратких форм прилагательных и наречий на -0: тепло вокруг, тепло одеться, море тепло;

  2. От существительных: Была осенняя пора. Пора в путь – дорогу – дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем..

Текст для сравнения стр. 244



  1. Как грустно мне твое явление, весна, весна!

  2. И грустно в воду смотрится луна.

  3. Мне грустно, потому что весело тебе



- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)

- Рассмотрим первое предложение.

  • В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)

  • Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.

  • В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными.



  1. Закрепление изученного материала.

Выполнение упр № 138, 139, 140.


 Что нового вы узнали о словах категории состояния?

- Как отличить категорию состояния от других частей речи?

- Что было трудным, непонятным?

- Как вы оцениваете свою работу?



    1. Подведение итогов.

    2. Домашнее задание.



КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.



К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?


А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.

2 Сегодня в отделении спокойно.

3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать






КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.



К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?



Б. 1 Но время шло, и для войны недоставало лета.

2 Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.

3 Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.







КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.



К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?


А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.

2 Сегодня в отделении спокойно.

3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать














Вопросы

Краткое

Прилагательное

Наречие

Слово категории состояния

Слово, к которому относится

Существительное

Глагол

Не зависит от других слов

Вопрос.

Каков? какова? каковы?

Как? где?

как? каково?

Что обозначает?

Признак

Предмета

Признак действия, признак другого признака

Состояние природы, человека, оценку действия

Синтаксическая роль

Сказуемое

Обстоятельство

Сказуемое в предложении без подлежащего

Морфологические признаки

род, число

Не изменяется

Не изменяется






















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!