План урока
Предмет: ОУД 01. Русский язык
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № _________________
Тема урока: «Слова категории состояния. Словообразование слов категории состояния.»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: дать первичное представление о категории состояния как самостоятельной части речи
б) развивающая: сформировать умение находить слова категории состояния в тексте, отличать их от наречия и краткого прилагательного; развивать долговременную память и образное мышление обучающихся;
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,
Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Что называется наречием?
Словарно-орфографическая работа. Практическое задание.\\ Работа на тренажере «Правописание наречий».
Задание: спишите, вставьте буквы, раскройте скобки.
Точь(в)точь, бок(о)бок, (на)тощак, (не)втерпеж.., давным(давно), (по)прежнему, отнюдь (не)жарко, заслуже(н,нн)о, удивле(н,нн)о, искус(н,нн)о,(от)куда(нибудь), (по)немецки, (по)французски, едва(едва), когда(то), (во)первых, неждан_о (негадан_о), (с)глазу(на)глаз, (в)догонку, (в)припрыжку, (черес)чур, (в)одиночку, (без)оглядки, (до)упора, (в)двое, (на)пятерых, (во)вторых.
Проверь себя
Точь-в-точь, бок о бок, натощак, невтерпеж, давным-давно, по-прежнему, отнюдь не жарко, заслуженно, удивленно, искусно, откуда-нибудь, по-немецки, по-французски, едва-едва, когда-то, во-первых, нежданно-негаданно, с глазу на глаз, вдогонку, вприпрыжку, чересчур, в одиночку, без оглядки, до упора, вдвое, на пятерых, во-вторых.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
-Какие слова можно отнести к словам категории состояния?
-Что обозначают слова категории состояния?
- По каким признакам отличать слова категории состояния от других частей речи?
- Какие значения они имеют?
Практическая часть.
Слова категории состояния – это особая группа знаменательных слов, которые обозначают состояние живых существ, окружающей среды, природы, отвечают на вопросы каково? как? Например: плохо, скучно, интересно.
Общее грамматическое значение – состояние: Было душно после жаркого лето; В доме тепло и уютно.
По значению выделяются следующие группы слов категории состояния:
Слова, обозначающие эмоциональное (душевное) состояние человека: грустно, весело, жаль, радостно, легко и др.
Слова, обозначающие физическое состояние живых существ: больно, жарко, тепло, тяжело, лень и др.
Слова, обозначающие состояние окружающей среды: светло темно, пасмурно, солнечно, морозно, пустынно и др.
Слова, обозначающие состояние возможности или невозможности, необходимости или желания совершить действие: охота, можно, надо, нужно, нельзя и др.
По своим морфологическим свойствам слова категории состояния похожи на наречия: они состоят из одной основы (не имеют окончания), большинство из них имеет суффикс –о: хорошо, разумно, вольготно.
Морфологическим признаком слов категории состояния является их неизменность.
Как качественные прилагательные и наречия на –о, -е, слова категории состояния имеют степень сравнения – положительную и превосходную формы:
Тепло-теплее, более тепло, теплее всего;
Звонко – звонче, более звонко, звонче всего.
Синтаксическим показателем слов категории состояния яв-ся то, что они употребляются только безличном предложении и выполняют роль главного члена – сказуемого.
В этой функции они могут сочетаться с глаголами- связками быть, становиться, делать, и др.
например: И скучно, и грустно, и некому руку подать..
Становилось темно.
За окошечком было звонко и солнечно.
Не было бы лучше, а уж хуже – перетерпим.
Словообразование слов категории состояния.
Словообразование слов категории состояния относится как к морфологическому способу: образуются от прилагательных (холодно, сиротливо, жутко), так и не морфологическому: переходят из существительных (жаль, лень, пора, горе).
Слова категории состояния нужно отличать от омонимичных им форм:
От кратких форм прилагательных и наречий на -0: тепло вокруг, тепло одеться, море тепло;
От существительных: Была осенняя пора. – Пора в путь – дорогу – дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем..
Текст для сравнения стр. 244
Как грустно мне твое явление, весна, весна!
И грустно в воду смотрится луна.
Мне грустно, потому что весело тебе
- Прочитайте предложения. Что вы можете сказать об этих предложениях? (в каждом предложении есть одно общее слово)
- Рассмотрим первое предложение.
В первом предложении «грустно» является какой частью речи? (кратким прилагательным), от чего задаем вопрос? (относится к существительному), на какой вопрос отвечает? (отвечает на вопрос явление каково?) Каким членом предложения является? (в Предложении является сказуемым); изменяется по…(дни каковы? грустны она какова? грустна)
Во втором – наречие, так обозначает признак действия: смотрится как? грустно, В предложении является обстоятельством.
В третьем предложении? Грустно – одновременно и прилагательное и наречие. Оно неизменяемо. Это совершенно особая часть речи, употребляется в предложении без подлежащего. Такие предложения называются безличными.
Закрепление изученного материала.
Выполнение упр № 138, 139, 140.
Что нового вы узнали о словах категории состояния?
- Как отличить категорию состояния от других частей речи?
- Что было трудным, непонятным?
- Как вы оцениваете свою работу?
Подведение итогов.
Домашнее задание.
КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.
К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?
А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.
2 Сегодня в отделении спокойно.
3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать
КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.
К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?
Б. 1 Но время шло, и для войны недоставало лета.
2 Время вновь мне в глаза глядит неизбежным углом двух молний, и меня обжигает стыд, как я мало еще исполнил.
3 Спасибо, детки, жил бы сам, да время знать и честь.
КОНТРОЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ.
К№1. Выпишите предложение, в котором выделенное слово является категорией состояния. Каким членом предложения оно является?
А. 1 С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.
2 Сегодня в отделении спокойно.
3 Мать как-то спокойно сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать
Вопросы | Краткое Прилагательное | Наречие | Слово категории состояния |
Слово, к которому относится | Существительное | Глагол | Не зависит от других слов |
Вопрос. | Каков? какова? каковы? | Как? где? | как? каково? |
Что обозначает? | Признак Предмета | Признак действия, признак другого признака | Состояние природы, человека, оценку действия |
Синтаксическая роль | Сказуемое | Обстоятельство | Сказуемое в предложении без подлежащего |
Морфологические признаки | род, число | Не изменяется | Не изменяется |