СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Сила трения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В повседневной жизни, на производстве, технике, на транспорте, трение нам необходимо, можно его увеличивать. Когда оно мешает, вызывает расход материалов, необходимо уменьшать. Так люди поступают с незапамятных времен.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Сила трения»»

Тема урока «Сила трения»

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  1. Мотивационный этап. Организационный момент. (1 мин)

Добрый день. Прежде, чем мы приступим к уроку, хотелось бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад.

  1. Актуализация знаний учащихся, проверка домашнего задания. (7 мин)

На слайдах 1 – 3 задания.

Работа парами. Поменяйтесь тетрадями, проверяем. Слайды 4 – 5.

«3» - 6 – 8; «4» - 9 – 10; «5» - 11 – 12 (считаем «+»).

  1. Постановка целей урока. Объяснение нового материала. (7 мин)

Сейчас я вам покажу один необычный фокус. Необычность его в том, что это физический фокус, а вы попробуйте его объяснить.

Посмотрите, у меня стеклянный стакан, я его перевернула и держу буквально тремя пальцами за дно, он не падает. Почему?

Весь секрет в том, что между моими пальцами и стаканом возникла сила, которая помогла мне в этом, которая мешает движению стакана. Какая тема урока?

Слайд 6. Какая цель нашего урока? Слайд 6.

Слайд 7. Ребята, наверное, каждый из вас знает, что, скатившись с горы и санки и лыжи, движутся по горизонтальному пути неравномерно. Скорость их постепенно уменьшается и через некоторое время они останавливаются.

Слайд 8. Останавливается автомобиль, велосипедист, когда прекращает вращать педали.

Слайд 9. При соприкосновении одного тела с другим возникает взаимодействие, препятствующее их относительному движению, которое называется трением.

Слайд 10. Первые исследования трения были проведены итальянским ученым Леонардо да Винчи более четырехсот лет назад. Но эти работы не были опубликованы.

Законы трения были описаны французским ученым Гильомом Амонтоном в 1699 г. и Шарлем Кулоном в 1785 г.

Что является причиной изменения скорости (в данном случае уменьшения)? Ответ: сила. Значит, и в рассмотренных примерах, на каждое движущееся тело действовала сила.

Слайд 11. Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, и направленная противоположно движению.

Слайд 12. Обозначение.

Как измерить силу трения? Это можно сделать при помощи динамометра. При равномерном движении тела динамометр показывает силу упругости пружины, равную по модулю силе трения.

Как рисуем силу трения?

Единица измерения.

Слайд 13. Причины возникновения трения – шероховатости трущихся поверхностей. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности: бугорки и царапины.

Слайд 14. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.

Если поверхности тел хорошо отполированы, при соприкосновении часть молекул располагается очень близко друг к другу. В этом случае, начинает заметно проявляться притяжение между молекулами соприкасающихся тел.

Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Слайд 15. Различают три вида сухого трения: трение скольжения, трение качения, трение покоя.

Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого.

Трение качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого.

Иногда бывает так, что движения еще нет, а сила трения уже есть. Например, тело на наклонной плоскости, завязанный бант на ленте, стол.

Прижмите руку к лежащей на столе тетради и передвиньте ее. Тетрадь будет двигаться относительно стола, но покоится по отношению к ладони. С помощью чего вы заставили тетрадь двигаться? С помощью трения покоя тетради о руку.

Итак, сила трения покоя всегда равна по величине внешней силе, действующей на тело и направлена в противоположную сторону. Чем больше приложенная к покоящемуся телу сила, тем больше сила трения покоя. Существует максимальная сила трения покоя, превышая которое мы замечаем, что тело сдвинулось с места.

  1. Этап закрепления знаний. (12 мин)

Предлагаю вам выяснить, от чего же зависит сила трения. Для этого класс делится на 5 групп по 4 – 5 человек. Каждая группа выбирает капитана, который будет выражать мнение всей группы, также оценивать работу каждого ученика в группе. (5 мин)

Каждая группа выполняет свое задание, отсчитывается. Полученные результаты все записывают в таблице. (7 мин)

  1. Этап обобщения знаний. (8 мин)

А теперь делимся на 2 группы. Также выбираем капитана.

1 группа – прокуроры. За 3 минуты придумайте доводы, обвиняющие трение.

2 группа – адвокаты. Придумайте доводы, показывающие положительную роль трения.

Выводы: Итак, сегодняшний урок был посвящен трению – явлению сопровождающую нас с детства буквально на каждом шагу. А потому ставшим таким привычным и незаметным. Конечно, только благодаря наличию в природе трению возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Шаг за шагом, человек научился бороться с трением доступными и непривычными способами, передаваемыми из поколения в поколение и дожившими до нашей эпохи.

Трение в одних условиях полезно, в других – вредно. Следовательно, надо умело использовать это все.

В повседневной жизни, на производстве, технике, на транспорте, трение нам необходимо, можно его увеличивать. Когда оно мешает, вызывает расход материалов, необходимо уменьшать. Так люди поступают с незапамятных времен.

  1. Рефлексия. (3 мин)

  1. Какая цель стояла перед вами в начале урока?

  2. Самым интересным на уроке для меня было…

  3. Я научился …

  4. Урок помог задуматься о …

  5. Я получил полезную информацию о том, что …



  1. Подведение итогов. Задание на дом. (2 мин)

§32, 33, вопрос: «Как лыжная мазь меняет силу трения между лыжами и снегом?»

Комментарии о выполнении задач урока, выставление оценок, благодарность отличившимся ученикам.

Спасибо за работу. Желаю вам успехов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!