План урока
Предмет: алгебра
Преподаватель: Амирханова А. К.
Дата проведения:____________
Тема урока: Показательные уравнения
и основные методы решения
Цели деятельности педагога: ввести понятие показательного уравнения; создать условия для формирования умения решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами; способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания.
Планируемые результаты.
Предметные: знают понятие показательного уравнения, умеют решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами.
Личностные: умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные: регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, используют знаково-символические средства; коммуникативные – задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислить.
а) б) в)
г) д) е) , при а = 5.
2. Решить уравнения.
а) 3x =; б) = 81; в)
г) 4x = 1; д) 7x = 49; е) 8x = .
III. Объяснение нового материала.
1. С простейшими показательными уравнениями учащиеся познакомились при изучении предыдущей темы. Вводим определение:
Показательными уравнениями называют уравнения вида af (x) =
= ag (x), где a > 0, a ¹ 1 и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Обращаем внимание, что уравнение является показательным, если неизвестное х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.
Примеры:
1) = 1 – показательное;
2) + x2 + 2x = 1 – не является показательным.
1.Уравнения простейшие решаются на основе теоремы:
af (x) = ag (x) (a > 0, a ¹ 1) Û f (x) = g (x).
2. Рассматриваем примеры 1–6 со с. 226-227 учебника. Учащиеся могут сами сформулировать основные методы решения показательных уравнений:
а) метод уравнивания показателей;
б) метод введения новой переменной;
в) графический метод.
Если в уравнении все степени имеют одинаковое основание, либо представляют собой степень одного и того же числа, то можно попытаться все показательные выражения записать в виде ax, (ax)2, (ax)3, ... . Тогда следующим шагом будет введение новой переменной t = ax, и уравнение сведется к степенному. Обращаем внимание учащихся, что t > 0 (так как E (f) = (0; +¥) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t £ 0 «отбрасываем» как посторонние.
2. Рассматриваем упражнение 2х = 3х. Уравнения вида
af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).
2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.
IV. Формирование умений и навыков.
- Решить уравнения:
№ 679, 680, 681, 682, 684(1,2)
V. Проверочная работа.
Вариант 1
Решите уравнение.
1. 6x = 216; 4. 3 · ;
2. 23x – 5 = 16; 5. 5x – 1 + 5x = 150.
3. ;
Вариант 2
Решите уравнение.
1. 8x = 512; 4. 5 · (0,3)x = 0,45;
2. 32x + 7 = 243; 5. 6x – 2 – 6x – 1 = –180.
3. = 32;
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Какие уравнения называются показательными? Простейшими показательными?
– Назовите основные методы решения показательных уравнений.
– Какие виды преобразования показательных уравнений вы сегодня узнали?
Домашнее задание: глава 6 п.2, № 683, 684(3,4), 685(1)
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Показательные уравнения и основные методы решения»
План урока
Предмет: алгебра
Преподаватель: Амирханова А. К.
Дата проведения:____________
Тема урока: Показательные уравнения
и основные методы решения
Цели деятельности педагога: ввести понятие показательного уравнения; создать условия для формирования умения решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами; способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания.
Планируемые результаты.
Предметные: знают понятие показательного уравнения, умеют решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами.
Личностные: умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные: регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, используют знаково-символические средства; коммуникативные – задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
1. Вычислить.
а) б) в)
г) д) е) , при а = 5.
2. Решить уравнения.
а) 3x = ; б) = 81; в)
г) 4x = 1; д) 7x = 49 ; е) 8x = .
III. Объяснение нового материала.
1. С простейшими показательными уравнениями учащиеся познакомились при изучении предыдущей темы. Вводим определение:
Показательными уравнениями называют уравнения вида af (x) =
= ag (x), где a 0, a 1 и уравнения, сводящиеся к этому виду.
Обращаем внимание, что уравнение является показательным, если неизвестное х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.
Примеры:
1) = 1 – показательное;
2) + x2 + 2x = 1 – не является показательным.
1.Уравнения простейшие решаются на основе теоремы:
af (x) = ag (x) (a 0, a 1) f (x) = g (x).
2. Рассматриваем примеры 1–6 со с. 226-227 учебника. Учащиеся могут сами сформулировать основные методы решения показательных уравнений:
а) метод уравнивания показателей;
б) метод введения новой переменной;
в) графический метод.
Если в уравнении все степени имеют одинаковое основание, либо представляют собой степень одного и того же числа, то можно попытаться все показательные выражения записать в виде ax, (ax)2, (ax)3, ... . Тогда следующим шагом будет введение новой переменной t = ax, и уравнение сведется к степенному. Обращаем внимание учащихся, что t 0 (так как E (f) = (0; +) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t 0 «отбрасываем» как посторонние.
2. Рассматриваем упражнение 2х = 3х. Уравнения вида
af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).
2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.
IV. Формирование умений и навыков.
Решить уравнения:
№ 679, 680, 681, 682, 684(1,2)
V. Проверочная работа.
Вариант 1
Решите уравнение.
1. 6x = 216; 4. 3 · ;
2. 23x – 5 = 16; 5. 5x – 1 + 5x = 150.
3. ;
Вариант 2
Решите уравнение.
1. 8x = 512; 4. 5 · (0,3)x = 0,45;
2. 32x + 7 = 243; 5. 6x – 2 – 6x – 1 = –180.
3. = 32;
VI. Итоги урока.
Вопросы учащимся:
– Какие уравнения называются показательными? Простейшими показательными?
– Назовите основные методы решения показательных уравнений.
– Какие виды преобразования показательных уравнений вы сегодня узнали?
Домашнее задание: глава 6 п.2, № 683, 684(3,4), 685(1)