СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Показательные уравнения и основные методы  решения

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Предмет: алгебра

Преподаватель: Амирханова А. К.

Дата проведения:____________

 

 

Тема урока: Показательные уравнения и основные методы  решения

Цели деятельности педагога: ввести понятие показательного уравнения; создать условия для формирования умения решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами; способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания.

Планируемые результаты.

Предметные: знают понятие показательного уравнения, умеют решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами.

Личностные: умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Метапредметные: регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, используют знаково-символические средства; коммуникативные – задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Вычислить.

а)          б)                       в)

г)                  д)                       е) , при а = 5.

2. Решить уравнения.

а) 3x =;                б)  = 81;               в)

г) 4x = 1;                            д) 7x = 49;                е) 8x = .

III. Объяснение нового материала.

1. С простейшими показательными уравнениями учащиеся познакомились при изучении предыдущей темы. Вводим определение:

Показательными  уравнениями  называют  уравнения  вида  af (x) = = ag (x), где a > 0, a ¹ 1 и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Обращаем внимание, что уравнение является показательным, если неизвестное х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.

Примеры:

1)  = 1 – показательное;

2)  + x2 + 2x = 1 – не является показательным.

1.Уравнения простейшие решаются на основе теоремы:

af (x) = ag (x) (a > 0, a ¹ 1) Û f (x) = g (x).

2. Рассматриваем примеры 1–6 со с. 226-227 учебника. Учащиеся могут сами сформулировать основные методы решения показательных уравнений:

а) метод уравнивания показателей;

б) метод введения новой переменной;

в) графический метод.

Если в уравнении все степени имеют одинаковое основание, либо представляют собой степень одного и того же числа, то можно попытаться все показательные выражения записать в виде ax, (ax)2, (ax)3, ... . Тогда следующим шагом будет введение новой переменной t = ax, и уравнение сведется к степенному. Обращаем внимание учащихся, что t > 0 (так как E (f) = (0; +¥) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t £ 0 «отбрасываем» как посторонние.

2. Рассматриваем упражнение 2х = 3х. Уравнения вида

af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).

2x = 3x   /  : 3x;   ;    = 1;   ;   x = 0.

 

IV. Формирование умений и навыков.

  1. Решить уравнения:

№  679, 680, 681, 682, 684(1,2)

V. Проверочная работа.

Вариант 1

Решите уравнение.

1. 6x = 216;                        4. 3 · ;

2. 23x – 5 = 16;                     5. 5x – 1 + 5x = 150.

3. ;

Вариант 2

Решите уравнение.

1. 8x = 512;                        4. 5 · (0,3)x = 0,45;

2. 32x + 7 = 243;                            5. 6x – 2 – 6x – 1 = –180.

3.  = 32;

VI. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

– Какие уравнения называются показательными? Простейшими показательными?

– Назовите основные методы решения показательных уравнений.

– Какие виды преобразования показательных уравнений вы сегодня узнали?

Домашнее задание: глава 6  п.2, № 683, 684(3,4), 685(1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Показательные уравнения и основные методы  решения»

План урока

Предмет: алгебра

Преподаватель: Амирханова А. К.

Дата проведения:____________



Тема урока: Показательные уравнения
и основные методы решения

Цели деятельности педагога: ввести понятие показательного уравнения; создать условия для формирования умения решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами; способствовать развитию оперативной памяти, логического мышления, произвольного внимания.

Планируемые результаты.

Предметные: знают понятие показательного уравнения, умеют решать простейшие показательные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к простейшим, различными методами.

Личностные: умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Метапредметные: регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные – устанавливают причинно-следственные связи, используют знаково-символические средства; коммуникативные – задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа.

1. Вычислить.

а) б) в)

г) д) е) , при а = 5.

2. Решить уравнения.

а) 3x = ; б) = 81; в)

г) 4x = 1; д) 7x = 49 ; е) 8x = .

III. Объяснение нового материала.

1. С простейшими показательными уравнениями учащиеся познакомились при изучении предыдущей темы. Вводим определение:

Показательными уравнениями называют уравнения вида af (x) =
= ag (x), где a 0, a  1 и уравнения, сводящиеся к этому виду.

Обращаем внимание, что уравнение является показательным, если неизвестное х входит только в показатель степени при некоторых постоянных основаниях.

Примеры:

1) = 1 – показательное;

2) + x2 + 2x = 1 – не является показательным.

1.Уравнения простейшие решаются на основе теоремы:

af (x) = ag (x) (a 0, a  1)  f (x) = g (x).

2. Рассматриваем примеры 1–6 со с. 226-227 учебника. Учащиеся могут сами сформулировать основные методы решения показательных уравнений:

а) метод уравнивания показателей;

б) метод введения новой переменной;

в) графический метод.

Если в уравнении все степени имеют одинаковое основание, либо представляют собой степень одного и того же числа, то можно попытаться все показательные выражения записать в виде ax, (ax)2, (ax)3, ... . Тогда следующим шагом будет введение новой переменной t = ax, и уравнение сведется к степенному. Обращаем внимание учащихся, что t 0 (так как E (f) = (0; +) для функции f (x) = ax), значит, полученные корни t  0 «отбрасываем» как посторонние.

2. Рассматриваем упражнение 2х = 3х. Уравнения вида

af (x) = bf (x) решаются методом деления обеих частей уравнения на одно из выражений af (x) или bf (x) (они отличные от нуля).

2x = 3x / : 3x; ; = 1; ; x = 0.


IV. Формирование умений и навыков.

  1. Решить уравнения:

№ 679, 680, 681, 682, 684(1,2)

V. Проверочная работа.

Вариант 1

Решите уравнение.

1. 6x = 216; 4. 3 · ;

2. 23x – 5 = 16; 5. 5x – 1 + 5x = 150.

3. ;

Вариант 2

Решите уравнение.

1. 8x = 512; 4. 5 · (0,3)x = 0,45;

2. 32x + 7 = 243; 5. 6x – 2 – 6x – 1 = –180.

3. = 32;

VI. Итоги урока.

Вопросы учащимся:

– Какие уравнения называются показательными? Простейшими показательными?

– Назовите основные методы решения показательных уравнений.

– Какие виды преобразования показательных уравнений вы сегодня узнали?

Домашнее задание: глава 6 п.2, № 683, 684(3,4), 685(1)




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!