СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Белки. Строение и функции

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Углубить знания учащихся о строении, свойствах, функциях аминокислот, белков в жизнедеятельности организмов.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Белки. Строение и функции»

Тема: Белки. Строение и функции. 10 класс 4 урок

Цель: Углубить знания учащихся о строении, свойствах, функциях аминокислот, белков в жизнедеятельности организмов.

Планируемые результаты:

Предметные :Расширить понятие о белках как о макромолекулах, биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки;Расширить понятие о мономерах белка – аминокислотах, особенностях их строения и разнообразия;Дать представление о денатурации, ренатурации и деструкции белка;

Межпредметные: развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательные  компетенции у учащихся на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.

Личностные: формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.





Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Изучение нового материала.

Белок, протеины – откуда возникли такие различные названия одних и тех же веществ? Белки – основа живой клетки. Что такое жизнь? На этот вопрос наука пыталась ответить издавна. И ученые давно поняли, что главную роль в жизненных процессах играют белки. Символом начала жизни всегда было яйцо. Вот почему белок птичьих яиц дал название всему классу белков. Протеины (протос – главный, первый) – указывают на значимость белков в жизни.

Белки, по утверждению Ф. Энгельса, одна из форм существования жизни.

? Важную, а может быть, и главную роль во всех жизненных процессах играют белки. Белки составляют 10–18% от общей массы клетки. В каждой клетке находится более 3000 молекул белков. В организме человека насчитывается свыше 10 млн. белков. Молекулярный вес белков: от 6000 – до 1,5 млн – значит, что это макромолекула (полимер).

Мономером белка являются аминокислота. Всего известно 150 аминокислот, в состав живого входит – 20 аминокислот.

 

Среди аминокислот есть заменимые, они могут синтезироваться в организме и незаменимые. Незаменимые, которые в организме не образуются, их получают с пищей (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин

Классификация белков по составу

• К простым белкам (протеинам) относят альбумины, глобулины, гистоны, склеропротеины.

• К сложным белкам (протеидам) относят: фосфопротеиды (казеин), глюкопротеиды (муцин), нуклеопротеиды, хромопротеиды, липопротеиды, флавопротеиды, металлопротеиды.



Классификация белков по их структуре

• Фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин.

• Глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны.

• Промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.



Классификация белков по их функциям

• Структурные белки – коллаген, склеротин, эластин.

• Каталитические белки – полимеразы, рибонуклеазы.

• Регуляторные белки – инсулин, глюкагон.

• Транспортные белки – гемоглобин, гемоцианин.

• Защитные белки – антитела, фибриноген.

• Двигательные, или мышечные, белки – миозин, актин.

• Резервные белки – казеин, альбумин.

• Токсичные белки – змеиный яд, токсины.

• Сигнальные белки – рецепторы.

Свойства белка

1. Белки – твёрдые вещества, растворимые и нерастворимые в воде. Оссеин – белок кости (Н). Кератин – (Н). Фиброноген – растворимый белок (Р). Фиброин – белок нити гусениц, пауков (Р), может переходить в нерастворимую форму.

2. Различная окраска: белая, красная (гемоглобин), синяя (гемоциан), чёрная (меланин), бесцветная.

3. Амфотерные соединения.

Под воздействием физико-химических факторов структура белка может изменяться (денатурация, ренатурация, деструкция).

Денатурация приводит к нарушению физико-химических свойств, но и, главное, биологических.

В основе раздражимости живых организмов лежит способность белков к денатурации и ренатурации. В этом заключается сигнальная функция белка. На поверхностной мембране клетки раполагаются белки, способные изменять свою структуру в ответ на действие различных факторов, так воспринимаются и передаются сигналы в клетку.

Фибриноген (Р) под действием ферментов превращается в фибрин (Н) (деструкция). Паук выделяет капельку секрета (фиброин) и прикрепляет её к опоре. Затем ниточка натягивается и этого достаточно, чтобы из растворимой формы он перешёл в нерастворимую (деструкция).



IV. Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:

1. Как называются белки, ускоряющие биохимические реакции обмена веществ?

4. Как называется белок крови, который транспортирует кислород в клетки, а углекислый газ в легкие?

5. Вспомните, как называются белки, обеспечивающие сократимость мышц?

6. Какую функцию выполняют белки, которые образуют кожу, волосы, ногти, копыта, рога?



V. Домашнее задание.



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!