Тема: Белки. Строение и функции. 10 класс 4 урок
Цель: Углубить знания учащихся о строении, свойствах, функциях аминокислот, белков в жизнедеятельности организмов.
Планируемые результаты:
Предметные :Расширить понятие о белках как о макромолекулах, биополимерах, играющих ведущую роль в строении и жизнедеятельности клетки;Расширить понятие о мономерах белка – аминокислотах, особенностях их строения и разнообразия;Дать представление о денатурации, ренатурации и деструкции белка;
Межпредметные: развивать умения анализировать результаты лабораторных опытов, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы, развивать познавательные компетенции у учащихся на основе межпредметных связей, научить применять знания, получаемые на одном предмете, при анализе явлений или процессов, изучаемых другими предметами.
Личностные: формировать научное мировоззрение, представление о роли естественных наук в современном обществе, целостную картину мира, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, коммуникативные качества.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Изучение нового материала.
Белок, протеины – откуда возникли такие различные названия одних и тех же веществ? Белки – основа живой клетки. Что такое жизнь? На этот вопрос наука пыталась ответить издавна. И ученые давно поняли, что главную роль в жизненных процессах играют белки. Символом начала жизни всегда было яйцо. Вот почему белок птичьих яиц дал название всему классу белков. Протеины (протос – главный, первый) – указывают на значимость белков в жизни.
Белки, по утверждению Ф. Энгельса, одна из форм существования жизни.
? Важную, а может быть, и главную роль во всех жизненных процессах играют белки. Белки составляют 10–18% от общей массы клетки. В каждой клетке находится более 3000 молекул белков. В организме человека насчитывается свыше 10 млн. белков. Молекулярный вес белков: от 6000 – до 1,5 млн – значит, что это макромолекула (полимер).
Мономером белка являются аминокислота. Всего известно 150 аминокислот, в состав живого входит – 20 аминокислот.
Среди аминокислот есть заменимые, они могут синтезироваться в организме и незаменимые. Незаменимые, которые в организме не образуются, их получают с пищей (лизин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, фенилаланин, триптофан, тирозин, метионин
Классификация белков по составу
• К простым белкам (протеинам) относят альбумины, глобулины, гистоны, склеропротеины.
• К сложным белкам (протеидам) относят: фосфопротеиды (казеин), глюкопротеиды (муцин), нуклеопротеиды, хромопротеиды, липопротеиды, флавопротеиды, металлопротеиды.
Классификация белков по их структуре
• Фибриллярные белки – в них наиболее важна вторичная структура – нерастворимы в воде, отличаются механической прочностью. К ним относят коллаген и миозин.
• Глобулярные белки – в них наиболее важна третичная структура. Полипептидные цепи таких белков свернуты в компактные глобулы, они растворимы в воде или солевых растворах, легко образуют коллоидные суспензии. К глобулярным белкам относят ферменты и гормоны.
• Промежуточные белки – фибриллярной природы, но растворимы в воде, к ним относится фибриноген.
Классификация белков по их функциям
• Структурные белки – коллаген, склеротин, эластин.
• Каталитические белки – полимеразы, рибонуклеазы.
• Регуляторные белки – инсулин, глюкагон.
• Транспортные белки – гемоглобин, гемоцианин.
• Защитные белки – антитела, фибриноген.
• Двигательные, или мышечные, белки – миозин, актин.
• Резервные белки – казеин, альбумин.
• Токсичные белки – змеиный яд, токсины.
• Сигнальные белки – рецепторы.
Свойства белка
1. Белки – твёрдые вещества, растворимые и нерастворимые в воде. Оссеин – белок кости (Н). Кератин – (Н). Фиброноген – растворимый белок (Р). Фиброин – белок нити гусениц, пауков (Р), может переходить в нерастворимую форму.
2. Различная окраска: белая, красная (гемоглобин), синяя (гемоциан), чёрная (меланин), бесцветная.
3. Амфотерные соединения.
Под воздействием физико-химических факторов структура белка может изменяться (денатурация, ренатурация, деструкция).
Денатурация приводит к нарушению физико-химических свойств, но и, главное, биологических.
В основе раздражимости живых организмов лежит способность белков к денатурации и ренатурации. В этом заключается сигнальная функция белка. На поверхностной мембране клетки раполагаются белки, способные изменять свою структуру в ответ на действие различных факторов, так воспринимаются и передаются сигналы в клетку.
Фибриноген (Р) под действием ферментов превращается в фибрин (Н) (деструкция). Паук выделяет капельку секрета (фиброин) и прикрепляет её к опоре. Затем ниточка натягивается и этого достаточно, чтобы из растворимой формы он перешёл в нерастворимую (деструкция).
IV. Закрепление изученного материала.
Фронтальный опрос:
1. Как называются белки, ускоряющие биохимические реакции обмена веществ?
4. Как называется белок крови, который транспортирует кислород в клетки, а углекислый газ в легкие?
5. Вспомните, как называются белки, обеспечивающие сократимость мышц?
6. Какую функцию выполняют белки, которые образуют кожу, волосы, ногти, копыта, рога?
V. Домашнее задание.
3