СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема самообразования

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема актуальна и касается всех категорий учащихся. В первую очередь материал будет полезен учителям и школам, работающим по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Тема самообразования»

Тема самообразования «Система оценивания в условиях реализации ФГОС»  период работы над темой  2016-2020   Учитель биологии Таскаева И.Ю. МБОУ СОШ № 34 г. Чита

Тема самообразования «Система оценивания в условиях реализации ФГОС» период работы над темой 2016-2020

Учитель биологии Таскаева И.Ю.

МБОУ СОШ № 34 г. Чита

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать» Актуальность Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО мы находим соответствующие комментарии. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.

Ф. Ницше: «Жить- значит оценивать»

Актуальность

Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию. Практически во всех разделах ФГОС НОО и ФГОС ООО мы находим соответствующие комментарии. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся.

Цель: изучение технологий оценивания. Задачи: 1. Конкретизировать представления о системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. 2. Изучить технологию критериального оценивания 3. Показать практическое применение приемов критериального оценивания на уроках.

Цель: изучение технологий оценивания.

Задачи:

  • 1. Конкретизировать представления о системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
  • 2. Изучить технологию критериального оценивания
  • 3. Показать практическое применение приемов критериального оценивания на уроках.
Основу оценочной деятельности учителя образуют 3 вопроса:  1. что оценивать?  2. как оценивать?  3. с какой целью оценивать работу ученика на уроке? Под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

Основу оценочной деятельности учителя образуют 3 вопроса: 1. что оценивать? 2. как оценивать? 3. с какой целью оценивать работу ученика на уроке?

Под системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса.

ОЦЕНИВАНИЕ – процесс наблюдения за деятельностью обучающихся, а также процесс контроля, фиксации и анализа информации об учебной деятельности с целью достижения планируемых образовательных результатов и улучшения качества биологического образования. ОЦЕНКА – результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. ОТМЕТКА – количественное выражение оценки достижений обучающихся в цифрах (отметка «5», «4», «3», «2», «1»).

ОЦЕНИВАНИЕ – процесс наблюдения за деятельностью обучающихся, а также процесс контроля, фиксации и анализа информации об учебной деятельности с целью достижения планируемых образовательных результатов и улучшения качества биологического образования.

ОЦЕНКА – результат процесса оценивания, деятельность или действие по оцениванию, качественная информация обратной связи. ОТМЕТКА – количественное выражение оценки достижений обучающихся в цифрах (отметка «5», «4», «3», «2», «1»).

Проблемы оценочной деятельности:   Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Субъективизм школьной отметки. Отсутствие четких критериев в выборе отметки. Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла. Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.

Проблемы оценочной деятельности:

  • Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
  • Субъективизм школьной отметки.
  • Отсутствие четких критериев в выборе отметки.
  • Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла.
  • Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно. Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание -  процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения

Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку более объективно.

Cлово «оценивать» происходит от латинского глагола – «сидеть с». При оценивании мы сидим  с учеником. Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру. Оценивание -  процесс сбора и анализа информации об успехах учеников для совершенствования процесса обучения и учения

Критериальное оценивание Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся .

Критериальное оценивание

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся .

Технология критериального оценивания Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

Технология критериального оценивания

Целью технологии критериального оценивания является определение и повышение успешности учебной деятельности учащихся посредством использования определенных параметров (критериев), позволяющих связать систему оценивания с целевыми установками как отдельного учебного курса, так и формирования компетентностей учащихся на соответствующей ступени школьного образования.

Виды критериального оценивания Система критериального оценивания учащихся включает в себя формативное и суммативное оценивание .

Виды критериального оценивания

Система критериального оценивания учащихся включает в себя формативное и суммативное оценивание .

Формативное оценивание Повседневная работа Устранение пробелов и недочетов Количество вне регламента Без учета при итоговой отметке Текущий уровень усвоения знаний и навыков

Формативное оценивание

  • Повседневная работа
  • Устранение пробелов и недочетов
  • Количество вне регламента
  • Без учета при итоговой отметке
  • Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Суммативное оценивание Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.

Суммативное оценивание

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений .

Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.

Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному.

Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым.

Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.

Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста.

Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Рубрикатор Критерий Дескриптор

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

  • Рубрикатор
  • Критерий
  • Дескриптор
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

Рубрикатор Критерий Усики Балл за задание Наличие изображения двух усиков Голова 2 балла Наличие изображения головы Хоботок Грудь 2 балла Хоботок изображен четко Ноги 2 балла Наличие груди бабочки 4 балла Изображено 6 ног Крылья 4 балла Изображено 4 крыла Брюшко Всего 2 балла Изображено брюшко 4 балла 20 баллов Рубрика  – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Рубрикатор

Критерий

Усики

Балл за задание

Наличие изображения двух усиков

Голова

2 балла

Наличие изображения головы

Хоботок

Грудь

2 балла

Хоботок изображен четко

Ноги

2 балла

Наличие груди бабочки

4 балла

Изображено 6 ног

Крылья

4 балла

Изображено 4 крыла

Брюшко

Всего

2 балла

Изображено брюшко

4 балла

20 баллов

Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в  ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы. Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ

  • Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.
  • Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию (последовательно показывают все шаги по достижению наилучшего результата) и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Баллы по критериям оценивания Для оценки используются только целые числа, дроби не применяются. Уровни, соответствующие дескрипторам, не следует рассматривать как доли или проценты. Между дескрипторами нет арифметических отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое выше, чем уровень 2. Учителя не должны по каждому критерию рассуждать в терминах «прошёл/не прошёл»; для каждого критерия оценки нужно сосредоточиться на идентификации соответствующего дескриптора.

Баллы по критериям оценивания

  • Для оценки используются только целые числа, дроби не применяются.
  • Уровни, соответствующие дескрипторам, не следует рассматривать как доли или проценты. Между дескрипторами нет арифметических отношений. Например, уровень 4 не обязательно вдвое выше, чем уровень 2.
  • Учителя не должны по каждому критерию рассуждать в терминах «прошёл/не прошёл»; для каждого критерия оценки нужно сосредоточиться на идентификации соответствующего дескриптора.
Баллы по критериям оценивания Ученик, который получил высший уровень по одному критерию, не обязательно достигнет его по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям. Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы.

Баллы по критериям оценивания

  • Ученик, который получил высший уровень

по одному критерию, не обязательно достигнет его по другим критериям. И наоборот, ученик, который получил низший уровень по одному критерию, не обязательно получит его по другим критериям.

  • Рубрики или рубрикаторы (инструкции по оцениванию) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы.
Критерии для оценивания учебных достижений учащихся по биологии: Критерии А Научное знание и понимание B Максимальный уровень достижений учащихся Научное исследование 6 C 6 Коммуникация/ Презентация D Рефлексия 6 ИТОГО 4 22

Критерии для оценивания учебных достижений учащихся по биологии:

Критерии

А

Научное знание и понимание

B

Максимальный уровень достижений учащихся

Научное исследование

6

C

6

Коммуникация/ Презентация

D

Рефлексия

6

ИТОГО

4

22

Шкала перевода баллов в оценку   Оценка по 5-балльной шкале Баллы по критериям 5 Доля от максимально возможного балла по критериям, % 20-22 4 89-100 17-19 3 75-88 14-16 2 74-60 0-13 0-59

Шкала перевода баллов в оценку

Оценка по 5-балльной шкале

Баллы по критериям

5

Доля от максимально возможного балла по критериям, %

20-22

4

89-100

17-19

3

75-88

14-16

2

74-60

0-13

0-59

Лист самооценки Ф.И. ученика _______________________________ 1. На уроке я работал 2. своей работой на уроке я … активно пассивно доволен 3. урок для меня показался не доволен коротким 4. за урок я 5. мое настроение устал длинным стало лучше 6. материал урока мне был не устал стало хуже понятен полезен интересен 7. домашнее задание мне кажется не понятен бесполезен скучен легким интересным трудным не интересным

Лист самооценки

Ф.И. ученика _______________________________

1. На уроке я работал

2. своей работой на уроке я …

активно

пассивно

доволен

3. урок для меня показался

не доволен

коротким

4. за урок я

5. мое настроение

устал

длинным

стало лучше

6. материал урока мне был

не устал

стало хуже

понятен

полезен

интересен

7. домашнее задание мне кажется

не понятен

бесполезен

скучен

легким

интересным

трудным

не интересным

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Я не удивлен и не огорчен Я спокоен,. Всё хорошо. Я всё знал и знаю. Как интересно. Я смотрел во все глаза Как здорово! Недоволен. Как мало я знаю! Я знал, но забыл. А я заснул. Скукота! Всё было как обычно!

Я не удивлен и не огорчен

Я спокоен,. Всё хорошо. Я всё знал и знаю.

Как интересно. Я смотрел во все глаза

Как здорово!

Недоволен. Как мало я знаю!

Я знал, но забыл.

А я заснул. Скукота!

Всё было как обычно!

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.  

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

 

Лист  самооценки.  Ф.И.__________________________________________ Критерии: Да+, нет - На уроке я отвечал устно. Я решил без ошибок в тетради задания. Я оформил без ошибок таблицу (схему). Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение. В тетради я работал аккуратно Отметка за урок

Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________

Критерии:

Да+, нет -

На уроке я отвечал устно.

Я решил без ошибок в тетради задания.

Я оформил без ошибок таблицу (схему).

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

В тетради я работал аккуратно

Отметка за урок

Ученику оценочный лист дает возможность : научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;  фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов; - планировать собственные действия по коррекции работы.

Ученику оценочный лист дает возможность :

  • научиться самому оценивать свой результат, условия и процесс его достижения;
  • фиксировать свое индивидуальное продвижение в предмете и достижении метапредметных результатов;

- планировать собственные действия по коррекции работы.

Использование оценочных листов позволяет учителю : получить информацию о достижениях и проблемах учащихся делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность; получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке; проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика; договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время; выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу); заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.  

Использование оценочных листов позволяет учителю :

  • получить информацию о достижениях и проблемах учащихся
  • делать акцент на достижениях ученика, а не на проблемах, тем самым мотивируя его на учебную деятельность;
  • получить информацию о развитии способности ребенка к адекватной самооценке;
  • проверить не только результат, но также проанализировать процесс деятельности ученика;
  • договариваться с учащимися и родителями о сроках, формах, критериях оценивания, чтобы ребенок научился распределять и планировать свое время;
  • выделить информацию, позволяющую скорректировать собственную педагогическую деятельность (календарно-тематическое планирование, рабочую программу);
  • заменять уроки работы над ошибками уроками самоанализа своих действий.

 

ЛОСТ по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (4 часа) Ученик ____________ 6 класса ______________________________________________________________________________ № и тема урока УУД Уровни усвоения 1-й урок Отдел Покрытосеменные. Систематика (классы, семейства, роды, виды) 2-й урок Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные 3-й урок Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаковые Самооценка Учитель 4-й урок Контрольнообобщающий. Самооценка Оценка учителя, комментарии Воспроизведение 1. Я могу назвать признаки класса и семейства Понимание 2. Я могу пояснить, как выделить признаки классов и семейств Применение 3. Я умею записывать формулу цветка, определять класс растений 4. Я могу работать с гербарием и карточкой- определителем 5. Я могу дать систематическую характеристику растения до вида Анализ + синтез 6. Я могу сортировать растения по классам и семействам 7. Я умею сравнивать растения разных семейств Оценка 8. Я могу оказать помощь однокласснику при распределении растений по классам и семействам 1 балл — да. 0 баллов — нет.

ЛОСТ по теме «Отдел Покрытосеменные растения» (4 часа)

Ученик ____________ 6 класса ______________________________________________________________________________

№ и тема урока

УУД Уровни усвоения

1-й урок Отдел Покрытосеменные. Систематика (классы, семейства, роды, виды)

2-й урок Класс Двудольные. Семейства: Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Бобовые, Сложноцветные

3-й урок Класс Однодольные. Семейства: Лилейные, Злаковые

Самооценка

Учитель

4-й урок Контрольнообобщающий. Самооценка

Оценка учителя, комментарии

Воспроизведение 1. Я могу назвать признаки класса и семейства Понимание 2. Я могу пояснить, как выделить признаки классов и семейств Применение 3. Я умею записывать формулу цветка, определять класс растений

4. Я могу работать с гербарием и карточкой- определителем

5. Я могу дать систематическую характеристику растения до вида Анализ + синтез 6. Я могу сортировать растения по классам и семействам

7. Я умею сравнивать растения разных семейств Оценка 8. Я могу оказать помощь однокласснику при распределении растений по классам и семействам

1 балл — да. 0 баллов — нет.

Заключение Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Заключение

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Литература Общие подходы к организации оценивания обучающихся биологии средствами УМК издательства «Дрофа» Мишакова Валентина Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ  ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Мишакова Валентина Николаевна, канд. пед. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ Е-mail: ipkmishakova@mail.ru 3. Формирующее оценивание на уроках биологии/Журнал Биология. Всё для учителя.№ 2 2016, с. 5-6

Литература

  • Общие подходы к организации оценивания обучающихся биологии средствами УМК издательства «Дрофа» Мишакова Валентина Николаевна, к.п.н., доцент кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ

ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Мишакова Валентина Николаевна, канд. пед. наук, доцент ОГПУ, г. Оренбург, РФ Е-mail: [email protected]

3. Формирующее оценивание на уроках биологии/Журнал Биология. Всё для учителя.№ 2 2016, с. 5-6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!