СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Тема родины в лирике М. Цветаевой».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация представит интерес учителю литературы. Цель урока: знакомясь с творческой и человеческой судьбой Марины Цветаевой не пройти мимо, не остаться равнодушными к памяти о ней, о замечательном поэте Серебряного века. Потому что она была в истории, в жизни, литературе. Она была и творила, и любила, и страдала, и жила. И понять как. 

Просмотр содержимого документа
««Тема родины в лирике М. Цветаевой».»

Русская литература. 6 класс. Дата проведения: ………..

Учительница МБОУ «СОШ №26» Османова Эльмира Сиражутдиновна.




План – конспект урока

«Тема родины в лирике М. Цветаевой».

Цели:

1) Познакомить ребят с темой родины в лирике М. Цветаевой. Выявить своеобразие звучания темы родины в ее стихотворениях.

2) Развитие навыков сопоставительного анализа стихотворений одной тематики поэтов разных эпох: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, C.А.Есенина,М.И.Цветаевой; развитие умения выразительного чтения стихотворений.

3) Воспитание интереса и любви к поэтическому слову М. Цветаевой.


Оборудование:

1. Стихи М.И.Цветаевой, А..Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина.

2. Презентация «Тема родины в лирике М.И. Цветаевой».


Тип урока: лекция учителя с элементами беседы.

Методическе приемы: выступления групп учащихся с домашним заданием,

анализ стихотворений, выразительное чтение стихотворений учащимися, аналитическая беседа.



Ход урока



Эпиграф:


Всяк дом мне чужд,

всяк храм мне пуст,
И все – равно,

и все – едино.
Но если по дороге –

куст
Встает, особенно - рябина…

М. Цветаева.







  1. Вступительное слово учителя.


Марина Цветаева- поэт русского национального начала. Это поэт предельной правды чувства, со всей своей непросто сложившейся судьбой, со всей яростью и неповторимостью самобытного дарования, по праву вошедший в русскую поэзию первой половины двадцатого века.

Все русские поэты, не только двадцатого, но и других веков обращались к теме Родины в своих произведениях, конечно, каждый из них чувствовал её по-своему. Давайте вспомним творчество этих поэтов.


  1. Реализация домашнего задания.


Выступление групп учащихся.

  1. Выступление первой группы учащихся о теме родины в лирике А.С. Пушкина, на примере Оды «Вольность», стихотворения «К Чаадаеву».

  2. Выступление второй группы учащихся о теме родины в лирике М.Ю.Лермонтова. На примере стихотворений «Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина».

  3. Выступление третьей группы учащихся о теме родины в лирике С.Есенина на примере стихотворений «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный…»







































В ходе беседы выявляется своеобразие раскрытия темы родины в творчестве указанных поэтов.


  1. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.


И у Марины Ивановны Цветаевой тема родины занимает достойное место в ее творчестве.


Родившись в Москве, Цветаева всегда ощущала себя детищем города Москва (в Москве до замужества она жила в Трёхпрудном переулке дом №8, после замужества – в Борисоглебском переулке дом №6, кв. №3). Она написала о своём городе в цикле 1916г. «Стихи о Москве».

( подготовленные ученики читают стихи из данного цикла по выбору)



  1. «Облака – вокруг…»

  2. «Из рук моих – нерукотворный град…»

  3. «Мимо ночных башен…»

  4. «Настанет день – печальный, говорят!...»

  5. «Над городом, отвергнутым Петром…»

  6. «Над синевою подмосковных рощ…»

  7. «Семь холмов – как семь колоколов…»

  8. «Москва! Какой огромный…»

  9. «Красною кистью…»

Аналитическая работа.


  1. Выявление своеобразия раскрытия образа России (религиозные, фольклорные истоки, природа и народ, образ-символ «красная рябина»)


  1. В стихах 1916 – 1917г.г. М.Цветаева отразила страсти, бушующие в России, заслонившие красоту окружающего мира. В это время кругом были нищета и голод. Восприятие революции у Цветаевой было сложное и противоречивое. Однако поэт не делит окружающих людей на красных и белых, в его стихах слышится сочувствие бедствиям всего народа. (Чтение стихотворения 1921г. «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь» (с элементами анализа).


  1. Страшное зрелище представляла собой Москва после революции. Улицы и площади заполнились новыми хозяевами жизни, зазвучали новые речи. (Чтение учеником стихотворения «Гришка – вор тебя не ополячил» (1917г.).


  1. Рассказ учителя о жизни М.И. Цветаевой после революции (в 1920г.). После получения письма от мужа – Сергея Эфрона –в июле 1921 г. и до самого своего отъезда из Москвы из Борисоглебского переулка – Цветаева написала более ста стихотворений. Когда проезжали белую церковку Бориса и Глеба, М.Цветаева сказала дочери: «Перекрестись, Аля!» - и перекрестилась. Так и крестилась всю дорогу на каждую церковь, прощаясь с Москвой.(Чтение учителем стихотворения «У меня в Москве – купола горят» (цикл «Стихи к Блоку»).



  1. Вдали от Родины, в эмиграции, поэт пишет стихи, поэмы, основанные на жанрах устного народного творчества. Цветаева использует сказку, былину, притчу, посвящает стихи русским героям.(Чтение учениками стихотворения «Челюскинцы» (1934г.).



  1. На чужбине М.И. Цветаева тоскует по Родине. В это время у неё появляются стихи «Родина», «Тоска по Родине!»(Чтение учеником стихотворения «Тоска по Родине!» (с элементами анализа).



  1. 18 июня 1939г. после 17 лет эмиграции Цветаева вернулась на Родину. Символом России у М.И. Цветаевой стала любимая ею рябина.


Чтение учителем стихотворения «Красною кистью».


Итог урока.


У поэта нет Родины, поэт принадлежит прежде всего миру. Но всякий русский поэт принадлежит прежде всего России. Всегда. Чувство патриотизма доведено в русских поэтах до какой-то критической точки. Это – чаша, которую нельзя наполнить, чтобы вода перелилась через край. Поэтам все мало. М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Тема Родины – это, прежде всего, тема всего русского народа, русской истории, это тема Державина, И. Грозного, Блока. Это все у Цветаевой – едино. Она сама – часть этой Родины, ее певец и ее творец. Она не может жить в России и не может вдали от нее. 


Домашнее задание.


Напишите сочинение на тему «В чем заключается своеобразие темы родины в лирике М.Цветаевой?»


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!