Класс__________
Урок №12
Дата___________
Тема: Приемы работы с различными графическими материалами.
Методы работы:Словесные-беседа, рассказ, объяснение, наглядно-иллюстративные.
Тип урока: практический,урок изучения нового материала.
Цель: Познакомить детей с различными графическими материалами.
Задачи: Обучить детей приемам работы с различными графическими материалами.
Развить у учащихся восприимчивость, наблюдательности.
Воспитать интерес к предмету, воспитание способности мыслить, анализировать, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах .
Оборудование: репродукции работ художников-графиков, различные графические материалы: тушь, уголь, пастель, бумага, альбом, простые карандаши.
Ход урока.
1) Орг. часть в начале урока.
А) проверить наличие всех учащихся, отметить отсутствующих;
Б) ознакомить учащихся с темой, целью и задачами;
В) проверить домашнее задания: готовность к уроку (принесли ли простые карандаши альбомы ластик ).
2)Вводная беседа:
-Ребята скажите с каким видом искусства мы познакомились с вами на прошлом уроке? (Графикой)
-А также мы узнали основные средства выражения в графике это (штрих пятно линия, рисунок)
Сегодня мы продолжим изучать графику и познакомимся с основными графическими материалами и приемами работы.
Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как и художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется в более чистом виде. Поэтому можно считать рисунок главным средством графики (как пластику - в скульптуре, цвет – в живописи).
Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видами графики.
Я предлагаю учащимся рассмотреть особенности различных материалов для рисунка.
Уголь - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой, матовой фактурой. Изготавливается из равномерно обожженных тонких веток или обструганных палочек липы, ивы или других пород деревьев. . Техника рисунка углём очень разнообразна, так как заточенные стержнем или палочкой угля можно проводить очень тонкие линии, а боковой стороной закрывать целые поверхности. Работая торцом угля и плашмя, меняя силу нажима и поворот угольной палочки, направление штрихов. Можно добиться большой выразительности рисунка, решать светотеневые и объёмно-пространственные задачи. Художники, работавшие углём: Х.Гольбейн (1497-1543), Ж. Энгр (1780-1867), И. И. Шишкин (1832-1894), В.А. Серов (1865-1911).
Сангина – так же и уголь, широко применяется в рисунке. Сангина (лат.- кровь) – палочки каолина с добавлением окисла железа. Заточенные палочки сангины дают тонкие линии и штрихи. Как и углём, сангиной можно работать торцом палочки и плашмя. Она хорошо растирается различными растушёвками, резинками и тонкими наждачными шкурками. При растирании сангина несколько меняет цвет и фактуру, но и эти качества могут быть использованы как новые изобразительные средства в рисунке. Техника сангины даёт возможность добиться тонких тональных переходов. Наиболее часто употребляется тёплого красно-коричневого тона, близкого к телесному. Во время работы палочку сангины можно смачивать, что позволит добиться большего разнообразия толщины и плотности штриха. К недостаткам сангины относятся сложность в передаче глубины теней. Живописной техникой сангины виртуозно владели великие мастера: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, А. Ватто, Рубенс, Фрагонар, Шарден
Пастель - сухие, мягкие, цветные мелки без оправы, изготовленные из спрессованных, стёртых в порошок пигментов с добавлением растительного клея. Пастели присуща матовая фактура, чистота, мягкость красок, как правило, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Рисунок цветными мелками приближает графику к живописи.
Пастельными палочками рисуют на шероховатой бумаге, картоне. Нежную, бархатистую поверхность пастели необходимо оберегать от малейших прикосновений и сотрясений. Чтобы сохранить рисунки, выполненные пастелью, их не закрепляют фиксатором (от этого пастель теряет бархатистость и чистоту цвета), а осторожно окантовывают и застекляют в раму. Так называемая «чистая пастель» выполняется штрихами и пятнами в один красочный слой. Но цвета пастели можно смешивать, нанося один слой на другой и растирая их растушёвкой или рукой. Широко известны произведения, выполненные в технике пастели, зарубежных мастеров: Л. Караччи, Х. Гольбейна, Э. Манэ, Э. Дега. В России – И.И.Левитан, В. А. Серов.
3).Практическая работа: короткие зарисовки различным материалом.
4),Домашнее задание: Выполнить наброски графическим материалом.