Тема: Правописание безударных
падежных окончаний имён прилагательных
женского рода
Цели: учащиеся уточняют свои знания о падежном вопросе и падежных окончаниях имён прилагательных женского рода; развивают умение проверять и правильно писать безударные окончания прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Анализ изложений. Подготовка к самостоятельной работе над ошибками дома.
III. Проверка домашнего задания.
Заслушивается несколько работ. Обсуждается последовательность изложения содержания, правильность построения предложений, точность употребления слов.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Определить тему урока вам поможет задание, записанное на доске. Прочитайте предложения.
Ранн_ птичка носок прочищает, а поздн_ глазки продирает. Добр_ пословица ко времени молвится. Маленьк_ собачка до старости щенок.
– Что вы заметили? Что скажете? (Будем изучать окончания прилагательных женского рода.)
– Почему вы так решили? (В пословицах пропущены безударные окончания прилагательных женского рода.)
– Но ведь мы знаем окончания прилагательных женского рода в начальной форме. Что ещё нам необходимо о них узнать? (Падежные окончания, падежные вопросы.)
– Правильно. Сегодня мы составляем таблицу падежных окончаний и вопросов имён прилагательных женского рода. Возможно, вы сделаете для себя одно интересное открытие.
V. Наблюдение над особенностями склонения прилагательных женского рода.
1. Сейчас вам предстоит, работая в паре с соседом, просклонять любое словосочетание (на выбор) прилагательное + из пословиц, которые вы только что читали. Вспомните, какие окончания имеют прилагательные женского рода в начальной форме? (Окончания -ая, -яя.)
– Как вы будете определять безударные окончания в других падежах? (По вопросу.)
2. Проверка выполнения работы.
– Что заметили интересного? (В родительном, дательном, творительном и предложном падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые падежные вопросы и окончания.)
– Молодцы! Вы сделали это открытие самостоятельно, без моей помощи. Что скажете об окончаниях прилагательных в остальных падежах?
3. Знакомство с правилами в учебнике (с. 18).
– Совпадают ваши открытия с выводом в учебнике?
– О чем узнали из текста?
– Есть в правиле то, о чём мы не говорили?
– Прочитайте. (В творительном падеже может быть также окончание -ою (-ею).)
VI. Составление таблицы падежных вопросов и окончаний прилагательных женского рода.
1. Учитель предлагает два варианта таблицы, предлагает выбрать более удобный и объяснить свой выбор.
2. Заполнение таблицы учителем на доске, учащимися – в тетрадях.
VII. Работа с учебником.
1. Выполнение упражнения 315, с. 19.
Употребление прилагательных женского рода в нужном падеже. Определение падежа и окончания прилагательного. Письмо с комментированием у доски.
– Каким образом вы будете узнавать падеж, в котором нужно употребить словосочетание прилагательное + ? (По вопросу и предлогу.) Как проверить окончание? (Вопросом.)
– Для проверки пользуйтесь таблицей, которую мы составили.
2. Составление и запись предложения с одним из словосочетаний из упражнения 315.
VIII. Домашнее задание: упражнение 314, с. 19; подготовиться к письму по памяти (устно) – упражнение 316, с. 20.
VII. Итог урока.
– Что изучали на уроке?
– Какое маленькое открытие сделали на уроке?
– Что понравилось? Что хотели бы изменить?
– Как вы думаете, чем будем заниматься на следующем уроке?