Ақмола облысы
Бұланды ауданы
КММ «Айнакөл орта мектебі»
Открытый урок по русскому языку
«Правописание падежных окончаний имен
прилагательных женского рода»
Провела: Степанова Г.И.
2015г
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО (полностью) Степанова Галина Ивановна
Место работы КГУ «Айнакольская средняя школа»
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 4 класс
Дата 02.12.15
Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Цель:ознакомить учащихся с падежными окончаниями имён прилагательных женского рода, развивать умение проверять безударные падежные окончания.
Задачи: знают безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
применяют знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
используют правила определения падежа имени прилагательного
устанавливают связь имени прилагательного с именами существительными
отрабатывают правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся;
формирование навыков самоконтроля и самооценки,
активизация познавательной деятельности.
Воспитательные:
создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
Тип урока: урок объяснения новой темы
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
Необходимое техническое оборудование: презентация, учебник «Русский язык», «смайлики»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) | Ожидаемый результат |
1 | 1. Психологический настрой "Обмен настроением" | Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учеников к уроку. Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (У детей на партах лежат "Словарики настроений". Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Русского языка. Удачи вам и новых открытий! Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста. Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы.) В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные | Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)
| 2 мин | Создание ситуации успеха |
II. | Мотивационный этап 1. Минутка чистописания | Сегодня мы с вами будем в роли не просто учеников. Много разных профессий есть на земле. Сегодня мы с вами попробуем познакомиться поближе с профессией журналиста. Кто такие журналисты? (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы) В первую очередь, этот человек должен давать точные, проверенные данные – Чтобы отдать свою заметку наборщику в печать, журналист должен её разборчиво и красиво написать. Что же мы с вами для этого будем делать сейчас? (Проведем минутку чистописания.) | (Люди, которые пишут статьи в газеты, журналы) Прописывают буквы | 2мин | |
| 2.Актуализация знаний Игра « Сильное звено ».( каждый ответ – 1 балл. Максимальное количество – 5 баллов) | Какую часть речи мы сейчас изучаем на уроках?(имя прилаг.). Я знаю, что ….. (Составление кластера) обозначает признак предмета какой?, какие?, какая?, какое? с сущ. изменяется по родам, числам, падежам Часть речи мужского рода, женского, среднего Единственное и множественное число В предложении бывает определением Делают речь яркой , образной, выразительной т.д | Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, составляют кластер «Имя прилагательное» | 7мин | Учащиеся смогут применить полученные знания по теме «Имя прилагательное» |
| 3.Подготовка к восприятию нового материала, определение темы и целей урока.(На кластере стоит ? ) | Слайд 4. 1 вопрос. На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? (какая ?). 2 вопрос. Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? (- ая; - яя ). 3 вопрос. Как называется изменение по вопросам имён сущ. и прил.? (склонением). Вопрос классу: -Определите тему сегодняшнего урока? | Ученики слушают и отвечают на вопросы учителя Определяют тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода» | 3мин | Учащиеся будут иметь представления о правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода |
III | Операционно – деятельностный этап 1.Работа над новым материалом. Исследовательское задание. | Журналист внимательно слушает собеседника, запоминает, записывает основную мысль.(составление постера) Распределите словосочетание «зеленая веточка» по падежам Слайд 6. Как-то раз с большого клена Оторвалась веточка зеленая (И.п.) И пустилась вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова у зеленой веточки. (Р.п.) Ветер нес ее, u нес, Бросил легонечко на мост. В тот же миг веселый пес Шмыг - к зеленой веточке. (Д.п.) Лапой - хвать зеленую веточку(В.п.), Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает ... Ветер с веточкой зеленой (Т.п.) Над землей взметнулся снова. Я пишу в саду под клёном Стих о веточке зеленой (П.п.) /слайд / | Работают в группе. Составление постера. | 10мин | Учащиеся будут применять знания при решении проблемных вопросов |
| Защита своей работы (Максимальное количество – 5 баллов) | | Делают вывод: | 6мин | Учащиеся учатся грамотно выстраивать свое выступление |
| 4.Упражнения в определении падежа имен прилагатель ных женского рода (Максимальное количество – 2 балла) 5. Игра «Сыщики» По цвету «смайликов» определяются пары | Журналист должен уметь работать с разной литературой. Откройте учебник на странице, упражнение. если не знают ответа, говорят « пас ». Журналист должен уметь отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Сейчас работа в парах. Критерии: «5» -нет ошибок «4»1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2»-5 ошибок | Комментируют, определяют падеж, окончание прилагательных Среди словосочетаний выбирают «прилагательное + существительное» женского рода, определяют падеж, окончание. Закрашивают по цвету «смайлика» | 4мин 5мин | Проявят ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. (взаимное оценивание) «Похлопаем - потопаем» |
IV. | Рефлексия | Вы много поработали. Статья отредактирована, пора выпустить ее в «свет» | Защита кластера «Я- прилагательное» | 3мин | Сформировано умения строить речевые высказыва ния |
| Оценивание | 16-17 баллов – зеленый шарик(оценка - 5) 14-15 баллов –желтый шарик(оценка - 4) 12-13 баллов –розовый шарик(оценка - 3) | Ведут подсчет баллов. Самооценивание | 2мин | |
| Домашнее задание | стр.139. таблица Упр.299 | Записывают домашнее задание | 1мин | |
Самоанализ
урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.
Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».
В процессе работы над темой данный урок направлен на развитие у учащихся осознанного и точного употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.
Ведущей целью начального образования является выработка у школьников желания и умения учиться самостоятельно.
Тип урока – изучение нового материала, следовательно, образовательные цели: изучить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, установить связь имён прилагательных с именами существительными. Развивающая функция учебного процесса – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыка внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Межпредметная связь русского языка и окружающего мира направлена на воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Для решения целей используются частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный и проблемный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.
Для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу использовался прием "Обмен настроением.
Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию полученных знаний.
В ходе совместной деятельности учителя и учащихся был составлен план работы на уроке и алгоритм решения учебных задач для усвоения новых знаний.
Поиск способа решения учебной задачи требовал диалогического взаимодействия всех учащихся в группе. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Результатом работы групп был отчёт в форме кластера «Я- прилагательное»
Для снижения утомляемости учащихся была проведена музыкальная физкультминутка.
Конкретизация способа решения учебной задачи включала в себя определение способа, выбранного в ходе комментированного выполнения действия с опорой на схему всем классом, затем комментированное выполнения в паре с помощью учебника и таблиц.
Дифференцированные карточки позволили проконтролировать уровень усвоения новых знаний у учащихся.
В конце урока был поведён рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого выяснили итоги работы класса, каждый ученик дал оценку достигнутых результатов.
Цель урока достигнута, план реализован, расчётное время совпало с реальным, применены ТСО и наглядные материалы.