Тема самообразования:
«Использование современных технологий в обучении истории и обществознания»
Цель: использование современных педагогических технологий для повышения профессионализма и повышение и качества обучения истории и обществознания.
Задачи:
-Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания,
- планировать учебно-воспитательный процесс по предмету с учетом конкретных условий школы, региона;
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к урокам истории и обществознания;
- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
-Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
Направления самообразования:
а) методическое:
• Повышение педагогической квалификации
• Изучение методики преподавания истории и обществознания
б) профессиональное:
• Изучение новых программ и учебников, их особенностей и требований;
• Расширение и углубление знаний по преподаваемым предметам.
Форма самообразования: индивидуальная.
Предполагаемый результат:
-повышение качества преподаваемого предмета;
-проведение открытого урока;
-обобщение опыта по исследуемой теме.
Источники самообразования:
1.Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»;
2.Приложение газеты «Первое сентября» по истории;
3.Методические пособия и учебники по углубленному изучению;
4.Интернет;
5.Мероприятия по обмену опытом;
6.Курсы повышения квалификации.
В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая,общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная).
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного пространства общества.
Для реализации новых стандартов, нужно сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот -необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. Необходимое
условие профессиональной деятельности педагога - самообразование.
Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Система моего самообразованияпредставлена совокупностью следующих компонентов:
1. Мотивационно-целевой.
Формируя мотивацию, система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к самообразованию:
· необходимость поиска и анализа новой информации;
· соответствие современным требованиям;
· конкуренция;
· общественное мнение;
· интерес к делу.
2. Содержательный
Определяется образовательным стандартом и желанием учителя вложить знания в своих учеников.
3. Инструментально-технологический
Совокупность технологий, методов, форм и приемов моей педагогической деятельности.
4. Организационный компонент
Педагогическое творчество и мастерство, позволяет сделать уроки не похожими один на другой, запоминающимися и уникальными.
5. Рефлексивно-оценочный компонент
Результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей собственной и моих учеников.
Темой моего самообразования является «Использование современных технологий в обучении истории и обществознания ».
В соответствии с темой самообразования я изучаю и использую в своей деятельности современные педагогические технологии и технологию «Образовательное путешествие», разнообразные формы, методы и приемы обучения, а такжепринцип сотрудничества и систему деятельностного метода обучения, одна из форм которого «обучение в команде».
Наибольший интерес, результативность в деятельности учащихся вызывает групповая работа (динамические пары, команды, группы), так как создаёт ситуацию успеха для каждого участника образовательного процесса, дает ощущение творческого единения, перспективу личного роста, приращение знаний, уверенность в себе.
На каждом уроке невозможно использовать сразу все приемы, формы, методы групповой работы. Как правило, я применяю их на уроках изучения нового материала с довольно большим теоретическим объемом, на уроках повторения и обобщения.
Особый интерес у ребят 5-го класса вызывают уроки-соревнования. А в 6 и 7 классах при изучении темы «Основные сословия российского общества» ребята не только выделяют основные категории населения и дают их характеристику, но и получают индивидуальное творческое задание «Представить быт и нравы сословий». Я уверена, данная технология не только способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но и помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
С групповым подходом к обучению (на основе деятельностного метода обучения) органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение обозначенной проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения и интегрирование умений и знаний из различных областей.
Использование метода проектов и технологии образовательного путешествия, помогает мне формировать ключевые компетенции учащихся: умение планировать свою деятельность, работать с информацией, оценивать результат, проявлять индивидуальные творческие способности, отстаивать своё мнение, подбирать аргументы и факты из личного жизненного опыта, представлять результаты своей и коллективной деятельности на уроках, конкурсах, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни.
Проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках применяю элементы поисково - исследовательской технологии.
Данная технология основывается на использовании метода опережающего задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение анализировать различную информацию.
Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания творческих проектов, реферативных и проектно - исследовательских работ.
Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Для того, чтобы видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать познавательную деятельность учащихся я применяю компьютерные технологии обучения, организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. В этапы урока включаю информационные средства обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники, справочную, художественную и энциклопедическую литературу, школьной и сельской библиотек, а также материалы из фондов школьного музея (воспоминания очевидцев, фотографии и архивные документы из летописи школы и деревни», творческие работы предыдущих выпускников.
Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить как образовательные, так и задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Деятельность бессмысленна, если отсутствует некий продукт, либо достижения.
Одним из результатов самообразования учителя является повышение качества преподавания предмета. Самый главный результат для меня - это неподдельный интерес и желание учеников участвовать в познании и изучении преподаваемым мною дисциплинам - истории и обществознанию.
Положительным результатом моей работы является то,что в классах, в которых я работаю, наблюдается позитивная динамикаоценки и качества знаний учащихся по истории и обществознанию.
Не менее важной составляющей процесса самообразования и его результатом является моё участие в обмене опытом и его распространение через размещение материалов в сети Интернет.
Это позволяет мне, как учителю - предметнику аккумулировать свой опыт работы в виртуальном учительском сообществе, где коллеги могут познакомиться с содержаниеммоих публикаций, воспользоваться результатами, дополнить, оставить свои комментарии, отзывы и оценить.
Полученные знания, я использую в профессиональной деятельности, для саморазвития и собственной жизнедеятельности.
Весь материал, собранный в процессе самообразования, я сохраняю на электронных носителях, а также в личной методической библиотечке.
Моя работа по самообразованию продолжается, потому что происходит постоянное обновление требований к преподаваемым предметам (ФГОС, Историко культурный стандарт, изменения в содержании учебной и методической литературы и пособиях) и личного подхода к урокам.
Мысль Б. Паскаля «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен» выражает моё стремление как педагога к самосовершенствованию, к профессиональному росту в своей деятельности.
5