СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема по самообразованию

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема по самообразованию "Современные технологии" , используемые при проведении уроков истории

Просмотр содержимого документа
«Тема по самообразованию»

Тема самообразования: 

«Использование современных технологий  в обучении истории и обществознания»


Цель: использование современных педагогических технологий для повышения  профессионализма  и  повышение  и  качества обучения  истории и обществознания.


Задачи: 

-Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания истории и обществознания,

- планировать учебно-воспитательный процесс по предмету с учетом конкретных условий школы, региона;

- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических  особенностей учащихся;

- формировать интерес учащихся к урокам  истории и обществознания;

- организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися;

- учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

-Изучить психологические и возрастные особенности школьников.

 

Направления самообразования:

а) методическое:
• Повышение педагогической квалификации

Изучение методики преподавания истории и обществознания
б) профессиональное:
• Изучение новых программ и учебников, их особенностей и требований;
• Расширение и углубление знаний по преподаваемым предметам.


Форма самообразования: индивидуальная.

Предполагаемый результат:

-повышение качества преподаваемого предмета;

-проведение открытого урока;
-обобщение опыта по исследуемой теме.
                                                        

Источники самообразования:
1.Журнал «Преподавание  истории и обществознания в школе»;
2.Приложение газеты «Первое сентября» по истории;
3.Методические пособия и учебники по углубленному изучению;
4.Интернет;
5.Мероприятия по обмену опытом;
6.Курсы повышения квалификации.

 

 В связи с практической ориентированностью современного образования основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей (ценностно-смысловая,общекультурная, учебно-познавательная, информационная,  коммуникативная, социально-трудовая,  личностная).

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного пространства общества. 

Для реализации новых стандартов, нужно сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот -необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. Необходимое 

условие профессиональной деятельности педагога - самообразование. 

Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.

  Система моего самообразованияпредставлена совокупностью следующих компонентов: 

1.     Мотивационно-целевой.

Формируя мотивацию, система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к самообразованию:

·         необходимость поиска и анализа новой информации;

·         соответствие современным требованиям;

·         конкуренция;

·         общественное мнение;

·         интерес к делу.

2.     Содержательный

Определяется образовательным стандартом и желанием учителя вложить знания в своих учеников.

3.     Инструментально-технологический

Совокупность технологий, методов, форм и приемов моей педагогической деятельности.           

4.     Организационный компонент

Педагогическое творчество и мастерство, позволяет сделать уроки не похожими один на другой, запоминающимися и уникальными.

5.     Рефлексивно-оценочный компонент

Результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей собственной и моих учеников.

 

Темой моего самообразования является «Использование современных технологий  в обучении истории и обществознания ». 

    В соответствии с темой самообразования я изучаю  и использую в своей деятельности современные педагогические технологии и технологию «Образовательное путешествие», разнообразные формы, методы и приемы обучения, а такжепринцип сотрудничества и систему деятельностного метода обучения, одна из форм которого «обучение в команде». 

Наибольший интерес, результативность в деятельности учащихся вызывает групповая работа (динамические пары, команды, группы), так как создаёт ситуацию успеха для каждого участника образовательного процесса, дает ощущение творческого единения, перспективу личного роста, приращение знаний, уверенность в себе.

На каждом уроке  невозможно использовать сразу все приемы, формы, методы групповой работы. Как правило, я  применяю их на уроках изучения нового материала с довольно большим теоретическим объемом, на уроках повторения и обобщения.  

Особый интерес у ребят 5-го класса  вызывают уроки-соревнования. А в 6 и 7 классах при изучении темы «Основные сословия российского общества» ребята не только выделяют основные категории населения и дают их характеристику, но и получают индивидуальное творческое задание «Представить быт и нравы сословий».  Я уверена, данная технология не только способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но и помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

С групповым подходом к обучению (на основе деятельностного метода обучения) органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение обозначенной проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения и интегрирование умений и знаний из различных областей.  

Использование метода проектов и технологии образовательного путешествия, помогает мне формировать ключевые компетенции учащихся: умение планировать свою деятельность, работать с информацией, оценивать результат, проявлять индивидуальные творческие способности, отстаивать своё мнение, подбирать аргументы и факты из личного жизненного опыта, представлять результаты своей и коллективной деятельности на уроках, конкурсах, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни.

Проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории и обществознания  тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках применяю элементы поисково - исследовательской технологии.

Данная технология основывается на использовании метода опережающего задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение анализировать различную информацию. 

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания творческих проектов, реферативных и проектно - исследовательских работ.

Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Для того, чтобы видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать познавательную деятельность учащихся я применяю компьютерные технологии обучения, организую работу с ресурсами Интернет на уроке двумя способами: в режиме on-line, с непосредственным доступом в Интернет и опосредованным доступом в Интернет. В этапы урока включаю информационные средства обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники, справочную, художественную и энциклопедическую литературу, школьной и сельской библиотек, а также материалы из фондов школьного музея (воспоминания очевидцев, фотографии и архивные документы из летописи школы и деревни», творческие работы предыдущих выпускников.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями помогают существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить как образовательные, так и задачи воспитания  всесторонне развитой,  творчески свободной личности. Деятельность бессмысленна, если отсутствует некий продукт, либо достижения. 

Одним из результатов самообразования учителя является повышение качества преподавания предмета. Самый главный результат для меня - это неподдельный интерес и желание учеников участвовать в познании и изучении преподаваемым мною дисциплинам - истории и обществознанию.  

Положительным результатом моей работы является то,что в классах, в которых я работаю, наблюдается позитивная динамикаоценки и качества знаний учащихся по истории и обществознанию.  

Не менее важной составляющей процесса самообразования  и его результатом является моё участие в обмене опытом и его распространение через размещение материалов в сети Интернет.

Это позволяет мне, как учителю - предметнику аккумулировать свой опыт работы в виртуальном учительском сообществе, где коллеги могут познакомиться с содержаниеммоих публикаций, воспользоваться результатами, дополнить, оставить свои комментарии, отзывы и оценить.

Полученные знания, я использую в профессиональной деятельности, для саморазвития и собственной жизнедеятельности.  

Весь материал, собранный в процессе самообразования, я  сохраняю на электронных носителях, а также в личной методической библиотечке.

Моя работа по самообразованию продолжается, потому что происходит постоянное обновление требований к преподаваемым предметам (ФГОС, Историко культурный стандарт, изменения в содержании учебной и методической литературы и пособиях) и личного подхода к урокам.


 Мысль Б. Паскаля «Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен» выражает моё стремление как педагога к самосовершенствованию, к профессиональному росту в своей деятельности.


 

 


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!