МБОУ « Знаменская СОШ» учитель начальных классов Калиновская Людмила Густавна
Литературное чтение. 1 класс.
Тема «Сказка «Петух и собака». «Школа России»
Тема урока: Сказка «Петух и собака».
Цели: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.
Метапредметные:
Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 1класс, 1ч. выставка книг с произведениями устного народного творчества; иллюстрации солнышка на каждого человека, муз. «Сказки гуляют по свету»
ХОД УРОКА.
Организационный момент урока.
Речевая разминка
-Прочитайте текст
Под горой у сосновой опушки
Жили – были четыре старушки,
Жили – были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
- Определите, что это за произведение. (скороговорка)
- Прочитайте скороговорку медленно.
- Прочитайте с вопросительной интонацией на последних словах каждой строчки.
- Прочитайте с утвердительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте быстро, ещё быстрей.
Актуализация знаний.
- Послушайте и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке?
( звучит клип, сказки гуляют по свету)
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой.
III. Обобщение изученного материала.
- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Отгадай название сказки? Я зачитываю отрывок из сказки:
1.« Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
А от тебя медведь, полгоря уйти. »
- Как называется эта сказка?
- С какими героями встречался колобок на своем пути?
- Какую песенку напевал колобок?
- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)
2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. »
- Как называется эта сказка?
- Кто помогал деду тащить репку?
- Кого не хватало, что бы вытащить репку?
- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба)
3. Открываем учебник страница 57, Прочитайте первый вопрос.
- Рассмотрите рисунки.
- Вспомни название сказки, назови ее героев? ( Гуси – лебеди).
- Восстановим последовательность событий.
- Давайте проверим, так ли расставлены рисунки?
4. Узнай сказку, прочитанную на уроке?
- Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка?
- Чем отличаются эти сказки?
- Молодцы, мы с вами вспомнили сказки, неплохо поработали, сейчас немножко отдохнем.
IV. Физкультминутка
V. Изучение нового материала.
1. Знакомство со сказкой Петух и собака.
Сегодня мы будем читать сказку о животных: А о каких вы узнаете, отгадав загадки.
Не ездок, а со шпорами.
Ни сторож, а все будит. (Петух)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
- Мы сегодня знакомимся с русской народной сказкой « Петух и собака»
-Какую цель поставим перед собой?.
- Откройте учебник по закладке. Страница 54.
- Я сейчас прочитаю сказку, а вы подумайте, о чём эта сказка?
(Чтение сказки учителем)
- Как вы думаете, о чём эта сказка? ( о дружбе)
2.Словарная работа
- Объясните значение слов и выражений:
Занялась заря- рассвело.
Масленый праздник – праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно.
Дупло – пустота в стволе дерева.
- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:
Жи-во-тин-ки – животинки
Про-да-дим – продадим
За-ня-лась – занялась
Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
На-ду-ма-ла – надумала
При-ва-ли-ло – привалило
Бро-си-лась – бросилась
За-но-че-ва-ли - заночевали
Чтение сказки учащимися
3. Анализ сказки.
- Почему Петух ушел от старика со старухой?
- Кто помог уйти со двора в лес?
- Как Петух навлек на себя опасность?
- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?
- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?
- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.
- Чему обрадовалась Лиса?
- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?
Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).
Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).
- Объясните их смысл.
VI. Итог урока.
- Какую сказку мы изучали?
- Чему учит сказка Петух и Собака? ( Дружбе)
-Как надо дружить?
Дома: прочитайте сказку; можно нарисовать рисунок; найти и прочитать сказку о петухе.
VII. Рефлексия.
Я думаю, что вы ,ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту : «Ребята, давайте жить дружно».
- У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.