СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема педсовета "Создание системы воспитательного пространства, как средство формирования ключевых компетенций"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы можем в школе создать "воспитательную среду",которая является " воспитательным пространством".

Просмотр содержимого документа
«Тема педсовета "Создание системы воспитательного пространства, как средство формирования ключевых компетенций"»

Педсовет ««Создание системы воспитательного пространства как средство формирования ключевых компетенций».

Тема сегодняшнего педсовета «Создание системы воспитательного пространства как средство формирования ключевых компетенций».

Мы попытаемся сформировать установки на применение компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе. На педсовете мы рассмотрим следующие вопросы:

1. создание системы воспитательного пространства в школе, как средство формирования ключевых компетенций;

2.роль классного руководителя в развитии ключевых компетенций обучающихся в условиях школьного образования;

3.система воспитательной работы с обучающимися начальной школы, как средство формирования ключевых компетенций;



1.О создании системы воспитательного пространства в школе как о средстве формирования ключевых компетенций.

История образования свидетельствует , что как только воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно , оно становится ненужным и возникает кризис воспитания, ибо кризис-это такое воспитание , когда воспитание теряет ценность и выпадает из ряда смысловых факторов. Середина 90-х,начало 2000-х было именно таким периодом. Периодом, когда многие педагоги считали воспитание «бессмысленным», объясняя это тем, что общество утратило идеалы, в обществе процветает ложь, воровство, коррупция, насилие, лицемерие политиков. Считали, что заниматься надо образованием в его узком значении, т.е. передачи позитивных знаний. Конечно, нельзя недооценивать социальную роль овладения учащимися знаниями. Позитивные знания, особенно из области гуманитарных наук, всегда служили делу воспитания просвещенного человека, гражданина, демократа. Однако обеспечение влияния знаний на образ жизни, социальный выбор, отношения, поведение и поступки человека всегда было педагогической проблемой, поскольку знания- это неличностный компонент содержания образования, они затрагивают лишь интеллект, а не сознание личности в целом, обращены к уму . а не ко всему человеку. Именно поэтому образование должно сочетать в себе обучение и воспитание ,обеспечивать их смысловое взаимопроникновение и утверждать приоритет воспитания перед обучением. В ст.29 п.1 2Конвенции о правах ребёнка» говорится «Образование ребёнка д.б.направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объеме».

Ещё древние говорили «Дитя- драгоценность, но ещё большая драгоценность –его воспитание.»

С этой мудростью согласны и многие российские педагоги:

  • воспитание, в отличие от обучения, обращено не только к разуму, но и к душе ребенка (В.В. Зеньковский);

  • воспитание призвано ответить на сущностные вопросы жизни человека – о ее смысле и цели (Н.И. Пирогов);

  • воспитание заботиться не об учебном плане, а о плане жизни учащихся (К.Н. Вентцель);

  • воспитание помогает перестроить жизнь в целом, организует социальный опыт личности, учит, как организовать среду своей жизни (С.Т. Шацкий);

  • воспитание помогает обрести идеалы, убеждения формирует духовный мир личности (В.А. Сухомлинский).



Все эти положения подчёркивают гуманистическую природу и личностную ориентацию истинного воспитания. В центре гуманистического личностно-ориентированного воспитания находится не государство, не общество, не коллектив, а человек со своими жизненными проблемами.

Так что же такое воспитание, хотелось бы напомнить

Трактовки воспитания:

  • Воспитание – передача опыта, накопленного человечеством, от старших поколений к младшим. Воспитание – работа по перенесению социальных идей головы воспитанников и превращение их в руководство к действию (Б. Битинас).

  • Воспитание – процесс превращения человека в стратега собственной жизни (Н.Е. Щуркова).

  • Воспитание – формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей (И,А. Колесникова).

  • Воспитание – это непосредственное или опосредованное прямое или косвенное, целенаправленное педагогическое воздействие на учащегося посредством создания определенных условий, способствующих его самоактуализации и социализации (И.А. Зимняя).

  • Воспитание – процесс приобретения личностного опыта, создание учителем-воспитателем условий для проявления воспитанником и развитием его личностных качеств (В.В. Сериков, Е.М. Сафронова).



В приведённых здесь и во многих других определениях воспитания выделяются четыре основных общих для многих признака:

-целенаправленность воздействия на воспитанника;

-социальная направленность этих воздействий;

-создание условий для усвоения ребёнком определённых норм отношений;

-освоение человеком социальных ролей.

На сегодняшний день учёные выделяют 41 концепцию воспитания. Учитывая данные концепции, строится воспитательная система.

Воспитательная система-это область согласованного личностного влияния коллектива педагогов на учеников, которое подкрепляется воспитательными мероприятиями и системой организационных условий.

Воспитательная система в качестве своих компонентов включает « Педагогическую систему», «Дидактическую систему», «систему воспитательной работы».

Наряду с понятием «воспитательная система» стоит воспитательное пространство. Потребность использовать его просто необходима, т.к., как бы разумно мы не строили воспитательную систему , как бы государство не стремилось с помощью специальных законов, указов, инструкций повысить воспитанность детей, как бы семья не старалась оградить их от дурного влияния улицы, трудности в воспитании существуют.

К сожалению, пока не изменится сама улица, то есть не обогатиться среда обитания ребёнка вне школы, вне семьи, она не станет воспитывающей.Изменить ее мы не в силах, но мы можем в школе создать «воспитывающую среду», которая и является « воспитательным пространством».Отсюда следует, что воспитательное пространство –это школа в центре, округ, город. В создании и использовании воспитательного пространства важная роль принадлежит взрослым: педагогам, родителям.

Воспитательная система -не застывший, а постоянно развивающийся процесс и наряду с модернизацией российского образования меняется и воспитательная система.

Одним из аспектов модернизации российского образования является компетентностный подход.

Компетентностный подходэто видения и понимание сущности образования и воспитания сквозь призму базовых понятий – компетенции и компетентности.

Компетенция в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определённой области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.Отсюда возникают следующие определения.

Компетенциявключает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентностьвладение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Этот подход отражает потребности социума в выпускниках, способных практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Эта способность опирается на более ценностный опыт решения проблем и выполнения различных деятельностей, чем тот, который учащиеся приобретают в условиях массового традиционного обучения и воспитания. Предполагается, что результатом образовательной и воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально-грамотный ученик, а компетентная личность – личность , способная решать жизненные проблемы, выполнять ключевые( т.е.относящиеся ко многим социальным сферам)функции, социальные роли, компетенции.

На какие же ключевые компетенции нацелено воспитание компетентной личности? Разные ученые называют их от3 до 140.

Вот некоторые из них

[Совет Европы, проект «Совет образования для Европы», Берн, 1996].

Выделяет следующие КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Социально – политическая компетенция (готовность к решению проблем).

2. Социальная компетенция.

3. Коммутативная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5.Готовность к образованию через всю жизнь.

(Федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования выделяет

1. Интеллектуальная компетенция.

2. Коммуникативная компетенция.

3. Информационная компетенция.

4. Проектировочная компетенция.

5. Социальная компетенция.

(А.В. Хуторской, д-р пед. наук, заместитель директора ИОСО РАО).

Предложил наиболее приемлемые компетенции:

1. Ценностно – смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно – познавательная компетенция.

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально – трудовая компетенция.

7. Компетенция личностного самосовершенствования.

Формируя данные ключевые компетенции в воспитании развиваются следующие умения и способности учащихся

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

- умение видеть и понимать мир;

- осознание своей роли и предназначения;

- умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и проступков;

- умение быть гражданином и патриотом.



ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

- знание традиций, национальной культуры, культуры отдельных народов;

- освоение научной картины мира;

- умение эффективно организовывать свободное время;

- владение основами семейных, социальных, общественных явлений.



УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умение добывать знания непосредственно из реальности;

  • владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

  • умение отличать факты от домыслов;

  • использование вероятностных, статистических методов познания.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • умение пользоваться компьютерными источниками информации, энциклопедиями, словарями;

  • умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую литературу;





КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • способствовать вступать в общение с целью быть понятым;

  • умение выражать свои мысли, выступать перед аудиторией;

  • вести дискуссию, аргументировать, доказывать;



СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

  • владение опытом в сфере гражданской общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений;

  • владение минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе.



КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

  • владение способами деятельности в непрерывном самопознании, самосовершенствовании;

  • развитие необходимых современному человеку личностных качеств;

  • формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

  • здорового образа жизни.



Созданное воспитательное пространство выделяет следующие направления воспитательной работы по формированию компетентной личности, личности, способной строить жизнь в современных условиях :

  • Патриотизм.

  • Гражданственность.

  • Нравственность.

  • Духовность.

  • Креативность.

  • Здоровый образ жизни.

  • Интеллектуальное развитие.

  • Эстетическое, этическое и культурное развитие.

  • Саморазвитие.

И отсюда конечным продуктом воспитательной деятельности является модель личности выпускника

Выпускник д.быть-патриотом и гражданином, любить родину

-стремиться формировать свою среду, свои действия по эстетическим, этическим, культурным критериям

-быть образованным, творческим. Уметь реализовываться со своими склонностями и интересами, принимать нестандартные решения

-владеть целостной и научно обоснованной картиной мира

-духовно-нравственным

-стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию

-быть способным адаптироваться в окружающем мире, иметь активную жизненную позицию

-быть здоровым, стремиться к ЗОЖ.



2.О роли классного руководителя в развитии ключевых компетенций обучающихся в условиях школьного образования.

Роль классного руководителя в развитии ключевых компетенций учащихся.

Задачи воспитания не только сложнее и труднее, но и намного важнее задач обучения. При этом главнейшей из них является та, которая, будучи сформулированной в ст.29 п.1 «Конвенции о правах ребенка» гласит: «Образование ребёнка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объёме».

Главная воспитательная задача руководителя класса - создание оптимальных условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка, их совершенствование в условиях школьного образовательного процесса. И каким бы ученик не был в учебе - отличником или «серым» троечником - для учителя он яркая, индивидуальная школьная личность, и в школе его место для самовыражения и самореализации.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:

Образовательную - направленную на формирование целостной и научно обоснованной картины мира.

Воспитательную – содействующую нравственному становлению личности.

Компенсирующую – создание дополнительных условий для развития творческих способностей, их самореализации в таких сферах, как игра, общение.

Класс может корректировать различные влияния, которые ребенок испытывает как в классе, так и вне его.

Успешность реализации перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества и прежде всего от эффективной деятельности классного руководителя.

Выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

«контролёр», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием);

«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться( информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к учащимся в самообразовании, координация усилий всех учителей, работающих в классе);

«нравственный наставник» содействует соблюдению учащимися норм и правил, разрешению конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами, обучение этике и этикету, проведение бесед на нравственные, социальные и правовые темы;

«носитель культуры» помогающий освоить культурные ценности через проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки, организация культмассовых мероприятий в школе;

«старший товарищ» помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть забот об обучающихся(формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем (создание условий обучения в школе, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации( проведение бесед, тренингов, игр, индивидуальная работа с учащимися);

«тьютор» - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Классный руководитель играет главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиции, интересы и увлечения являются одним из наиболее существенных системообразующих факторов.

Очень часто приходится замечать: если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью. Если педагог увлекается изучением и реализацией толерантных отношений внутри коллектива, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становятся коммуникативные связи.

Большую роль в воспитании имеют родители, они не должны оставаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть педагоги. «Ни один воспитатель не имеет право действовать права действовать в одиночку, на собственный риск и собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, там не может быть никакого воспитательного процесса». (А.С. Макаренко)





3.О системе воспитательной работы с обучающимися начальной школы как о средстве формирования ключевых компетенций-


В современных условиях жизни общества главным социальным и государственным приоритетом должно стать воспитание подрастающих поколений, а главной тенденцией школы – ее в школу воспитывающую.

Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия необходим «ключ». Таковым является воспитательная работа, в основе которой лежит процесс самоопределения и самовыражения личности ребенка во всех ее проявлениях.

Взаимодействия классного руководителя и учащихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, результативность процесса развития личности ребенка и формирования детского коллектива, благополучие контактов родителей и школы.

Сегодня заметно меняются содержание, формы и методы их работы. Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал. Духовный посредник между обществом и ребенком в освоении основ человеческой культуры, организатор системы отношений через разнообразные виды совместной деятельности классного коллектива, создатель благоприятной развивающей среды и благоприятного морально – психологического климата в классе, координатор усилий педагогов, семьи, социума – всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности ребенка.

Необходимо отметить, что в последние годы значительно возрос интерес педагогов к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Появилось большое количество педагогических коллективов, которые пытаются моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только Субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КЛАССА

  • воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

  • ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

  • в процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

  • системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

  • воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.


Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного общества.

Воспитательная система класса как сложное социально – педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Выделим компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.



Их оказалось пять:

КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

  • Индивидуально - групповой;

  • Ценностно - ориентационный;

  • Функционально - деятельностный;

  • Пространственно – временной;

  • Диагностико – результативный.

Мы рассмотрим функционально-деятельностный компонент, который складывается из таких элементов, как:

  • системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;

  • основные функции воспитательной системы;

  • педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного общества.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:


КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ:

образовательная, направленная на формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира;

  • воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника;

  • защитная, связанная прежде всего с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

  • компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей ИХ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ТАКИХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ПОЗНАНИЕ, ИГРА, ОБЩЕНИЕ;

  • Интегрирующая и корректирующая, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок в классе, так и вне его.

Успешность реализации классом перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества.

Каждая воспитательная система имеет среду – свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ориентации. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно – нравственном насыщении жизненного пространства класса.

Правильно поступают те классные руководители, которые пытаются создать богатую и нравственную чистую атмосферу, чем в окружающем социуме.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!