СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Цель: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца, представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года. Окружающий мир 4 класс»

Тема: Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.

Цель: сформировать у учащихся представление о вращении Земли вокруг своей оси и о ее движении вокруг Солнца, представление о тепловых поясах Земли и причинах такого разделения.


Задачи, направленные на достижение личностных результатов: развивать познавательную активность детей, обобщать, делать выводы.


Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: воспитывать интерес к познанию окружающего мира


Предметные УУД:  вспомнить изученное ранее о звёздах и планетах, о солнце, и Земле

Метапредметные УУД: дать элементарное представление о планете Земля, и жизни на ней;

Личностные УУД: положительно относиться и проявлять интерес к изучению окружающего мира;

Основные понятия: солнечная система, земля, орбита, ось, меридиан

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. 10-12мин

Сегодня нас с вами ждёт очень интересная тема, но сначала давайте вспомним, что вы изучали ранее.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сейчас вам нужно будет разгадать несколько загадок.

1) Утром рано я проснусь,

Посмотрю — и засмеюсь,

Ведь в моё оконце

Ярко светит…(Солнце)

Верно!

2) Нет начала, нет конца,

Нет затылка, нет лица,

Только знает млад, да стар –

Что она огромный шар! (Земля)

Слайд 3-4

3) ребус. Ответ – вращение

4) ребус. Ответ – ось.




Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)


Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)


Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Слайд 5-6 - Вот такие слова у нас получились. Попробуйте их соединить и собрать тему нашего сегодняшнего урока. (ответы детей)

- Как бы назвали наш сегодняшний урок? (Движение Земли вокруг своей оси и ее вращение вокруг Солнца)

  1. Открытие нового знания.

- Вспомним, чем звезда отличается от планеты. (Главное отличие планет от звезд в том, что они движутся вокруг общей звезды — Солнца, их множество: планеты, спутники планет, астероиды (малые планеты), а Солнце — одно.)

- Какая звезда расположена к нам ближе всего? (Солнце)

Вывод:

Слайд 7 -8 Ось Земли – воображаемый стержень, вокруг которого вращается земное тело. Крайние точки выхода земной оси называют полюсами – Северный и Южный.

Экватор располагается на одинаковом расстоянии от полюсов и делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Опыт 1. Поставим на стол яркую лампу. Она будет изображать Солнце. Отойдем с глобусом на некоторое расстояние от лампы так, чтобы можно было носить глобус вокруг лампы; середина глобуса должна оставаться на уровне лампы, а подставка глобуса — быть параллельной полу. /Объяснение учителя о смене времени суток/

Запишите в тетрадь: Смена дня и ночи – вращение Земли вокруг своей оси (сутки)

– Наш организм приучен жить в периоде – день-ночь, с чередованием сна и бодрствования

Слайд 8- 9 У Земли два главных движения: суточное — вокруг ее воображаемой оси, за 24 часа, и годовое — вокруг Солнца, за 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Земля движется вокруг Солнца со средней скоростью 30 км в секунду, т. е. 108 тыс. км в час.

При движении Земли вокруг Солнца земная ось наклонена к плоскости своего пути всегда под одним углом.

– На Земле происходит чередование времен года. Как мы определяем эту смену? Назовите признаки изменений в Природе. /Ответы обучающихся/


- Вы абсолютно правы. /Продолжение демонстрации опыта, объяснение учителя о смене времен года/ Отметить, что при годовом движении Земли вокруг Солнца направление оси ее остается все время неизменным. Благодаря движению Земли вокруг Солнца и неизменному наклону земной оси к плоскости ее орбиты, происходит смена времен года.


Схема движения Земли вокруг Солнца и смена времен года. Слайд 10

Запишите определение: Смена времен года – вращение Земли вокруг Солнца (год)

– А почему мы с вами не летаем, а постоянно находимся на земле, несмотря на то, что Земля постоянно находится в движении? /Ответы обучающихся/

- Вы правы! Действует сила притяжения – гравитация.

«Пояса Земли».

В ы знаете, что Солнце – источник тепла и света для всего живого на Земле. Давайте еще раз посмотрим, как Солнце освещает нашу планету. Перед вами схема нагревания Земли. Слайд 11

Солнце неравномерно нагревает разные участки Земли. Света больше попадает на среднюю часть земного шара, а полюсы освещаются меньше. Средняя часть будет нагреваться сильно, потому что она получает больше света, а значит, и тепла.

Солнечные лучи на среднюю часть земного шара падают отвесно, а к северу и югу – наклонно, будто скользят по поверхности и, соответственно, нагревают поверхность меньше.

В соответствии с распределением тепла выделяют три тепловых пояса. На глобусе и картах они обозначены пунктирными линиями: Северный тропик, Южный тропик, Северный полярный круг, Южный полярный круг. Слайд 12

Так выглядит наш земной шар, разделенный на тепловые пояса. Хотя на глобусе и на карте пояса и разграничены, на самом деле между ними нет резкой границы.

Работа по карте полушарий. Слайд 13

Показ на карте. Мы живем на материке Евразия. Большая часть материка находится в умеренном поясе и небольшая часть – за Северным полярным кругом в полярном поясе. Из этих наблюдений о климате в умеренном поясе можно сказать, что у нас зима холодная, лето теплое, иногда жаркое, а весна, осень прохладные.

В умеренном поясе четыре времени года.

- Какие материки находятся в тропическом поясе? Покажите.

(Африка, Южная Америка, северная часть Австралии).

- Что вы можете сказать о тропическом поясе?

В тропическом поясе жарко круглый год, поэтому там много разных видов растений и животных.

- В тропическом поясе удивительно разнообразен растительный и животный мир.

А теперь отправимся за полярный круг. Какие материки находятся за полярным кругом на севере и на юге?

Антарктида, северная часть Евразии, острова Северной Америки.

- Что характерно для полярного круга?

Это холодный пояс, там круглый год снег и лед. Там бывают полярный день и полярная ночь, северное сияние.

- Так происходит потому, что солнце почти не нагревает земную поверхность за полярным кругом, его лучи скользят по земной поверхности. Зимой солнце несколько месяцев вообще не появляется над горизонтом, а летом несколько месяцев не заходит за горизонт.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 3 – 4 мин.

Групповая работа. Тест «Движение Земли и тепловые пояса»

  1. Самостоятельная работа. КАРТА ПОЛУШАРИЙ - карточка

  2. VI. Итоги урока. Выставление оценок.

- О чем на уроке мы сегодня с вами говорили?

- Что для себя интересного узнали?

Домашнее задание: Нарисовать макет Земли.














































«КАРТА ПОЛУШАРИЙ»


  1. Глобус - это ___________________________________________________.


  1. На глобусе сушу обозначают ______________ цветом, а воду-

_________________ цветом.


  1. Большие участки суши, окруженные водой называют __________________.


  1. Перечисли материки- ________________________________________________

__________________________________________________________________________


Подпиши их на карте.

  1. Огромные участки воды на поверхности земного шара называют______________.


  1. Перечисли океаны: _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подпиши их на карте



  1. 7. Северная точка на земном шаре ____________________, южная точка_________ __________________.

  2. 8. Экватор - это______________________________________________.


9. Подпиши на глобусе Северный, Южный полюсы и экватор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!