СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Обобщение знаний о частях речи. 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводила урок

Просмотр содержимого документа
«Тема: Обобщение знаний о частях речи. 3 класс»


Технологическая карта

Предмет: Русский язык

УМК: «Школа России»

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 3 «а»

Тема: Обобщение знаний о частях речи

Типурока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

Образовательная: Обобщить и систематизировать знания о частях речи

Деятельностная: отрабатывать умение определять связь между частями речи

Задачи урока:


1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Проявлять интерес к русскому языку;

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Предметные:

  • Применение орфографических правил;

  • Умение писать без ошибок;

  • Осознание позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Применять правила и пользоваться инструкциями;

  • Передавать информацию устным и письменным способом.

Коммуникативные УУД:

  • Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Регулятивные УУД:

  • Формировать и удерживать учебную задачу;

  • Использовать речь для регуляции своего действия.

Основные понятия

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, служебные части речи.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы обучения

- Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный;

- индивидуальная, фронтальная, групповая

Ресурсы:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» 3 класс, В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками» 3 класс, презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Дополнительные ресурсы

Раздаточный материал

Структура технологической карты урока


Технология проведения

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I.Организационный момент



(1 минута)


Ребята, в начале урока я хочу передать вам свою доброту, и она идет от меня к Софии, от Софии к Косте и дальше, и, наконец, снова возвращается ко мне.

Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет.

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем гостей. Садимся.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.













Присаживаются, следят за осанкой.




Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.















Записывают число, классная работа.

Личностные: выделятьнравственныеаспектыповедения.


II. Чистописание

(1 минута)




Минутка чистописания

Сегодня на минутке чистописания мы повторим, как пишется заглавная буква П.

Из каких элементов состоит заглавная буква П?


Назовите звук, который она обозначает –

Дайте характеристику звуку-


Пропишите



Длинная наклонная прямая с закруглением внизу влево и вправо, перекладина с закруглением

звук - (п)

Согласный, парный по глухости звонкости и мягкости – твердости.

Дети прописывают букву П.

Регулятивные: планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.

Личностные: Уметь выделять эстетические аспекты деятельности.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


(2 минуты)


Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила в коробочку.

Ой! Что же случилось с моими словами? Они все перепутались.








Ребята, помогите мне разделить их на группы, и тогда вы определите тему урока и задачи, стоящие перед нами на уроке.

Но сначала запишем их.

Не забываем ставить ударение и подчёркивать орфограммы. Овёс, четыре, праздник, а, гореть, под, чёрный, он, не (играет).


Сверьте с записью на доске. Если правильно, поставьте +.











Слабые ученики работают в карточках- вставляют пропущенные буквы в словах. Один ученик работает у доски Самооценка.


Познавательные УУД:

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

1) Актуализация знаний


(3 минуты)

На какие группы можно разбить эти слова?

Назовите тему урока и задачи, которые стоят перед нами на уроке?





Какие слова записали?

Какая орфограмма встретилась в слове праздник? Овёс?








Для чего нужно знать эту тему?

Словарные

Непроизносимая согласная

Непроверяемая гласная, парная согласная.

Части речи

Закрепить знания о частях речи, установить взаимосвязь между частями речи.

Чтобы грамотно писать и читать.

ПознавательныеУУД:

Уметьосуществлятьанализобъектовсвыделениемсущественныхинесущественныхпризнаков.

логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников

КоммуникативныеУУ: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

РегулятивныеУУД:Уметьопределятьиформулироватьцельнаурокеспомощьюучителя. ЛичностныеУУД: Уметьустанавливатьсвязьмеждуцельюучебнойдеятельности и ее мотивом.

IV. Обобщение и систематизация знаний.


(20 минут)


Хотите послушать сказку про то, как наши слова нашли своё место?

Отправились наши слова бродить по свету в поисках того, кто их расставит, как надо. Бродили- бродили они по лесам и болотам и в одно прекрасное утро вышли к большому городу. На воротах города большими золотыми буквами написано «….». А как назывался город, вы скажите в конце урока.

Вошли они в город, постучались в первый домик, а тут - откуда ни возьмись - стража! Схватили их и спрашивают: «Вы КТО такие?», «ЧТО вас сюда привело?».

Одни слова растерялись, другие ответили.









Чтобы закрепить знания об им. существительном, выполним задания.

Перед вами три стола со звёздочками. * говорит о том, что уровень сложности задания лёгкий. ** - средний, *** - высокий. Выбирайте стол с заданиями и приступайте к выполнению.


























Выявление существенных признаков им.сущ-ого



Ну вот, некоторые слова нашли себе место жительства. А остальные пошли дальше. Они же не смогли ответить на вопросы стражников. Их не пустили в этот дом. Идут- идут по дороге, видят другой домик. А в нём другие слова. Да такие работяги, все что-то делают. Одни пилят, другие рубят, третьи шьют, четвёртые стирают. И стражники тут как тут. «ЧТО тут ДЕЛАЕТЕ?» - строго спрашивают.

-Мы пропускаем только тех, кто что-то делать умеет! Нам лентяи даром не нужны.

























Как вы думаете, какие из слов, что мы записали, могли ответить на вопросы КТО? ЧТО?

(Возможен вариант ответа «ОН». Смогут ли имена существительные и местоимения жить в одном домике? Нет)

Что они обозначают?

Теперь скажите, пожалуйста, как звали жителей этого домика?

* (Элина, Даша, София, Максим)

Заполни таблицу по образцу

Часть речи

Обозначает

Отвечает на вопрос кто?

Отвечает на вопрос что?

Имя существительное

Предмет

Птица

Стул













Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка.

(Вика С. ,Ульяна., Ярослав)

1. Выбери из скобок правильное определение

Имя существительное - это (часть слова, часть речи), которая обозначает (признак, предмет) и отвечает на вопрос (кто? что?; что делает, что сделал?).

2. Подчеркни имена существительные.

Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка.

*** (Богдан, Михаил, Никита, Даниил, Иван).

1. Дополни определение, вставь пропущенные слова.

Имя существительное – это _________________________, которая обозначает _________________и отвечает на вопросы ____________или _______________.

2. Подчеркни имена существительные.

Белый, белка, прыжок, ходить, сон, сметана, любовь, ненавидеть, улыбка.

Сверьте с эталоном на экране. Кто выполнил верно, поставьте +.

Ребята, посмотрите на кластер, каких признаков им.сущ. не хватает?



Ребята, давайте посмотрим на слова на доске и скажем, какие слова могут что-то делать.

Как зовут жителей этого домика?

Закрепим наши знания о глаголе, выполнив задания.

*

Подбери к глаголам вопросы. Укажи стрелкой.

(что делала?) посмотрит

(что сделает?) варила

(что сделал?) играю

(что делаю?) съел

**

Дополни определение, вставь пропущенные слова.

Глагол – это _________________________, которая обозначает _________________и отвечает на вопросы ____________или _______________.

***

Вставь пропущенные глаголы.

Летом ребята ______________ гербарий. Они ______________их в школу. На уроках гербарии ________________ детям. Ребята наглядно _____________________растительный мир их леса. Будущим летом они снова __________________гербарии.

Собрали, принесли, помогают, представляют, соберут.

Проверим, правильно ли вы выполнили задания.

** Вика прочти определение

*Антое, подбери к глаголам вопросы

*** Какие глаголы вставили?

Посмотрите на кластер, можно добавить еще что-нибудь?






















Овёс, праздник






Предмет

Им. существительные



































Одуш./неодуш, нариц./ненариц., ед.ч./мн.ч., род

Гореть, не играет.

Глаголы


























Коллективная проверка



Нет, мы пока больше ничего не знаем.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Познавательные: умение строить связные высказывания в устной форме.

Регулятивные:планировать свои действия; выполнять действия по намеченному плану; контролировать процесс и результат своей деятельности.


V. Физкультминутка


(2 минуты)

Давайте немного отдохнём.

Я буду называть предметы, а вы называете их действия и выполняете.




Молодцы! Давайте вернёмся к нашим словам.



Заяц (прыгает) Медведь (топает) Птицы (летают) Скороход (бежит)

Рыбы (плавают) Лягушка (скачет)

Лентяй (подтягивается) Спортсмен (делает разные движения)




Повторяют действия за учителем.

Отдых. Смена деятельности

Личностные: соблюдение правил здоровьесберегающего поведения.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий,ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VI.Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.












И опять некоторые слова остались без дома. Опять их не пустили. Пошли они дальше. Смотрят домик красивый стоит. Заглянули в окошко - комната нарядная такая: шарами и цветами украшена. Синие, красные, зелёные шары висят. И ходят там разные слова: одни весёлые, другие грустные, третьи умные, добрые. В общем, самые разные слова. И решили наши скитальцы к ним попроситься. Глядь - и тут стражники стоят. Не пускают. «Какой у вас документ?» «Какие подарки несёте?» - спрашивают.


Давайте посмотрим, какое слово может здесь остаться.

Как зовут жителей этого домика, знаете?



Поработаем в группах и составим кластер о им. прилагательном.

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какие?

Имя прилагательное


Самостоятельная часть речи



Род


Обозначает признак предмета


Число




От чего зависят признаки им.прилагательного?


Выпиши прилагательные

Бегун, бежать, беговые, красный, краснота, краснеть, синяя, синька, посинел.

К доске Вика С. Проверим на экране.

Чёрный

Имя прилагательное.







От им.сущ-ого, с которым связано

Познавательные: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:принимать и соблюдать правила групповой работы.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью; учитывать правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

VII.Применение знаний и умений в новой ситуации.

IX. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
































































И пошли наши слова дальше. Подошли они к следующему дому, смотрят: а там слова что-то натворили, и не признаются, а только на других указывают. «Это не я!», «Это он!». «Нет, это она!», «Нет, ты!». Подошли наши слова путешественники к ним и спрашивают: «Что случилось?»

-Мы потеряли свои имена, - ответили местные жители-слова. И теперь вместо имён называем всех ОН, ОНА, ОНО.Да и предметы назвать не можем, а только пальцем показываем и говорим ОН, ОНА, ОНО. Только эти слова и остались вместо имени





.



А другие слова пошли дальше. Не хотелось им своё имя забывать. Привела их дорога к другому домику. Смотрят там слова, как солдаты, строгими рядами маршируют: раз-два! Раз-два! По порядку рассчитываются: Первый! Второй! Третий! Четвёртый! А другие в сторонке сидят и что-то считают. Тут подошли стражники. «Сколько вас?»- спрашивают. – «Пустим тех, кто считать умеет».

Совсем немного слов осталось. И стало им совсем грустно. А на улице ветер уже, дождик начался. Пошли они к последнему домику. Открывает ворота стража. А вопрос задать не может.


























Поэтому мы их и называем …..

Ребята, посмотрите, есть ли среди наших слов такие, которые не называют предмет, а только указывают на него. Поселим его в этот дом.

Дайте определение слову местоимение

Никита, прочти текст.

Что особенного в тексте?

Замените, где необходимо существительные местоимениями

Запишите 1-ых два предложения.




























Давайте, ребята, посмотрим, какие слова умеют считать.

-А как звали жителей этого домика.

Дайте определение.

-Придумайте 3 числительных, которые будут отвечать на вопрос, КОТОРЫЙ? Запишите

К каким частям речи нельзя задать вопрос?

Поработаем в группе и заполним табличку

Предлог

Союз

Частица













На, под, а , в, и, но, да , не, с.

Проверим на экране. Ну вот, наш город заполнен, мы славно поработали.

Кто догадался, как называется этот город?

Местоимением Он


Таня взяла корзинку. Таня пошла в сад. В саду Таня собрала спелую клубнику. Таня съела вкусную ягоду.

Повтор имени
















(четыре).

Имя числительное). (Первый, шестой, двадцатый).




(к служебным: предлоги, союзы, частицы).













ЧАСТИ РЕЧИ.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

X.Рефлексия (подведение итогов занятия)

(6 минута)

Назовите цель урока?

Мы справились с целью урока?

Кроссворд.

По горизонтали:

  1. Часть речи, обозначающая предмет

  2. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет их.

  3. Часть речи, обозначающая действе предмета.

По вертикали:

1. Служебная часть речи, служит для связи слов в предложении.

2. Служебная часть речи, служит для связи слов.

3. Часть речи, обозначающая число или порядок при счёте.

4. Часть речи, обозначающая признак предмета.

5. Служебная часть речи, которая поссорилась с глаголом.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

Оценивают свою деятельность и активность на уроке

КоммуникативныеУУД:

Уметьоформлятьсвоимысливустнойформе.

РегулятивныеУУД:Уметьоцениватьправильностьвыполнениядействиянауровнеадекватнойретроспективнойоценки.

ЛичностныеУУД: Способностьксамооценкенаосновекритерияуспешностиучебнойдеятельности

ПознавательныеУУД:Рефлексияспособовиусловийдействия, оценкапроцессаирезультатов деятельности.

XI. Домашнее задание

(2 минуты)



Записывают домашнее задание




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч

 

 

п

 

 

 

3

 

 

р

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

р

 

 

 

ч

 

 

и

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

с

у

щ

е

с

т

в

и

т

е

л

ь

н

о

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

д

 

 

 

с

 

 

а

 

 

ю

 

2

м

е

с

т

о

и

м

е

н

и

е

 

л

 

 

 

л

 

 

г

 

 

з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ц

 

 

о

 

 

 

и

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

г

 

 

 

т

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

г

л

а

г

о

л

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

е

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!