СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ТЕМА: Л.Н. Толстой в системе школьного образования

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ТЕМА: Л.Н. Толстой в системе школьного образования»

ТЕМА: Л.Н. Толстой в системе школьного образования


Тексты о писателе/ термине

Источник информации

(с указанием выходных данных)


Формулировка заданий

(НЕ МЕНЕЕ ДВУХ)


Методический комментарий к заданиям (цель, тип, условия выполнения)

Объект оценивания,

представленность на ГИА (тип и номер задания)

Портрет

1. Пopтpeт – этo oпиcaниe или coздaниe впeчaтлeния oт внeшнeгo oбликa пepcoнaжa литepaтypнoгo пpoизвeдeния, в пepвyю oчepeдь мeльчaйшиx дeтaлeй лицa, фигypы, oдeжды, мaнepы дepжaтьcя. Oбычнo иcпoльзyeтcя в эпичecкoм poдe, peжe – в лиpикe и дpaмaтypгии. Macтepaми пopтpeтнoй xapaктepиcтики в pyccкoй литepaтype XIX вeкa были H.B. Гoгoль, И.C. Typгeнeв, Л.H. Toлcтoй, Ф.M. Дocтoeвcкий.


2.ПОРТРЕТ

(фр., англ. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению конкретного человека или группы людей. П. характерен гл. обр. для станкового искусства, но портретные изображения могут быть воплощены в монументальной и декоративной скульптуре и живописи, в книжной и прикладной графике и т. д. Необходимое требование, предъявляемое ко всякому П., - передача индивидуального сходства. Сходство это не огрничивается лишь внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность характера. Наряду с неповторимым индивидуальным своеобразием портретист выявляет в облике модели типические черты, признаки эпохи и социальной среды.


3. ПОРТРЕТ (от франц. изображение, портрет) — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды) как одно из средств его характеристики; разновидность описания. Портрет даёт писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, т. к. в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.


1. https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/portret/?q=458&n=169


2. https://rah.ru/science/glossary/?ID=19899&let=%D0%9F

3.

https://rustutors.ru/litved/littermin/1400-literaturnyj-portret-primery-pechorin-raskolnikov-marmeladov-otcy-i-deti-ocharovannyj-strannik-matrenin-dvor.html

1.Прочитайте определения термина «портрет» в литературе и живописи. Сравните их. Зелёным цветом подчеркните сходства, красным – различия.


2. Найдите в главе «Maman» портретное описание матери Николеньки. Выделите, какие детали лица, фигуры, одежды, манеры держаться вспоминает герой при описании портрета?

Выберите элементы описания, которые помогают понять характер мамы Николеньки.

Почему так мало описания внешности мамы? На чём акцентирует внимание писатель?

Толстой совершенно не помнил своей матери — она умерла, когда ее младшему сыну было около двух лет. В семье не сохранилось ни одного ее портрета, кроме маленького силуэта, где Мария Николаевна изображена восьмилетней девочкой, так что «реальное физическое существо» матери Толстой не мог себе представить. «Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно…» — писал он в «Воспоминаниях». Душа матери освещала жизнь Толстого, молитва, обращенная к ней, всегда помогала ему в борьбе с искушениями.

https://tolstoy.ru/events/1607/?sphrase_id=66984


Портрет Марии Николаевны Толстой

https://www.tolstoy.ru/life/family/parents/marya-nikolaevna-tolstaya/

Вывод:

Подробное описание внешности мамы героя отсутствует:

1. В памяти Л.Н. Толстого облик матери не сохранился, так как она умерла, когда писателю не исполнилось и двух лет.

2. В семье не сохранилось ни одного портрета Марии Николаевны, кроме маленького силуэта, где она изображена восьмилетней девочкой, так что «реальное физическое существо» матери Толстой не мог себе представить.

Задание 1.

1. Находить и извлекать информацию:

1.5. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

1.6. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах

1.7. Определять наличие/отсутствие информации


2. Интегрировать и интерпретировать информацию.


2.7. Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей текста или разных текстов

2.13. Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.7. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.9. Устанавливать взаимосвязи между элементами/частями текста или текстами


Задание 2.

1. Находить и извлекать информацию:

1.1. Определять место, где содержится искомая информация

1.4. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

1.7. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.8. Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.13. Делать выводы на основе информации, представленной в одном фрагменте текста


1.1.1 Устанавливать существенный признак или основания для сравнения

1.2.3 Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений

1.3.2 Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках

2.1.1 Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах



Диафильм «Детство Льва Толстого»




































Эпиграф: «Случалось ли вам, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто вс предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной ещё стороной?»




Лев Толстой запомнил на всю жизнь, как однажды старший брат, Николенька, объявил младшим, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми «муравейными братьями»; тайна эта написана на зеленой палочке, а палочка зарыта в лесу, у дороги, на краю оврага. Николеньке было тогда десять лет, Льву — пять. Прошло семьдесят лет, и Толстой рассказал в «Воспоминаниях» эту полюбившуюся ему детскую утопию, ставшую для него своего рода символом веры: «Как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает»

В памяти Толстого сохранилась, конечно, только самая основа Николенькиной легенды; в полном виде легенда эта была, наверно, и таинственнее, и занимательнее, и ближе к детским интересам и представлениям. Толстой говорит о Николеньке: «Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки или истории с привидениями или юмористические истории... без остановки и запинки целыми часами и с такой уверенностью в действительность рассказываемого, что забывалось, что это выдумка». Николенька сумел уверить братьев в действительном существовании зеленой палочки с написанной на ней тайной, а игра в «муравейное братство» стала одной из любимых: «...помню ту таинственную важность, с которой Николенька посвящал нас в эти тайны, и наше уважение и трепет перед теми удивительными вещами, которые нам открывались. В особенности же оставило во мне сильное впечатление муравейное братство и таинственная зеленая палочка, связывавшаяся с ним и долженствующая осчастливить всех людей».

Откуда же взял Николенька сюжет для этой замысловатой легенды-утопии? Что означают и чему соответствуют ее образы? Эти вопросы возникли и у Толстого: «Как теперь я думаю, — говорит он в «Воспоминаниях», — Николенька, вероятно, прочел или наслушался о масонах, об их стремлении к осчастливлению человечества, о таинственных обрядах приема в их орден, вероятно слышал о Моравских братьях и соединил все это в одно в своем живом воображении и любви к людям, к доброте...» .

Вполне правдоподобно, что легенда о зеленой палочке была сочинена Николенькой на основе услышанной им беседы взрослых; но о чем шла эта беседа? Толстой высказал предположение, что Николенька «наслушался о масонах» и о таинственных обрядах приема в их орден; значит, он считал, что отец был связан с масонством.



Роман «Война и мир» - первое произведение, доставившее Толстому мировую славу, - был переведён на французский язык в 1879 г. Роман произвёл сильнейшее впечатление. «Я чувствовал себя унесённым течением спокойной реки, дна которой я не мог достать»,- писал один известный французский критик. К нему присоединился Флобер. «Какой художник и какой психолог!» - восторженно воскликнул он, прочитав два первых тома романа.

Толстой-художник оказал благотворное влияние на лучших мастеров западного критического реализма XX в., выступивших ещё в дооктябрьскую эпоху: на Анатоля Франса, Бернарда Шоу, Теодора Драйзера, Генриха Манна, Ромена Роллана и др

Все названные писатели видели в Толстом вдохновляющий пример писательской правдивости, искренности, смелости и бесстрашия.

Теодор Драйзер:

«Я был так восхищён и потрясён жизненностью картин, которые мне в них открылись, что меня внезапно озарила мысль, как бы совсем новая для меня: как чудесно было бы стать писателем. Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Анатоль Франс писал в 1910 г. в статье, посвященной памяти Толстого: «Как эпический писатель Толстой - наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души... Толстой даёт нам также пример непревзойдённого интеллектуального благородства, мужества и великодушия. С героическим спокойствием, с суровой добротой он изобличал преступления общества, все законы которого преследуют только одну цель - освящение его несправедливости, его произвола. И в этом Толстой - лучший среди лучших».

Толстой часто глубоко ошибался, но он всегда заставлял думать и волноваться. Одни им восхищались, другие протестовали против его учения. Но пройти спокойно мимо него было нельзя: он ставил вопросы, которые волновали всё человечество.



Студия «Диафильм», 1970 г.
Сценарий В. Савченко




































Л.Н. Толстой

«Отрочество»














Эйхенбаум Б.: Легенда о зеленой палочке

http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/public/ejhenbaum-legenda-o-zelenoj-palochke.htm















































































































https://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/62-tolstoj-ln-russkaya-literatura/349-l-tolstoj-v-mirovoj-literature.html



Как случай с лошадью повлиял на взгляды (становление души) писателя?


















В чём главная тайна «зелёной палочки»? Какой вопрос был главным для братьев Толстых с детства?













Работа с эпиграфом


































































































































Благодаря чему Л.Н. Толстой приобрёл мировую известность?


Каков вклад Толстого в мировую культуру?


Цель – определить, под влиянием чего происходит «развитие души». Осмысление своих действий (поступок и проступок). Что становится толчком изменения отношения к себе, к людям, к животным, «любви ко всему»?


Тип задания: проблемный вопрос (осмысление)


Условия выполнения: просмотр диафильма предварить записью вопроса на доске.



Цель - выяснить истоки становления мировоззрения (системы взглядов) писателя.


Тип задания:

исследовательский.


Условия выполнения:

Сообщение, подготовленное заранее;

Проект в рамках урока (групповой).

Квест.




Выполняя это задание, учащиеся должны продемонстрировать метапредметное умение соотносить информацию о персонаже литературного произведения и информацию, приведённую в цитате.


























































































































Цель – понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы. Интерпретировать прочитанное. Осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития.


Тип задания:

Исследовательский, поисковый.



Условия выполнения:

Дать представление детям об оценке творчества Толстого другими писателями. Дети самостоятельно находят в тексте высказывания и осмысляют вклад Толстого в мировую культуру.




Базовые логические действия:

1.1.3

С учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия

в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения по-

ставленной задачи


1.1.4

Выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений

и процессов


1.1.6

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать

несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом

самостоятельно выделенных критериев)


Базовые исследовательские действия:

1.2.1


Проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный

эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей

объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей

объектов между собой


1.2.3

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам

проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами

оценки достоверности полученных выводов и обобщений


Работа с информацией

1.3.2

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать инфор-

мацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие

одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках


1.3.5

Эффективно запоминать и систематизировать информацию



5

Умение рассматривать изученные

произведения в рамках историко-

литературного процесса

7 умение сопоставлять

10 умение пересказывать

11 умение участвовать в диалоге

1,2,3

13

умение интерпретировать

14

Умение работать с источниками








Название раздела НОО

1-4

классы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

ОГЭ

10 класс

11 класс

ЕГЭ

Произведения о детях и для детей


Произведения о детях и дружбе




Произведения о братьях наших меньших


Произведения о близких, о семье



Творчество Л.Н. Толстого






Творчество И.А. Крылова





Творчество Л.Н. Толстого

1.Л.Н. Толстой «Косточка»

2.Л.Н. Толстой «Филиппок»

Л.Н. Толстой «Лев и мышь»


3.Л.Н. Толстой «Отец и сыновья»

4.Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие

5.Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие

6.Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору)

Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

Л.Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы).

Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»

Л.Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы)

-

Задания:

Часть 1

1.1.

1.2

2.1

2.2

Часть 2

Задание 5

Рассказ «После бала» и одно произведение (повесть или рассказ) по выбору

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

-

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!