Тема: К.И Чуковский «Телефон», «Путаница»
Цель: Познакомить детей с творчеством К.И. Чуковского
Задача:
Образовательные:
- познакомить с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями.
- формировать и совершенствовать навыки беглого, выразительного и осознанного чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному; умение работать с текстом.
Развивающие:
- расширять словарный запас учащихся; расширять кругозор, повышать интерес к чтению.
- развивать мыслительную деятельность, культуру речи, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к литературе.
- воспитывать уважение друг к другу.
УУД:
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать текст;
- учиться работать в паре, группе;
Личностные УУД:
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать;
Тип: Открытие новых знаний
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок
Начинаем мы урок.
- У вас на парте лежат квадраты, поднимите желтый, если у вас хорошее настроение. Красный, если плохое.
II. Проверка домашнего задания
- Начнем урок с выставки книг. Вы представили свои любимые книги.
- Кратко расскажите о любимых книгах. Назовите автора, название и чем она понравилась.
(4-5 человек рассказывают)
III. Актуализация знаний
- Скажите, вы любите читать? Зачем нам читать?
- Скажите, а чтобы тебе сказали, что ты умеешь читать, достаточно ли знать буквы? (нет, надо из них составлять слова. Это как из кирпичиков строить дом. Как дома превращаются в улицы, так и слова а предложения. Из улиц получаются районы и города, а из предложений тексты, рассказы)
- У нас урок не простой, а не волшебный. Ведь волшебники встречаются не только в сказках. Они рядом, но их не легко узнать. И сегодня мы познакомимся с творчеством одного такого волшебника. А кто он мы скоро узнаем.
IV. Постановка учебной задачи.
- Ребята, посмотрите на выставку книг. Волшебник прислал нам эти книги. Но в пути они потеряли часть своего названия. Чтобы узнать их название, нужно угадать отрывок из произведения.
(Ай…., Мой…., Тара….., Федор….)
1) Маленькие дети ни за что на свете
Не ходите в Африку гулять!
АЙБОЛИТ
2) Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
МОЙДАДЫР
3) А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле.
Львы в автомобиле
ТАРАКАНИЩЕ
4) А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
ФЕДОРИНО ГОРЕ
- Вот у нас и получились названия книг. Автор этих книг, тот самый волшебник с творческом которым мы сегодня будем знакомиться. Кто-то догадался, как зовут? (Корней Иванович Чуковский)
- Так какая тема урока? (К,И, Чуковский и его произведения «Телефон», «Путаница»)
- Какие цели мы перед собой поставим на уроке? Чему будем учиться? (Познакомиться с писателем, его произведениями, будем учиться выразительно читать, отвечать на вопросы.)
1) Рассказ об авторе
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Взгляните на портрет. Он очень любил детей и сочинял для них сказки и стихи. За это его называли «дедушка Корней» или «дедушка Чуковский». Корней Иванович Чуковский сначала писал для взрослых. Он писал статьи для газет и журналов, книги. А потом начал сочинять сказки для своего маленького сына. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. После этого случая Чуковский и стал сочинять сказки для детей.
Физминутка
2) Речевая разминка.
- Давайте вспомним наши любимые сказки, произносим звуки в чистоговорках чётко. (по рядам)
Он-он-он, он-он-он – у меня зазвонил телефон.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ил-ил-ил, ил-ил-ил – Крокодил солнце в небе проглотил.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца, – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит-ит-ит, ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.
-А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорок? (К. Чуковский)
V. Работа по теме урока.
1) Дыхательная гимнастика
-Делаем плавный вдох носом, при этом приподнимаем плечи. Затем делаем плавный выдох и опускаем плечи.
2)Первичное чтение про себя
- Откройте учебник на стр. 96. Прочитайте про себя.
- Все ли слова понятны?
Словарная работа
Пуд - устаревшая единица измерения массы.
- Как называется это произведение? (Телефон)
3) Чтение 1 раз – 2 ученика
Вопрос для 1,2,3 ряда?
1- Кто позвонил? (слон)
2- Кому позвонил? (герою)
3- Что он хотел? (шоколада)
1- Для кого? (для сына)
2- Сколько он попросил? (пудов этак пять или шесть)
3- С какой целью слон звонит писателю? (Просит о помощи.)
- Как вы считаете - это стихотворение или сказка? (Сказка в стихах)
-Почему вы думаете, что это сказка? (Животные разговаривают)
-Почему стихотворение называется «Телефон»?
-Учит ли оно нас общению по телефону?
- Как нужно общаться по телефону?
4)Чтение по ролям. (2 раза)
- Сейчас мы будем читать по ролям.
- Какие герои? (герой, слон, автор)
- Как мы читаем, если стоит знак вопроса? (с вопросительной интонацией)
- А если восклицательный знак? (Повысить голос, воскликнуть)
Работа в парах. ПРАВИЛА
- Мы говорили, что произведение телефон учит общаться по телефону. Сформулируем правила общения по телефону.
Правила записаны на карточках, но в каждом предложении пропущено слово. Вам нужно догадаться и вписать по смыслу пропущенное слово.
1.Не звоните очень рано или поздно.
2. Внимательно слушайте собеседника.
3. Используйте в разговоре вежливые слова.
4. Если не туда попали – извинитесь.
Физминутка
- Следующее произведение, с каким мы познакомимся – «Путаница»
- Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении?
- Прочитайте про себя.
-Понравилось вам стихотворение? (да)
-Почему улыбаетесь?
-Что показалось самым смешным?
-Что запомнилось?
- А вы внимательно читали? (да)
- Сейчас я проверю, игра «Доскажи словечко»
-Назови персонажей которые встретились?(котята, поросята, утята, лягушата, свинки, кошечки, уточки, курочки, воробышек, корова, медведь)
-Бывает ли такое как в произведении в нашей жизни? (нет)
- Такое произведение называется небылица.
- Как вы понимаете слово “небылица”?
- Посмотрим толкование в словаре Ожегова: Это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. То, чего не бывает в действительности; вымысел.
- А скажите это целое произведение или отрывок? (отрывок)
- Если вам понравилось прочитайте дома произведение полностью.
5) Выразительное чтение.
- Как читаем?
VI. Итог урока
- С каким автором мы познакомились?
- Какие его произведения прочитали?
- Что такое небылица?
VII. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Сегодня на уроке мне было трудно…
- Поднимите красный квадрат, если плохое настроение. Желтый, если хорошее настроение.