2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;
Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.
Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.
Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.
Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.
Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Цель этапа |
I.Организационный этап | Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие. - У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок. | Рисуют настроение и показывают | Эмоционально настроиться на урок |
II. Постановка темы, целей урока | Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку. Кто протыкает клювом И зашивает хвостом? -А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост? - Какова же цель нашего урока? - (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.) - Каким образом будем добиваться цели? | Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока | Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока |
III. Работа по теме урока | Рецензирование рисунков, созданных детьми. -Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»? -Что такое дружба? - Подберите однокоренные слова к слову «дружба» - Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод. | Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит. | Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка |
Оценивание работ По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием. | Оценивают рисунки друг друга | |
Инсценировка эпизода - А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.) -Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек? (инсценировка) - Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора) - А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит) - А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей? - Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз). - А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду? - А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи? - Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста. - А кто же виноват в случившемся? Почему? - Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу). | Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь | Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения |
Оценка выступления - Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода? - Оцените выступление | Оценивают выступление девочек | |
Работа с интерактивной доской - Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой. | (поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам) | Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам |
Физкультминутка - А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван? - С чем сравнивается дружба девочек? - Сейчас мы попробуем себя в роли «иголки и нитки». Кто-то один будет «иголкой», а остальные - «ниткой». Вы будете повторять движения за «иголкой». | (любые движения под музыку) | |
Викторина «Древо Мудрости» - Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»? - А сложно ли было быть «иголкой»? - Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь. - Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права. - Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали. И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости». - Какова ваша задача? - Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу. Творческое сочинение - Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя? - А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ? - Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений. | Составляют вопросы для викторины, вывешивают на дерево и по очереди отвечают | Учить составлять вопросы, правильно их формулировать, Учиться воображать, представлять, анализировать ситуацию и домысливать ее. Правильно строить предложения в соответствии с целью. |
IV. Итог урока. | - Так о чем же хотел автор сказать этим произведением? - Что значит «дружить»? - Что самое главное в дружбе? (доверие, уважение) - Я вам желаю хороших, преданных друзей. Потому что без друзей нам никуда! - Покажем свое настроение? Домашнее задание Творческий пересказ от лица Веры или Наташи. | | Делать вывод, подводить итог по обсуждаемой теме. |