СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения с ипользованием творческих заданий, направленных на раскрытие и понимание смысла прочитанного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой»»

Тема: Ю.И. Ермолаев «Иголка с ниткой» (второй урок)

Цель: раскрыть и понять смысл прочитанного произведения на основе творческих заданий, выполненных детьми.

Задачи: 1) совершенствовать поисковый способ чтения; анализировать заглавие произведения, характеризовать взаимоотношения персонажей, выявлять причинно-следственные связи; выявлять кульминационный эпизод, выявлять

идею произведения;

2) способствовать развитию устной речи, внимания, памяти, воображения, навыков выразительного, осознанного чтения;

3) формировать нравственно-этические ориентиры, воспитывать чувство дружбы

Планируемые результаты:

Личностные – формировать нравственно-этические ориентиры. Развивать рефлексию.

Регулятивные – принимать и решать учебную задачу. Ставить перед собой и реализовывать исполнительскую задачу.

Предметные – ориентироваться в тексте, определять главное.

Познавательные – устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей, событий. Анализировать произведение для выявления кульминации.

Коммуникативные – вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, аргументировать высказывания.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы: словесный (беседа, рецензирование, инсценирование), наглядный (иллюстрирование), частично-поисковый, работа с книгой, ИКТ.

Оборудование: репродукция портрета Ермолаева, презентация, рисунки детей, кружочки для смайликов (рефлексия), «дерево мудрости»

Задания творческого характера: рецензирование рисунков, викторина, инсценировка, творческое сочинение, творческий пересказ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Цель этапа

I.Организационный этап

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Покажем нашим гостям, как мы можем активно работать на уроке, уважительно относиться друг к другу и вообще какие мы хорошие.

- У вас на партах лежат кружочки желтого цвета. Покажите, а с каким настроением вы пришли на урок.








Рисуют настроение и показывают

Эмоционально настроиться на урок

II. Постановка темы, целей урока

Для того, чтобы определить тему урока, отгадайте загадку.

Кто протыкает клювом

И зашивает хвостом?

-А почему так говорят? Что такое клюв? Хвост?

- Какова же цель нашего урока?

- (Продолжить работу над произведением, понять, что хотел автор сказать и показать этим произведением.)

- Каким образом будем добиваться цели?




Отгадывают загадку, формулируют тему и цель урока

Суметь проанализировать ситуацию и назвать тему урока

III. Работа по теме урока

Рецензирование рисунков, созданных детьми.

-Мы выяснили, что этот рассказ о дружбе, а какие однокоренные слова вы подобрали дома к слову «дружба»?

-Что такое дружба?

- Подберите однокоренные слова к слову «дружба»

- Дома вы рисовали иллюстрации к рассказу. Обменяйтесь своими рисунками и попытайтесь подобрать к нему соответствующий эпизод.



Участвуют в беседе, подбирают однокоренные слова (дружить, дружные, подружиться, дружественные), обмениваются рисунками, рассказывают что изображено и какой эпизод подходит.


Проверить домашнее задание, подвести к следующему виду деятельности – определение напряженного события, связать с уроком русского языка

Оценивание работ

По тому, как ваш сосед по парте подобрал соответствующий вашему рисунку эпизод, можно судить о том, как вы справились с домашним заданием.

Оценивают рисунки друг друга


Инсценировка эпизода

- А какое событие этого произведения можно считать наиболее напряженным (кульминацией)? (разговор девочек перед сном). Почему? (Вере нужно было признаться подруге в том, что не права. Но сначала осознать это самой, признаться себе. А это всегда трудно.)

-Сейчас девочки нам проинсценируют этот эпизод. А вы посмотрите и подумайте, что же чувствовала каждая из девочек?

(инсценировка)

- Как вы считаете, что чувствовала в этот момент Наташа? (непонимание, может быть ждала этого разговора)

- А Вера? (страшно было, что Наташа ее не простит)

- А было ли страшно Вере признаться подруге в том, что она, не разобравшись, обвинила Наташу в предательстве и лжи, еще и оговорила ее перед Майей?

- Найдите слова, которые доказывают, что ей было страшно. (Вера перевела дыхание и словно в ледяную воду)(невидимый груз).

- А что значит в «в ледяную воду»? Что мы чувствуем, когда прыгаем в холодную воду?

- А что чувствовали вы девочки, оказавшись на месте Веры и Наташи?

- Как считаете, Наташа простила подругу? Докажите словами из текста.

- А кто же виноват в случившемся? Почему?

- Подумайте, какова же основная мысль этого рассказа? (нужно доверять друг другу).

Инсценируют эпизод, участвуют в беседе, пытаются прочувствовать настроение героинь

Прочувствовать настроение произведения, отношение девочек друг к другу, подвести к определению основной мысли произведения

Оценка выступления

- Как вы считаете, девочки показали настроение героинь рассказа, напряженное состояние этого эпизода?

- Оцените выступление

Оценивают выступление девочек


Работа с интерактивной доской

- Я вижу вы хорошо передали настроение девочек, напряженное состояние эпизода. Мы это почувствовали. А достаточно ли хорошо вы ориентируетесь в тексте рассказа, достаточно ли хорошо вы поняли его смысл, мы сейчас проверим. Я предлагаю фразу из текста, а вы ищите соответствующее предложение с этой фразой.

(поиск соответствующих эпизодов из текста по опорным словам)

Уметь ориентироваться в тексте, находить нужную информацию по опорным словам

Физкультминутка

- А как вы думаете, почему все-таки рассказ так назван?

- С чем сравнивается дружба девочек?

- Сейчас мы попробуем себя в роли «иголки и нитки». Кто-то один будет «иголкой», а остальные - «ниткой». Вы будете повторять движения за «иголкой».

(любые движения под музыку)


Викторина «Древо Мудрости»

- Вот вы побыли «ниткой» и «иголкой». Сложно было выполнять движения за «иголкой»?

- А сложно ли было быть «иголкой»?

- Представьте, что ткань бывает грубой и плотной, и как иголке иногда трудно пройти свой путь.

- Вот и представьте, как Вере было трудно признаться Наташе, и прежде всего, самой себе в том, что была не права.

- Давайте проверим, насколько хорошо вы поняли смысл рассказа, его идею, насколько хорошо вы его прочувствовали.

И поиграем в игру-викторину «Древо Мудрости».

- Какова ваша задача?

- Да, вопросы здесь буду задавать не я, а вы, друг другу.

Творческое сочинение

- Откройте учебник на странице 57 (на доске по разрядам), посмотрите, зачем автор в конце текста поставил многоточие? Что он хотел от читателя?

- А как бы вы хотели, чтобы закончился рассказ?

- Давайте придумаем продолжение рассказа. Всего несколько предложений.



















Составляют вопросы для викторины, вывешивают на дерево и по очереди отвечают





















Учить составлять вопросы, правильно их формулировать,






















Учиться воображать, представлять, анализировать ситуацию и домысливать ее. Правильно строить предложения в соответствии с целью.

IV. Итог урока.

- Так о чем же хотел автор сказать этим произведением?

- Что значит «дружить»?

- Что самое главное в дружбе?

(доверие, уважение)

- Я вам желаю хороших, преданных друзей. Потому что без друзей нам никуда!

- Покажем свое настроение?

Домашнее задание

Творческий пересказ от лица Веры или Наташи.


Делать вывод, подводить итог по обсуждаемой теме.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!