План работы по самообразованию в подготовительной группе на 2021-2022 учебный год.
Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Актуальность:
В настоящее время в самых разных системах обучения игре отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Цель: Повысить профессиональную компетентность и систематизировать знания по теме «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Задачи:
Повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
Создание предметно - игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию самостоятельной игровой деятельности;
Освоение современных технологий и методов организации игры;
Разработать план работы с детьми и родителями
Классифицирование игр для воспитания нравственных качеств;
Повышение компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания детей;
Разработать консультации для родителей;
Провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Формы и методы работы:
• Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым (например: ситуация – иллюстрация, ситуация- упражнение, ситуация – проблема);
• Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье (Например: «Магазин игрушек», инсценировка басен, детских песен);
• Общение и совместная деятельность с воспитателем - как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
• Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду;
• Образные игры - имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками (Например: хороводная песня «Петушок», «Озорные котята»);
• Чтение стихов, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных (например: А.Яшин «Спешите делать добрые дела», А.Барто «Вовка добрая душа»);
• Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье);
• Сюжетно - ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания, уступок другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Сроки и этапы реализации: Проект саморазвития рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
Изучение учебно- методической литературы.
Разработка плана работы.
Разработка консультаций и наглядного материала для родителей.
Обогащение развивающей предметно пространственной среды.
2. Основной этап.
Реализация идеи, цели, задач, плана.
3.Заключительный этап
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию.
Подготовительный этап | Изучение методической литературы | 1.Изучение нормативно – правовых документов. 2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с. 3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» 4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». 5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре» 6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром» 7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с. 8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях» 9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» 10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» 11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей» 12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с. |
План работы с детьми и с родителями на 2021-2022 учебный год.
Сроки | Работа с детьми | Работа с родителями | Примечание |
Сентябрь | Подвижные и народные игры. Игровой досуг «Русские народные подвижные игры» | 1.Консультация «Роль игры в жизни ребенка» 2.Выявить отношение к игре в семье. Анкетирование «Что вы знаете об играх?» | Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре. Картотека игр. Анализ детской игровой деятельности. |
Октябрь | 1.Настольные игры 2.Неделя сюжетно-ролевых игр | 1.Консультация «Игры и игрушки наших детей» 2. Привлечение родителей к созданию совместной игровой развивающей среды группы. 3.Папка-передвижка: «Воспитание дружеских отношений в игре» | Составление плана работы, подготовка списка литературы по теме самообразования для изучения. Обогащение ППРС |
Ноябрь | 1.Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию. 2.Развлечение «Забавы с красками и карандашами». | 1.Памятка для родителей: «Чему научит игра?» 2.Выставка детских рисунков: «Играя - учимся, играя—познаём!» 3. Игровой практикум «игры со звуками и буквами». | Консультация для педагогов «Игровая деятельность в детском саду» |
Декабрь | 1.Дидактические игры | 1.Консультация: «Сколько игрушек и каких важно иметь в игровом уголке?» 2.Вечер игр: «Весёлые игры» | Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Вся наша жизнь – игра!» |
Январь | 1.Игры на развитие логического мышления 2.Вечер логических игр. | 1.Буклет для родителей: «Игры на внимание» 2. Консультация, папка-передвижка: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста". | Консультация для педагогов: «Оптимизация игровой деятельности в дошкольных» |
Февраль | 1.Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. | 1.Совместное мероприятие с детьми и родителями «Развиваемся, играя». | Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей |
Март | 1.Игры по духовно-нравственному воспитанию. 2.Досуг «В гостях у Феи вежливых слов» | 1.Консультация: «Организация игровой деятельности дошкольника дома» | Совместная организация триады Родитель-Ребенок-Воспитатель |
Апрель | 1.Онлайн-выставка на сайте группы детских рисунков «Любимая игрушка» | 1.Памятка для родителей «Играем дома» | Подготовка материала для совместной дистанционной работы |
Май | 1.Подведение итогов «Онлайн-выставки» на сайте группы. | 1.Неделя игры в детском саду | Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации плана по самообразованию. |
Картотека различных видов игр, используемые в работе с детьми при реализации плана по самообразованию за 2021-2022 учебный год:
Подвижные игры | Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве. Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой. Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Цель: развивать ловкость движений. Цель: знакомить с русскими народными играми; развивать быстроту движения. |
Народные игры | «Прятки» «Горелки» «Жмурки» «Казаки-разбойники» «Кошки-мышки» «Двенадцать палочек» «Испорченный телефон» |
Настольные игры | Цель: закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления. Цель: мозаика представляет собой набор элементов различных форм и цветов, сочетающихся между собой и позволяющих создать практически любое изображение. Используя детали игры дети могут создавать свои собственные шедевры на предложенной магнитной доске в наборе имеется 5 цветов, 220 элементов. Цель: игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке. Цель: в процессе игры дети знакомятся с понятиями «форма» и «цвет». Игра развивает внимание, умение сравнивать форму и цвет, а также умение определять логическую цепочку. Тренирует мелкую моторику рук и координацию движений. Эта обучающая и развивающая игра посвящена очень важной теме – порядковому счету от 1 до 10. В занимательной игровой форме малыши научатся сопоставлять цифру с количеством объектов на картинке, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук. «Снежная королева» Цель: вместе с героями сказки дети будут перемещаться по игровому полю и попадать в различные ситуации сказочного сюжета. «Хитрые предметы» Игра направлена на развитие внимания, усидчивости. «Разноцветный мир» Цель: с помощью этой игры дети научатся различать цвета, основные геометрические фигуры и формы, соединять две половинки в целое, сравнивать, соотносить, выделять признаки предметов, классифицировать и объединять их в группы, составлять рассказ по картинке, находить причинно-следственные связи между предметами и объектами, познакомятся с буквами, цифрами и порядковым счётом. Цель: знакомство с окружающим миром, расширяет кругозор. Лото позволяет моделировать множество различных игровых ситуаций. В процессе игры развивается логическое мышление, наблюдательность, внимание, память, совершенствуется мелкая моторика руки. Цель: этой игры состоит в том, чтобы учить ребенка правильно составлять предложения, тексты, а также делать пересказ знакомого текста. Дополнительно игра развивает внимание, наблюдательность, тренирует память. Благодаря простым правилам и красочным картинкам, обучение становится игрой, приносящей удовольствие. Цель: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Цель: развивает мелкую моторику рук и координацию движений,тренирует способность видеть задание многогранно,развивает логику,формирует навыки выработки стратегического решения задач, развивает усидчивость и аккуратность,развивает воображение и фантазию,развивает внимание и память,учит принимать решения самостоятельно. Цель: развивает сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, так же развивает сенсомоторную координацию и мелкую моторику рук. |
Игры, способствующие художественно-эстетическому развитию | Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов. «ПОДБЕРИ КРАСКИ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ ХУДОЖНИК В СВОЕЙ КАРТИНЕ» Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться. «НАЙДИ КАРТИНЫ, НАПИСАННЫЕ ТЁПЛЫМИ И ХОЛОДНЫМИ КРАСКАМИ» Цель: закрепить представления детей о тёплой и холодной цветовой гамме. Цель: учить детей находить по словесному описанию картину. Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги. Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей. Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний). Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. |
Дидактические игры | Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Цель: упражнять детей в классификации предметов. Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления. Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению. Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, образного восприятия природы (игра также выполняет роль релаксационной паузы). «Найди листок, как на дереве». Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку. Цели: учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов. Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток. Цель: развивать слуховое внимание. Цель: развивать память, находчивость, сообразительность. Цель: уточнить представление о форме предметов. Цель: учить сравнивать предметы; находить в них признаки различия; сходства, узнавать предметы по описанию. Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь. |
Игры на развитие логического мышления | Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов. Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи. Цель: развитие внимания, мышления и речи. Цель: развитие мышления и речи. Цель: развитие навыков анализа и синтеза. Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Цель: развитие слухового внимания, памяти и мышления. Цель: развитие речи и мышления. Цель: развитие внимания, мышления и речи. Цель: развивать мышление, речь, умение выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Цель: развитие мышления, внимания, умения подбирать слова-антонимы. Цель: развитие речи, внимания, мышления. Цель: развитие слухового внимания, мышления, речи. |
Игры для формирования основ безопасности жизнедеятельности. | Цель: закрепление правил поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале. Цель: закрепление правил поведения при землетрясении. Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения. Цель: закрепление знаний о перечне предметов, которые необходимо брать с собой в случае наводнения. Цель: закрепление действий в экстремальных ситуациях. Цель: закрепление умения объединять предметы в группы. Цель: упражнение детей в умении правильно называть части тела. Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены. Цель: формирование навыков контроля за выполнением правил личной гигиены. Цель: закрепление знаний о средствах, необходимых для оказание первой медицинской помощи. «Как вызвать «скорую помощь», «пожарную помощь», «полицию»?» Цель: упражнение детей в использовании усвоенных знаний и способов действий в игровых ситуациях; закрепление знаний о профессии людей, которые оказывают нам первую помощь. Цель: закрепление знаний о том, что при серьѐзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03»; упражнение в вызове врача. Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни; развитие речи, внимания, памяти. Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни. Цель: систематизирование представлений детей о вредных и полезных продуктах, упражнение в умении их дифференцировать. «Лови – бросай, правило называй» Цель: закрепление правил поведения при наводнении. «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении. Цель: закрепление знаний детей о лесе как о природном сообществе; сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и места животных в них; расширить знаний детей о природе; воспитание бережного отношения к природе. Цель: закрепление представлений детей об опасных ситуациях в природе; обучение правилам безопасного поведения; воспитание сочувственного отношения к пострадавшему. Цель: расширение представлений детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях. |
Игры по духовно-нравственному воспитанию. | Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. Цель: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств. Цель: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение. Цель: воспитывать доброжелательное отношение к друзьям. Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям. Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера. Цель: побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других. Цель: формирование способности к восприятию добра, справедливости и щедрости. Цель: формирование представление о взаимопомощи и дружелюбии. Цель: формирование представлений о добре, любви и заботе. Цель: формирование у детей представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения. Цель: формирование социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. Цель: воспитание в детях чувства взаимопомощи и сотрудничества, развитие связной речи. Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. Цель: воспитание нравственно-волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование волевых качеств и овладение своим поведением. |
Список используемой литературы:
1.Изучение нормативно – правовых документов.
2.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 304 с.
3.Бойченко Н.А. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников»
4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».
5.Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре»
6.Дыбина О.В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»
7.Доронова Н. «Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
8.Жуковская Р.И. «Творческие ролевые игры детей в дошкольных учреждениях»
9.Краснощёкова Н.В «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста»
10.Тверитина Е.Н. «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях»
11.Усова А.П. «Роль игры в воспитании детей»
12.Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.