СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Главные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок русского языка и изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Главные члены предложения"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Малый Узень Питерского района Саратовской области»





Урок русского языка в 3 классе.





Тема. Главные члены предложения.















Подготовила учитель

начальных классов

Исенгалиева Менслу Камидулловна






Цель: отработка алгоритма поиска главных членов предложения.


Задачи: 1) закрепление знаний учащихся о главных членах предложения, как

грамматической основе предложения, повторение правописания

словарных слов, формирование умений и навыков составлять

предложения;

2)закрепить знания детей о корне, как части растения и его основных

функциях;

3) учить детей рисовать корни некоторых растений, развивать умение

сравнивать цвет и форму натуры с выполненным рисунком,

показать значение труда в жизни человека.


Оборудование: иллюстрация «Труд людей осенью», кроссворд на тему

«Овощи», словарные слова, загадки, текст Э. Шима

«Урожай» на каждую парту, пословица «Картошка поспела

— берись за дело», иллюстрация «картофель»;

изобразительный ряд: образец педагогического рисунка

«Дары осени», краски акварельные, кисточки, альбомные

листы.

1. Организационный момент.

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,

Не хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!


2. Работа в тетради.

- Запишем число, классная работа


3. Работа с картиной.

- Ребята, посмотрите на картину.

-Какое время года изображено? (осень)

- Чем занимаются люди? (собирают урожай овощей )

- Вот и мы сейчас соберём урожай, разгадав кроссворд. Для этого отгадайте загадки. (Приложение №1)

4.Словарная работа. (Дети разгадывают загадки, комментируют написание словарных слов, я записываю в кроссворде)


4. Знакомство с новым словарным словом.

- Дети, вам знакомо написание слова «картофель»?

- Ребята, слово «картофель» это новое слово, с написанием которого мы сейчас познакомимся.

- Давайте, определим ударение в слове «картофель».

- Назовите безударный гласный. (-а-, -е-)

1

- Можно проверить эти буквы? (нет)


- Ребята, слово «картофель» словарное слово и в его написании нужно запомнить буквы -а-, -е-.

- Посмотрите на табличку, прочитайте это слово и запомните эти буквы. -Запишите его в словарик.

- Ребята, какие слова у нас записаны в кроссворде? (словарные)

- Что они называют? (овощи) Вот какой богатый урожай мы с вами собрали.


5.Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами ещё раз поработаем с этими словарными словами, будем составлять предложения с ними, находить грамматическую основу предложений и даже успеем порисовать.

- Ребята, ещё раз посмотрите на кроссворд, какие буквы нужно запомнить в этих словах? (А, О)

6. Минутка чистописания.

- Пропишем половину строки буквы —о-, половину строки буквы —а-.

- А теперь пропишем каллиграфически красиво наши словарные слова: - картофель, горох, огурец, помидор

7. Работа над предложением. Нахождение грамматической основы предложения.

-Составьте предложение со словом «картофель», (дети пишут в тетрадях, один ученик работает у доски)

Ребята на огороде собирали картофель.

3 Задание: подчеркнуть главные члены предложения, (комментируют у доски)

-Что такое главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

-На какие вопросы они отвечают? ( кто? что? что сделал?)

- Что называет подлежащее? (предмет)

-Что называет сказуемое? (действия предмета)

- Как иначе называют главные члены предложения? (грамматическая основа)-

- Назовите грамматическую основу предложения, (ребята убирали)

- Чем выражено подлежащее? (существительным)

- Чем выражено сказуемое? (глаголом)


8.Работа с текстом. Нахождение грамматической основы предложения.

- Ребята, перед вами лежит текст. Прочитайте его и найдите предложения, в которых встречаются словарные слова. (Приложение №2)

- Дети зачитывают предложения, в которых есть словарные слова.

1 ряд: Сначала рабочие убрали огурцы -голыши.

2 ряд: Одна капуста осталась.

По одному представителю с каждого ряда записывают предложения на доске




2

одновременно, остальные дети пишут в тетрадях.

Задание: подчеркните грамматическую основу каждого предложения, (дети комментируют и подчёркивают)

-Чем выражено подлежащее?

- Чем выражено сказуемое?


9.Физкультминутка. (Приложение №3)

10.Обобщение темы «Корень».

- Ребята, для чего сорняки выдергивают с корнем? (чтобы растение снова не выросло).

- Что такое корень? (подземная часть растения)

- Для чего растению нужен корень?

1) чтобы закрепиться в почве и удерживаться даже при сильном ветре.

2) орган питания: он поглощает из почвы необходимые для жизни растения питательные вещества и минеральные соли).

- Корни каких растений мы едим? (морковь, свекла, сельдерей -это корнеплод)

- А картофель, это корень? (Это не корень, хотя он, как и морковь, растёт в земле. Плод картофеля называют «клубень» или видоизменённый побег)

11. Рубрика «Путешествие в прошлое». (Приложение №4)

- Показ иллюстрации «картофель».

12. Рисование на тему »Дары осеннего огорода». А сейчас, мы нарисуем то, что нам подарила осень.

1 ряд рисует морковь.

2 ряд рисует картофель.

1). Рисовать будем красками. Положите перед собой лист горизонтально, приготовьте краски.

- Какую форму имеет морковь? ( вытянутый овал, только у неё один конец более широкий)

- Какую форму имеет картофель? ( тоже овал, только более круглый)

- Ребята, овощи не бывают идеально ровными, посмотрите на настоящие овощи, на них обязательно есть какие - то шероховатости, неровности).

2) Педагогический рисунок.

- Внимательно посмотрите, как я выполняю рисунок этих овощей.

-Так как вы будете рисовать один овощ, ваш рисунок будет расположен в центре листа.

- Каждый овощ прорисовываю по контуру более насыщенным цветом. Для моркови возьмём оранжевый цвет, для картофеля коричневый цвет.

Для перехода от этих тёмных цветов возьмём другие оттенки. Этими цветами заливаем всю поверхность предметов, оставляем лишь белыми, нетронутыми небольшие участки в верхней части слева.

Что это за поверхности? (блики)


3

Блики - самые освещенные места на предмете, куда солнечные лучи лучше всего попадают.

С какой стороны у нас падают солнечные лучи? (слева) Значит, блики у нас будут с левой стороны.

3) Посмотрите на картофель и морковь, найдите на них блики, а теперь на мой рисунок.( показать блик) Приступайте к работе.

4) Самостоятельная работа учащихся.

- Молодцы ребята, очень красивые у вас получились рисунки, а теперь отложите свои рисунки в сторону, дайте им просохнуть.

13)Подведение итогов урока.

Ребята, чем мы занимались на уроке? (составляли предложения и находили грамматическую основу предложения)

Давайте составим об этом предложение.

На уроке мы составляли предложения об уборке урожая.

- Назовите грамматическую основу этого предложения, (мы составляли) (на доске записать и подчеркнуть)

- Что такое грамматическая основа предложения? ( подлежащее и сказуемое)

Ребята, мы с вами нарисовали 2 овоща. Какой из них является корнем растения? (морковь. А что такое картофель? - клубень)

Я предлагаю свои морковки и картофель положить в корзинки. ( дети крепят рисунки на доске вокруг корзинок)

- Богатый урожай мы собрали? (оценить работы)

- А чем ещё вы занимались на уроке? ( познакомились с новым словарным словом, разгадывали кроссворд, рисовали овощи)

14) Выставление оценок за урок.

Урок закончен. Спасибо за урок.

Литература

  1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Сост. Ю.Г.Круглов. М. – Просвещение, 1990.

  2. Под.ред. Столяра А.А. Давайте поиграем. М.. Просвещение, 1990.

  3. Учебник «Русский язык» 3 класс. Иванов С.В. М. : Вентана – Граф 2007.

Приложение №1

1. Пушистый и зелёный хвост

На грядке горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко —

Вылезай на свет -... (морковка)

2. Белобока, круглолица

Любит вдоволь пить водицу.

4

У неё листочки с хрустом,

А зовут её.....(капуста).

З.Как называется участок, на котором дед посадил репку? (огород)

4.В огороде вырастаю.

А когда я созреваю, варят из меня томат

В щи кладут и так едят, (помидор)

5. Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки - дробинки, (горох)


6. Летом в огороде,

свежие, зелёные,

А зимою в бочке,

крепкие, солёные, (огурец)


7. Что растёт на грядке? (овощи)


8. Меня единственную в мире

Не просто варят, а в мундире.

Честь мундира берегу –

Служу людям как могу. (картофель)



Приложение №»2

Дни стали ненастные, ночи холодеют. На огородах начали овощи убирать, чтобы не попортились, не помёрзли.

Сначала рабочие убрали огурцы-голыши. Потом - лук в бумажных рубашках. Убрали репу, брюкву, редьку, свёклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её убирают позже всех. Э.Шим.



Приложение №3

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе, (потягивание рук в стороны)

Вот горох, а здесь капуста,

Там морковь у нас растёт (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

5

Сорнякам объявим бой - (наклоны влево и вправо)

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать (приседания).

Всё полили мы из лейки

И садимся на скамейки, (дети садятся за парты)



Приложение №4

А вы знаете, откуда пришло в наш язык слово «картофель»?

Слово «картофель» произошло от итальянского «тартуфолли» - трюфель, потому что клубни картофеля очень похожи на известные итальянцам грибы.

«Родина его Южная Америка. В России в первое время его разводили как цветы, они служили украшением дамских шляп, затем варили варенье из зелёных ягод и лишь потом стали употреблять в пищу клубни. Крестьяне не хотели его сажать и за это мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. В старину этот овощ называли «чёртово яблоко».



































6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!