СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык.Тема:Главные члены предложения. Связь слов в предложении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. Тема:Главные члены предложения. Связь слов в предложении. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Русский язык.Тема:Главные члены предложения. Связь слов в предложении.»

УМК «Школа России»

















Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: «Главные члены предложения. Связь слов в предложении».

















Мокосеева Валентина Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ г. Багратионовска








Цели урока:

1. познакомить с главными членами предложения – подлежащим и сказуемым, учить ставить вопросы к главным членам предложения и определять их, используя алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого;

2. развивать логическое, творческое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, самостоятельность, любознательность;

3. воспитывать аккуратность в работе, культуру умственного труда, любовь к русскому языку (слайд 2).

Оборудование: мультимедийная презентация, таблицы «Главные члены предложения», «Как найти главные члены предложения», карточки для групповой работы.
















Ход урока: 

1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелайте успехов глазами 
И вперед, за новыми знаниями!


- На улице осень, отцвели цветы, осыпались листья (слайд 3). Все эти цветы раньше росли на большой солнечной поляне. Представьте, что наш класс и есть волшебная поляна. Прикрепите цветок там, где вам понравится. Посмотрите — в комнате стало теплее и веселее, потому что зацвели ваши цветы. Пусть так будет всегда!

Приклеивают цветочки на доску, стены и т.д.

2. Словарно-орфографическая работа (слайд 3).

На доске записаны буквы: т, ж, ы, л, ё, й. 
– На какие две группы можно разделить данные буквы? (На гласные и согласные.) 
– Составьте цепочку из согласных букв: тжлй… 
– Подчеркните лишнюю букву. Обоснуйте свой ответ. (Лишняя буква т, она обозначает глухой звук, все остальные согласные обозначают звонкие звуки; лишняя буква й, она всегда обозначает звонкий звук, все остальные могут обозначать как твёрдый ,так и мягкий звук).


 3. Каллиграфическая минутка.
Я тетрадь свою открою 
И с наклоном положу 
Я от вас друзья, не скрою 
Ручку я вот так держу 
Сяду прямо не согнусь 
За работу я возьмусь .

– Продолжите цепочку до конца строки, буквы в цепочке можно менять местами (слайд 4).

т ж л й ж л й т л й т ж й т ж л т ж л й


– Какое слово получилось? (Жёлтый.) (слайд 5).

Работа со словарями. Что такое словарь? Какие слова мы относим к словарным словам?

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите, запомните орфограмму букву ё. 
- Давайте с вами вспомним словарные слова, отгадав кроссворд (слайд 6).

Я вам буду загадывать загадки, а вы, отгадав, запишите словарное слово.

1. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей (береза).

2. Сколько ни ходи,

до конца не дойти (дорога).

3. Если ты устал играть,

То ложишься на …(кровать).

4. Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет (зеркало).

5. В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят (помидоры).

- Проверьте друг у друга словарные слова.

4. Гимнастика для глаз (слайд 7).

5. Введение в тему урока.

- Какое ключевое слово у нас получилось? (предложение)

- Какова тема нашего урока? (Главные и второстепенные члены предложения.)

- Какие мы задачи поставим перед собой?

(вспомним всё, что мы знаем о предложении, научиться находить главные члены предложения.)

- Давайте с вами вспомним, всё, что мы знаем о предложениях.

- Скажите, из чего состоит текст? (Из предложений)

-А из чего состоит предложение? (Из слов, которые связаны между собой по смыслу.)

-Что обозначает предложение? ( Законченную мысль) Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

-Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)

-Какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные).

Задание 1. (слайд 8) Определить вид предложения по цели высказывания и по интонации. Решить орфографические задачи.


Л.тит над реч(?)кой белый голу.ь.

Сколько дней осталось до к.никул?

Не бегай по школе на п.р.мене!

Проч.тай об(?)явление на стенде.

Задание2. (слайд 9) Составить из рассыпанных слов предложение. Определить части речи.


Золотая, наступила,осень.

Грибы,по,лес,опушка,растут.

Поляна, выбрался,на,ёжик.


Проверим

Наступила золотая осень.

По опушкам леса растут грибы.

На поляну выбрался ёжик.


– О чем или о ком говорится в каждом предложении?

– Значит, в предложениях есть главные члены предложения?

– Сколько членов предложения?

– Без каких слов было бы нельзя выразить главную мысль? (наступила осень, растут грибы, выбрался ёжик.)

– Значит, это главные члены предложения?

– Как же называют такие члены предложения?

Слайд 10

Слова, которые отвечают на вопросы «кто?» «что?», в предложении являются подлежащими.

Слова, которые отвечают на вопрос «что сделала?» «что делают?» «что сделал? », являются сказуемыми.

– Как найти главные члены предложения? Как их подчеркиваем в предложении? (слайд 11)

- Запомни правило (слайд 12).

- Запиши в словарь (слайд 13).

6. Физкультминутка.

“Листочки”

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.

7. Самостоятельное применение знаний.

Какой месяц осени сейчас идёт. Верно, ноябрь. Ноябрь – последний месяц осени. Он подготавливает всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.

У вас на партах карточки. Нужно списать текст, вместо пропусков вставить слова из подсказок. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.

Осень.

Пришла _____. По небу плывет большая ___________. Часто льет ___________ дождь. Дует сильный __________. Ребята ждут ___________ снега. Скоро наступит ______________.

Подсказки: туча, осень, проливной, ветер, пушистого, зима (слайд14).

На какие две группы делятся все члены предложения?

Назовите главные члены предложения.

Назовите второстепенные члены предложения.

Давайте выполним разбор предложений. (Устно)


8. Работа в парах по карточкам с деформированным текстом.


Задание 1.

Из данных слов составить предложение и выделить главные члены предложения.

1) в, Березы, уборе, стоят, золотом.

(Березы стоят в золотом уборе)

2) Солнце, за, Низкое, скрылось, деревьями.

(Низкое солнце скрылось за деревьями)

Задание 2.

Со словом желтый составить и записать предложение по схеме (слайд 15):

(когда?) (с чего?) (что делают?) (какие?) (что?)

сущ. сущ. глаг. прил. сущ.

Осенью с деревьев опадают желтые листья.

- Сделайте вывод: предложения могут состоять не только из главных членов, но и второстепенных членов предложения.

9. Подведение итогов + рефлексия (слайд 16-17). Сегодня на уроке я … (составлял предложения, находил главные члены предложения).

- Какие члены предложения называются главными? (подлежащее и сказуемое).

- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Как подчеркнуты главные члены предложения?

находили второстепенные члены предложения.

- Что такое второстепенные члены предложения? (остальные члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого).

- Как подчеркнуты второстепенные предложения?

10.Психологический тест: Лесенка знаний.

Возьмите, пожалуйста, ту букву, которая соответствует вашей ступеньке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!