СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема. " Гласные в суффиксах -ик, -ек"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Гласные в суффиксах ек и ик.»

Тема. " Гласные в суффиксах -ик, -ек"

Цель общеобразовательная

формирование представления у учащихся о написании гласной в суффиксах -ек, -ик.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о написании гласной в суффиксах -ек, -ик, самостоятельная формулировка детьми правила о правописании этих суффиксов;

  • формировать умение применять новое знание;

Цель развивающая

развивать у детей самостоятельность мышления и познавательную потребность.

Задачи:

  • развивать умение добиваться поставленной цели;

  • развивать навыки работы в парах, навыки самостоятельной работы, а также навыки самопроверки и взаимопроверки написанного;

  • развитие речи учащихся.

Цель воспитательная:

воспитывать интерес у учащихся к изучаемой теме.

Задачи:

  • воспитывать у детей умение слушать учителя и друг друга;

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке.

  • воспитывать аккуратность.

Задача здоровьесберегающая:

профилактика общего переутомления, профилактика нарушения осанки.

Оборудование учителя:

  • учебник М.Баранова “Русский язык”, 6-й класс;

  • мультимедийная презентация ,отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков»; разноуровневые карточки ;



Оборудование ученика:

  • учебник М.Баранова “Русский язык”, 6-й класс

  • карточка «Оцени себя сам»

Ход урока.

1. Организационный момент: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте уважаемые гости!

Да здравствует радость рассветного часа!

Вхожу в тишину приумолкшего класса,

Открою журнал на заветной странице,

Здесь дата и тема. Давайте учиться?

Давайте учиться свободно и строго

Владению словом. Пора нам в дорогу!

Тому, что случилось и может случиться.

Давайте учиться? Давайте учиться!

- Ребята, предлагаю оформить тетради. Записываем в них число, классная работа. А вот тему пока записывать не будем. Ее мы запишем чуть позже.

2. Закрепление знаний по теме «Буквы ч и щ в суффиксах –чик-, -щик-»

– Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами – близнецами. Их имена пусть пока остануться в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.

1.Что такое суффикс?

2.Что значит значимая часть слова?

3.Какое значение имеет суф. –чик, -щик


Творческий диктант

Подберите к выражению, подходящее по смыслу слово:

(слайды )

Самолет вел опытный пилот. (летчик)

Играющий на ударном инструменте. (барабанщик)

Все подписавшиеся будут получать газету. (подписчики)

Инициатором драки был Вася. (зачинщик)

Смазывающий колеса закончил свою работу. (смазчик)

Папа Карло по профессии был … (шарманщик)

– Подчеркните самое красивое написание. Согласен ли с вами сосед?

– Я вижу, что мы готовы вспомнить знания, которые нам пригодятся.

Б) Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам

(Перфокарты чик – щик)



3. Определение темы и целей урока

Стадия осмысления. Методический прием инсерт. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Работа с текстом (индивидуальная )

Карточка № 1

1. Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов. Суффикс имеет значение.

2. Чтобы выделить в слове суффикс нужно:

− Выделить в слове окончание, для этого нужно изменить форму слова.

− Выделить в слове корень, для этого необходимо подобрать родственные слова.

− Выделить в слове суффикс.

3. Суффиксы –чик- щик – обозначают лиц по профессии.

4. Есть два похожих суффикса: –ик– и –ек– : [дом'ик], [внуч'ик], [топор'ик], [молоточ'ик]. Без ударения эти суффиксы произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

У.– Перед каждым из вас лежит текст, проработайте его, отметьте информацию знаками, а затем результаты обсудите с соседом по парте.

У. – Что узнали нового? Какие вопросы у вас возникли при чтении текста?

У._- Знаем ли мы как пишутся суффиксы ек и ик? Как мы можем узнать?

Проведем исследование.

4.Решение проблемного вопроса

У.– Давайте с вами заглянем в сказку Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». (Слайд № 12)

У. – Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?

У. – Определите тему нашего урока.

У. – Чем же мы будем заниматься?

У. – Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Определите тему нашего урока. Давайте запишем тему урока в тетрадь.

– Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

- Как об этом мы можем узнать? ( попробуем вывести сами, а потом сверимся с учебником)

– Знаем ли мы, как они пишутся? (Слайд № 14) Как мы можем узнать об этом?

Д. – Можно прочитать правило в учебнике.

Д. – Можно самим вывести это правило.

У. – Какой путь вы выбираете?

Д. – Вывести самим. – Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его и применяешь на письме.

Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

У. – Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски

5. Физминутка.

У. – Если я назову слова с суффиксом –ик – приседают мальчики, с суффиксом –ек – приседают девочки.

Пёсик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, годочек, шарик, лесочек, цветочек, дождик.

Просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков»

Карточка № 2

1 уровень

Сравни пары слов и сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

Есть арбузик – нет арбузика

Есть бантик – нет бантика

Есть барашек – нет барашка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 3

2 уровень

Соедини пары слов и сравни их. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

билетик (нет) кармашка

садик (нет) пенёчка

кармашек (нет) садика

пенёчек (нет) билетика

Карточка № 4

3 уровень

Измени форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.

Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.

ключик –

кораблик –

замочек –

сыночек–

Выводы, которые ученики сделали на уроке:

1 группа:

Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс –ик–. Сравнили эту пару слов с другой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс – ек–, а во втором слове мы его не увидели.

В разговор вмешалась вторая группа.

А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс –ик– во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс – ек–, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.

1 группа:

Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс –ик– сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса –ик– в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.

3 группа:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например:

ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс –ик–.

Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс –ек–.

2 группа:

Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

(Составление алгоритма.

У. – Давайте послушаем, как эту проблему решил Витя Перестукин. (Слайд № 15)

Д. Надо прочитать правило в учебнике.

У. – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 89. Прочитайте правило. Какое открытие вы для себя сделали?

Д. – Работая с текстом, мне было не понятно последнее высказывание. Теперь я понял его. Я узнал когда пишется суффикс –ик –, а когда суффикс –ек –.

Д. – Я понял, что вместе, дружно работать веселее. Можно узнать много нового. Сегодня для меня было открытием новое правило о суффиксах –ик –,–ек –.



6. Составление алгоритма.


У. – Давайте, попробуем вывести алгоритм действий, который поможет нам правильно писать эти суффиксы.

(Дети предлагают свои варианты)

Алгоритм.

1.Читаю слово.

2. Изменяю слово.

(подставляю слово «нет»)

3.Если гласный звук выпадает – -пишу суффикс –ек,

если не выпадает – пишу – ик.


У. – Сравните свои алгоритмы с алгоритмом на слайде.

(Слайд № 16) Что заметили?


8. Закрепление.

Выполнение упражнения

Сыночек …

Выполнение учащимися различных заданий.

Три конверта

На «3»

На «4»

На «5»

Подведение итогов.

XI. Домашнее задание. Оценки за урок.

П.45 стр.105 №252 составить кроссворды ,ребусы.

















Просмотр содержимого презентации
«Гласные в суффиксах ек и ик.»

учителя русского языка и литературы I категории МОУ ООШ №9 х.Жуковского Беденко Елены Сергеевны.

учителя русского языка и литературы I категории

МОУ ООШ №9 х.Жуковского

Беденко Елены Сергеевны.

Шестое декабря . Классная работа

Шестое декабря .

Классная работа

Человек, играющий на ударном инструменте.

Человек, играющий на ударном инструменте.

Люди, подписавшиеся на газету.

Люди, подписавшиеся на газету.

Инициатором драки был Вася.

Инициатором драки был Вася.

Человек, смазывающий колёса , закончил свою работу.

Человек, смазывающий колёса , закончил свою работу.

Папа Карло по профессии был …

Папа Карло по профессии был …

1.Лётчик 2.Барабанщик 3.Подписчики 4.Зачинщик 5.Смазчик 6.Шарманщик.

1.Лётчик

2.Барабанщик

3.Подписчики

4.Зачинщик

5.Смазчик

6.Шарманщик.

Налад ч спор ик щ учёт ик кладов ч ик щ застрой ик щ выдум ик щ барабан чистиль ик щ ик щ рассказ ик ч проектиров ик щ водопровод ик ч обой ик щ ик

Налад

ч

спор

ик

щ

учёт

ик

кладов

ч

ик

щ

застрой

ик

щ

выдум

ик

щ

барабан

чистиль

ик

щ

ик

щ

рассказ

ик

ч

проектиров

ик

щ

водопровод

ик

ч

обой

ик

щ

ик

?

?

Гласные в суффиксах –ек и –ик.

Гласные в суффиксах –ек и –ик.

1.Читаю слово. Изменяю  слово. (подставляю  слово «нет») 3.Если гласный звук выпадает – - пишу суффикс – ек,   если не выпадает – пишу – ик.    

1.Читаю слово.

  • Изменяю слово.

(подставляю слово «нет»)

3.Если гласный звук выпадает – - пишу суффикс – ек,

если не выпадает – пишу – ик.

 

 

Физминутка

Физминутка

« В стране невыученных уроков»

« В стране невыученных уроков»

Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, огонёч…к, ларч…к, огурч..к.

Сыноч…к, подароч…к, мяч..к, самолёт…к, звоноч…к, дружоч…к, ключ…к, карандаш…к, ореш…к, огонёч…к, ларч…к, огурч..к.

Сыноч Е к, подароч Е к, мяч И к, самолёт И к, звоноч Е к, дружоч Е к, ключ И к, карандаш И к, ореш Е к, огонёч Е к, ларч И к, огурч И к.

Сыноч Е к, подароч Е к, мяч И к, самолёт И к, звоноч Е к, дружоч Е к, ключ И к, карандаш И к, ореш Е к, огонёч Е к, ларч И к, огурч И к.

-чик -ик  -ек

-чик

-ик

-ек

-чик -ик жирафчик попугайчик  -ек бегемотик котик львёночек пингвинчик тигрёночек зайчик крокодильчик слоник котёночек зайчоночек слонёночек

-чик

-ик

жирафчик

попугайчик

-ек

бегемотик

котик

львёночек

пингвинчик

тигрёночек

зайчик

крокодильчик

слоник

котёночек

зайчоночек

слонёночек

Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.  Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к.  В пр…роде ещё много тайн  секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.  
  • Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.
  • Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч….к.
  • В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.
  •  

  • Какое значение придают существительным суффиксы –-ек, -ик?
  • От чего зависит выбор гласных Е и И в суффиксах –ек и –ик?
П.45 стр.105 №252 ** составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

П.45 стр.105 №252

** составить кроссворды, ребусы, загадки-презентации со словами по теме «Суффиксы имён существительных»

Спасибо за урок!!! Желаю успехов.

Спасибо за урок!!!

Желаю успехов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!