СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Формы времени глаголов»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 "А" классе по теме: "Формы времени глаголов"

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Формы времени глаголов»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа-Югры












Конспект урока русского языка

в 4 «А» классе

Тема: «Формы времени глаголов»



(авторы учебника В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова)





Учитель:

Выходцева Ольга Евгеньевна














28 ноября 2019 г.




Технологическая карта урока русского языка.


Класс: 4 «А»

Дата: 28 ноября 2019г.

Тема:«Формы времени глаголов»

Цель деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся умения образовывать формы глагола будущего времени.

Задачи:

- создать условия для формирования представлений об образовании глаголов будущего времени; - создать условия для формирования умений образовывать будущую сложную и будущую простую формы глаголов;
- создать условия для развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, оценивание) и коммуникативных УУД (правильное построение речевых высказываний, согласование действий с партнёром);

- создать условия для развития общеучебных умений и навыков (развитие внимания, сравнительных умений и навыков, умения обобщать и делать выводы);
- создать условия для воспитания дружеских партнёрских отношений, любви к книге.


Планируемые результаты:

1. Личностные:

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

регулятивные:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

- высказывать свое предложение

коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

- развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)


предметные:

- определять форму глагола;

- образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения;

- различать простую и сложную формы будущего времени глагола.


Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и УУД.

Методы обучения:
- проблемный;
- частично-поисковый;
- наглядный.

Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- в парах;
- индивидуальная






Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся


Формируемые

УУД

Мотивация к учебной деятельности


-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и присутствующим у нас на уроке гостям.

- Я желаю всем нам удачи и новых открытий. Вперёд за знаниями !

Пишем в тетрадях: 28 ноября. Классная работа.

- У нас с вами есть определенное правило, по которому работаем:

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю,
Если спросят, отвечаю.

Регулятивные УУД:

формирование

способности к организации своей

деятельности

Актуализация знаний.

Постановка проблемы.






























Постановка учебной задачи, определение темы урока



- Как вы думаете, с какой частью речи будет связана наша тема?


- Верно, тема урока будет связана с такой частью речи как глагол.


- А какая именно тема вы узнаете, выполнив следующее задание.

- А сейчас предлагаю вам поработать в парах.

(учащиеся получают карточки с заданиями)


Сравните две формы будущего времени глагола ЧИТАТЬ и ПРОЧИТАТЬ



Что делать? ЧИТАТЬ

Что сделать? ПРОЧИТАТЬ

Я


Буду читать

Прочитаю

Ты

Будешь читать

Прочитаешь

Он

Будет читать

Прочитает

Мы

Будем читать

Прочитаем

Вы

Будете читать

Прочитаете

Они

Будут читать

Прочитают


- Чем они отличаются по способу своего образования?

- Как можно назвать глаголы, состоящие из двух слов и из одного слова? (Может быть, сложные и простые глаголы.)

- Проверьте свои предположения с помощью учебника стр. 181

В русском языке есть две формы будущего времени, отличающиеся по способу образования.

Одна из них образуется с помощью личных окончаний и называется будущее простое.

Другая образуется с помощью вспомогательного глагола буду и называется будущее сложное.


- Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

(Возможно, мы будем на уроке говорить о глаголах будущего времени)


- Чему должны научиться на уроке?
(Научитьсяопределять форму глагола, а так же образовывать от глаголов простую и сложную формы будущего времени).

- От чего же зависит форма глаголов будущего времени?

Перед нами ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

У каких же глаголов форма будущего времени является простой, а у каких сложной?

Коммуникативные

УУД:

умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи


Познавательные УУД:

моделирование

выдвижение

гипотезы, поиск

решения проблемы







Поиск решения проблемы.

Работа в

парах

- Давайте вместе будем рассуждать. Что вы предлагаете?

(Уч-ся затрудняются с ответом).

- Может поставить другие глаголы в будущее время и это прояснит ситуацию?


На доске: играть, поиграть, дружить, подружиться, прыгать, попрыгать.


- Что вы можете сказать о глаголах, записанных на доске?

- На какие группы можно их разделить? Докажите.

( Эти глаголы стоят в начальной форме, так как отвечают на вопросы что делать? чтосделать?В первую группу отнесём глаголы, отвечающие на вопрос что делать? во вторую – что сделать?)

- Предлагаю эту работу выполнить в группе. Пусть каждая группа выберет себе по 2 глагола и поставит их в будущее время. Постарайтесь записать все варианты. Предлагаю для удобства записывать глаголы в таблице.




Что делать?

Что сделать?

Я



Ты



Он



Мы



Вы



Они




1 группа

я буду играть поиграю
ты будешь играть поиграешь
он будет играть поиграет
мы будем играть поиграем
вы будете играть поиграете
они будут играть поиграют

2 группа

я буду дружить подружусь
ты будешь дружить подружишься
он будет дружить подружится
мы будем дружить подружимся
вы будете дружить подружитесь
они будут дружить подружатся

3 группа

я буду прыгать попрыгаю
ты будешь прыгать попрыгаешь
он будет прыгать попрыгает
мы будем прыгать попрыгаем
вы будете прыгать попрыгаете
они будут прыгать попрыгают


- Что заметили?

- Кто из вас попробует сделать вывод?

( От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? образуется сложная форма будущеговремени. Такие глаголы отвечают на вопрос: что буду делать? и другие.

От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать, образуется простая форма будущего времени.Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделаю? и другие).

Дополните вывод.

Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? образуют __________________ форму будущего времени.

Глаголы, отвечающие в начальной форме на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? образуют __________________ форму будущего времени.


- Молодцы! Что можно сказать о простой форме будущего времени глагола? (Все глаголы с приставками.)

- Выделите приставки у глаголов будущего простого времени.

- А как образуются глаголы будущего сложного времени?

- Изменяется первый глагол: быть, а второй глагол – глагол в неопределённой форме.

- Ребята, как можно назвать первый глагол - быть, который изменяется? (Раз он помогает в образовании глаголов будущего сложного времени, то может, его называют помощником?!

- В русском языке его назвали вспомогательным.

- Поднимите руку те ребята, которые не допустили ошибок.

- Молодцы! Оцените свою работу





















Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации







Регулятивные УУД:

умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих товарищей








Познавательные УУД:

осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Физминутка





Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол будущего времени, то хлопните в ладоши:

Зазвонил, буду читать, играет, дружит, попрыгаю, разработаю, ходят, побегаю, помогал, приеду, увижу.

2 вариант

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – присядьте;

– глагол прошедшего времени – повернитесь назад;

– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

Личностные УУД:

умение применять

правила охраны своего

здоровья

Применение нового знания

Развивать умение находить в тексте глаголы. На какие вопросы они отвечают?

Как хорошо летом! Можно плавать, нырять, загорать, собирать цветы и ягоды.

А осенью можно любоваться чудесным листопадом и вспоминать ушедшее лето.

Зимой так замечательно лететь с горы на санках, мчать на лыжах по лесу, играть в снежки!

Но лучше всего встречать долгожданную весну и мечтать о лете…

Регулятивные УУД:

умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих товарищей

Познавательные УУД:

осуществлять анализ учебного материала



Образуйте от первых трёх глаголов из предыдущего упражнения

плавать, нырять, загорать

все возможные формы времени. Запишите.

Плавать, плавает, плавал, будет плавать.

Нырять, ныряет, нырял, будет нырять.

Загорать, загорает, загорал, будет загорать.

Запишите глаголы

плыть, нырнуть, загореть

и образуйте от них все возможные формы времени. Запишите их.

Плыть, плыл, плывёт.

Нырнуть, нырнул, нырнёт.

Загореть, загорел, загорит.

Регулятивные УУД:

умение адекватно

оценивать свою

деятельность и

деятельность своих товарищей



Познавательные УУД:

осуществлять анализ учебного материала



Сформулируйте основной вопрос урока.

Плавать, плавает, плавал, будет плавать.

Нырять, ныряет, нырял, будет нырять.

Загорать, загорает, загорал, будет загорать.

Плыть, плыл, плывёт.

Нырнуть, нырнул, нырнёт.

Загореть, загорел, загорит.


Почему у глаголов может быть разное количество форм времени?


Открытие нового знания

Нести

Прош.вр.

Наст.вр.

Будущ.вр.

Принести

Прош.вр.

Наст.вр.

Будущ.вр.


(что делать?)

Нести

Прош.вр. нёс

Наст.вр. несёт

Будущ.вр. Будет нести

(что сделать?)

Принесёт

Прош.вр. принёс

Наст.вр. -

Будущ.вр. принесёт


Вывод. У некоторых глаголов могут отсутствовать формы настоящего времени. Это зависит от того, на какой вопрос отвечает глагол: что делать? Или что сделать?

Если вопрос что сделать?, то настоящего времени у глагола нет.

Почему же у разных глаголов разное количество форм времени?

Оказывается, это связано с особым грамматическим значением этих глаголов, о котором вы узнаете в старших классах.

Познавательные

УУД:

моделирование

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез и

обоснование.

Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.

Регулятивные УУД:

планирование своих

действий в

соответствии с

поставленной задачей;

прогнозирование

Включение в

систему знаний и

повторений.

Работа в паре.


Раскройте скобки и поставьте глаголы в будущее время. Должно получиться красивое стихотворение.


Мирно и радостно мы (жить),
Вместе (играть),
Крепко (дружить).
Мы (подарить) друг другу смех и цветы,
И (исполнить) в жизни все наши мечты!


- Что получилось? Проверьте. Прочитайте для всех это стихотворение.

Мирно и радостно мы будем жить,
Вместе будем играть,
Крепко будем дружить.
Мы подарим, друг другу смех и цветы,
И исполнятся в жизни все наши мечты!

- Объясните, как вы подбирали нужную форму глагола будущего времени?

- От глагола, отвечающего на вопрос: что делать? (жить, играть, дружить) образуется сложная форма будущего времени: будем жить, будем играть, будем дружить. От глагола, отвечающего на вопрос: что сделать? (подарить, исполнить) образуется простая форма будущего времени: подарим, исполнятся.


Познавательные

УУД:

моделирование

логической цепи

рассуждений,

доказательство,

выдвижение гипотез и

обоснование.

Коммуникативные

УУД:

инициативное

сотрудничество в

поиске и выборе

информации.

Регулятивные УУД:

планирование своих

действий в

соответствии с

поставленной задачей;

прогнозирование

Работа по учебнику

Страница 182, упр. 122

Познавательные УУД:

работа с информацией, анализ, выбор

-умение ориентироваться в своей системе знаний

Итог урока

Рефлексия.










Домашнее задание


Какую цель вы перед собой ставили?

  • Удалось ли достичь цели?

-Кто из вас смог сам открыть новое знание? Докажите.

  • Кто встретил трудности? В чем? Почему?

- Чему научились на уроке?

- Какое задание больше всего понравилось?




Стр. 182, упр. 123

Личностные УУД:

самоконтроль,

устанавливать связь

между целью

деятельности и её

результатом

Регулятивные УУД:

совместно с учителем

и одноклассниками

давать оценку своей

деятельности на

уроке


Коммуникативные

УУД:

строить

монологическое

высказывание,

умение с достаточной точностью выражать свои мысли

Выставление оценок Самооценка собственной деятельности на уроке

- С каким настроением вы уходите с урока?

Давайте поделимся своими впечатлениями.

Что вы сегодня открыли для себя?

Чем заинтересовались?

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.


  1. На уроке я работал

активно/пассивно

  1. Своей работой на уроке я

доволен/не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким/длинным

  1. За урок я

устал/не устал

  1. Моё настроение стало

лучше/хуже

  1. Материал урока был

понятен/не понятен


полезен/бесполезен


интересен/скучен

  1. Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным


интересным/ неинтересным

– Я тоже испытала радость оттого, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех за работу.

УУД:

совместно с учителем

и одноклассниками

давать оценку своей

деятельности на

уроке

Коммуникативные

УУД:

строить

монологическое

высказывание,

умение с достаточной точностью выражать свои мысли









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!