Обеспечение осуществления проекта
Определение методов, применяемых при работе над проектом
Методы, применяемые при выполнения проектов
Метод
Метод - это способ достижения цели исследования.
От выбора метода зависит возможность реализации проекта - получения результата.
Виды общих методов исследования
Эмпирические методы:
- Наблюдение - процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены.
- Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях.
- Метод мозгового штурма - разработка группой максимального количества возможных решений, оценка сделанных предложений проводится позднее.
Виды общих методов исследования
Теоретические методы:
- Индукция и дедукция – логические методы анализа данных.
- Анализ и синтез. По результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре анализируемого предмета или явления и наилучших способах обращения с ним или его использования.
- Метод аналогий: прямая аналогия, личностная.
- Моделирование - создание увеличенной или уменьшенной модели исследуемого объекта.
- Мысленный эксперимент.
Пример выбора методов
Цель и задачи проекта
Тема: «Создание электронного справочника «физика в лицах» в целях пропаганды научных знаний по истории открытий физических законов среди молодежи»
Цель работы:
Познакомиться с биографиями ученых-физиков и с научными открытиями в области физики, создать электронный справочник «Физика в лицах».
Задачи:
1. Изучить источники информации по данной теме;
2. Собрать, проанализировать, систематизировать и обобщить полученную информацию;
3. Познакомиться с биографиями и открытиями ученых - физиков;
4. Создать электронный справочник «Физика в лицах» с помощью языка программирования HTML.
Методы проекта
- Поиск информации и библиографический анализ материалов сети Internet, систематизация информации - индукция и дедукция, анализ и синтез.
- Оформление информации с применением ИКТ – язык гипертекстовой разметки HTML – моделирование, с применением языка HTML.
Практическая работа 3
Выбор методов работы над проектом
Сформулируйте цель и задачи проекта
Тема: «Микроволновая печь: за и против»
Цель
Задачи
Выяснить приносит микроволновая печь человеку пользу или вредит его здоровью
- Изучить историю создания микроволновой печи.
- Познакомиться с устройством и принципом работы печи.
- Изучить научные данные и факты, результаты клинических исследований по потреблению продуктов питания, приготовленных в микроволновых печах.
- Выяснить правила при работе с печью.
- Проанализировать полученные результаты и сделать вывод.
- Создать буклет: «Микроволновая печь: за и против»
Сформулируйте гипотезу проекта, предмет и объект
Тема: «Микроволновая печь: за и против»
Гипотеза
Предмет и объект
Микроволновая печь способна оказывать влияние на организм человека.
Предмет: микроволновая печь.
Объект: влияние работающей печи на здоровье человека
Методы работы над проектом
- Поиск, анализ и систематизация информации - индукция и дедукция, анализ и синтез.
- Оформление информации в форме буклета – творческие методы.
Цель и задачи проекта
Тема: ««Мыльный пузырь с точки зрения законов физики»
Цель
Задачи
изучить свойства мыльных пузырей с точки зрения законов оптики, механики и молекулярно – кинетической теории.
- Проанализировать научную литературу по изучаемой теме.
- Исследовать свойства мыльных пузырей, используя знания из оптики, механики и молекулярно – кинетической теории.
- Узнать сферы применения мыльного пузыря.
- Сделать выводы.
Гипотеза проекта, предмет и объект
Тема: «Мыльный пузырь с точки зрения законов физики»
Гипотеза
Предмет и объект
Мыльный пузырь переливается всеми цветами радуги из – за оптического явления - интерференции.
Форма мыльного пузыря – сфера, так как при этом он затрачивает минимум энергии на существование.
Объект : мыльный пузырь.
Предмет : свойства мыльных пузырей с точки зрения законов физики.
Методы работы над проектом
- Поиск, анализ и систематизация информации - индукция и дедукция, анализ и синтез.
- Исследовать свойства мыльных пузырей, используя знания из оптики, механики и молекулярно – кинетической теории – эксперимент, наблюдение.
Практическая работа 3
Метод мозгового штурма
Мозговой штурм –
это метод решения различных задач в группах.
Цель метода мозгового штурма: стимулировать к быстрому генерированию большого числа идей.
Пример : телепередачи «Что, где, когда?», «Брей -ринг» – примеры мозгового штурма, участники после обсуждения выдвигают одну версию из нескольких сгенерированных.
Этапы мозгового штурма
Первый этап. Создание банка идей.
Главная цель этапа — наработать как можно больше возможных идей решений.
В том числе тех, которые на первый взгляд кажутся «дикими».
Все идеи записываются!
Этапы мозгового штурма
- Второй этап. Анализ идей: все высказанные идеи группа рассматривает критически. Необходимо придерживаться правила: в каждой идее нужно найти что-то полезное, усовершенствовать идею, найти ей применение. Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и их озвучивает.
- В некоторых случаях может стоять цель: найти как можно больше решений, и тогда озвучиваются все полученные идеи.
Этапы мозгового штурма
- Третий этап. Обработка результатов.
- Группа отбирает 1 – 2 самых интересных решений и рассказывает о них.
- Возможны и другие варианты, например, группа отбирает самое практичное предложение и самое «дикое».
Правила мозгового штурма
- запрещается критиковать любую идею.
- приветствуются любые идеи, надо получить много идей.
- участники должны попытаться комбинировать или усовершенствовать идеи, предложенные другими.
Решить задачу методом мозгового штурма
- Аристотель утверждал, что если на кирпич, который падает с определенной скоростью, положить сверху другой кирпич, то верхний будет давить на нижний, и поэтому два кирпича должны падать быстрее, чем один. Согласны ли вы с этим рассуждением Аристотеля?
Решить задачу методом мозгового штурма
- Предложите способ, позволяющий в условиях невесомости перелить воду из одного сосуда в другой.