Ухват ________________ Решето _________________ Посох __________________ Бра́тина _________________ Корыто __________________ Лукошко __________________ Бурак __________________ | |
У́тварь – предметы, необходимые в обиходе, в какой-либо области жизни (от глагола творить, то есть делать, производить, создавать).
Решето́ - предмет хозяйственной утвари в виде деревянного обода, на который натянута сетка, служащая для просеивания муки и т. п.
По́сох - длинная трость, палка для опоры при ходьбе.
Бра́тина - деревянный резной ковш с одной или двумя ручками по бокам. Гости, пришедшие в дом, просили испить воды или кваса. Слово «бра́тина» происходит от слова «брата́ться» - становиться ближе. Другая версия – от слова «брать».
Корыто - предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота.
Луко́шко, лукно́ - круглая ёмкость с прямыми вертикальными стенками и плоским дном. Предназначена для сбора ягод, грибов, орехов, хранения сыпучих продуктов.
Бурак - сосуд из бересты с деревянным дном и крышкой. Использовался в быту для хранения сыпучих продуктов, для засолки грибов, для хранения жидкостей и мёда.
Ухва́т, рога́ч - ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков для еды, установки их в топку русской печи. Представляет собой металлическую рогатку, закреплённую на длинном черенке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проснулись до зари дед и бабка. Дед принёс дрова. Бабка растопила печку, чтобы испечь хлеба. Чтобы он получился вкусный и пышный, она просеяла муку с помощью ____________. После того, как хлеб был готов, старушка решила пойти на речку для того, чтобы постирать бельё и взяла с собой _____________. А дед отправился в лес по грибы да по ягоды, взяв с собой ______________.
Урок «В решете воду не удержишь»
Число, классная работа
Начинаем с презентации
-Все ли предметы на картине вам знакомы и знаете ли вы их названия?
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке?
- Посуда и предметы обихода, которые бытовали на Руси сильно отличались от современной. Честь и хвала нашим бабушкам и прабабушкам, именно они бережно сохранили и донесли до нас наследие предков. Хотите ли вы восстановить приблизительную картину быта тех времён, представить, как жили наши предки? Сегодня мы с вами побудем историками .
Сейчас ребята вам пояснят некоторые слова
Утварь
Решето
Посох
Братина
Корыто
Лукошко
Бурак
Сушествует устойчивое выражение « В решете воду не удержишь» Как вы это понимаете?
-Запишем это выражение. Носить воду в решете-терять время попусту.
Но есть еще выражение Чудо в решете. Все ли знакомы с этим выражением? Видео
Записать родственные слова. Решето,решётка,решение
-Что объединяет эти слова? -Когда не существовало никаких технологий как же люди выходили из положения? Какой материал брался за основу? (дерево)
-Берёза.Что мы можем о ней сказать? (символ России). Как назывался материал из березы?
Записать предложение
(Это то, чем люди пользовались в быту в древней Руси. Все они сделаны из дерева.)
- Береста еще убивала бактерии. И все продукты хранились гораздо дольше,чем в изделиях из другого дерева.
(Слайд старик и старуха)
- Давайте представим один день из жизни людей того времени. Кого вы видите на экране? Старуху их сказки О рыбаке и рыбке.
(распечатать на четверых)
Проснулись до зари дед и бабка. Дед принёс дрова. Бабка растопила печку, чтобы испечь хлеба. Чтобы он был вкусный и пышный, она просеяла муку с помощью ____________. После того, как хлеб был готов, старушка решила пойти на речку для того, чтобы постирать бельё и взяла с собой _____________. А дед отправился в лес по грибы да по ягоды, взяв с собой ______________.
-Неотъемлимой частью быта являлась ложка. Мастера использовали специальный инструмент ложкорез. Заготавливали из веток баклушки и ложка готова!Таким образом они отдыхали от работы на поле.
Запишем- Бить баклуши-ничего не делать
-А можно ли в печи приготовить кашу из деревянной посуды, как вы думаете?
-Как же люди обходились тогда? (глина).Но если доставать сваренный обед из печи, то можно же обжечься…
(ухват)
Он уже не полностью, как и ложкорез сделаны из дерева. Люди уже узнали, что такое железная руда и научились делать железо.
-Сейчас вы ходите с удобными рюкзаками и удобной обуви, а раньше и сумка была сделана из дерева и обувь.
-Сейчас у каждого из вашей группы есть задание. Нужно соединить стрелочками слово с его лексическим значением. Работаем дружно, но тихо.
-Что больше всего вам запомнилось?
У вас на обратной стороне листа изображение деревянной ложки. Вы сейчас все в роли мастера создайте рисунок своей ложки, которая покажет какое у вас осталось впечатление от урока.
Спасибо за урок! Всем спасибо за работу!
Решето
Решётка
Решение
Носить воду в решете-терять время попусту.
Бить баклуши-ничего не делать.