СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Типы речи. Лингвостилистический анализ текста.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет повторить имеющиеся в русском языке типы речи и их характерные признаки. Закрепить умение типологического анализа текста.

Просмотр содержимого документа
«Текст. Типы речи. Лингвостилистический анализ текста.»

 Тема: Текст. Типы речи. Лингвостилистический анализ текста  Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. (А.М. Горький)

Тема: Текст. Типы речи. Лингвостилистический анализ текста

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

(А.М. Горький)

Это текст? К ак вы считаете? А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья. Б) Иногда срывался шквал… В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

Это текст? К ак вы считаете?

  • А) А утром всё так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, брёвна и вырванные с корнем деревья.
  • Б) Иногда срывался шквал… В) Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.
- Какие признаки текста вам известны?  - Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев?  - Почему?  - Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте?  - Что такое абзацный зачин?  - Объясните постановку знаков препинания.  - Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

- Какие признаки текста вам известны? - Что такое абзац? Сколько в этом тексте абзацев? - Почему? - Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в тексте? - Что такое абзацный зачин? - Объясните постановку знаков препинания. - Определите тип речи и стиль текста. Докажите.

  — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

  — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

 Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

  — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

  — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях

(содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование   — это мир в движении  (один кадр сменяет другой)

Повествование   — это мир в движении

(один кадр сменяет другой)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

(А. И. Куприн)

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам , особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида ( приехал, увидел, разработал и т. д.).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам , особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида

( приехал, увидел, разработал и т. д.).

  — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

  — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир

Рассуждение — это мысли о мире,

а не сам мир

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным  словам , указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также  подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки ( для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам , указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки ( для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

К какому типу речи относятся следующие тексты? а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками. (И. С. Тургенев).

К какому типу речи относятся следующие тексты?

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окружённые разными постройками. (И. С. Тургенев).

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.   А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник. Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры. - Текст списать, расставить знаки препинания. - Назвать и доказать тип речи

Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст.

А) на третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1 – 2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Б) Через два – три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника.

В) Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят в воду комнатной температуры.

- Текст списать, расставить знаки препинания.

- Назвать и доказать тип речи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!