СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме:Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте. В помощь учителю для подготовки к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте»

Тема: Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте.

Цели:

образовательная: систематизировать знания о тексте как о произведении речи; познакомиться с основными видами информации в тексте; уметь различать стили и типы речи;

развивающая: развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом;

воспитательная: воспитывать повышение интереса к родному языку.

Планируемые результаты:

- знать, что такое текст;

- уметь находить тему, основную мысль текста;

- знать композиционные элементы текста;

- научиться выделять ключевые слова в тексте.


Ход урока

1. Организационный момент

2. Орфографический практикум на с. 23 пар.4

3. Мотивация. Тема, целеполагание

На доске записаны понятия: тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.

– Каким ключевым понятием можно объединить данные слова? (Понятием «текст».) 

- Попро­буйте распределить слова на группы.

- Что это будут за группы?

- Что вы помните о тексте?

- Какие понятия будут ключевыми на уроках изучения темы «Текст как речевое произведение. Виды информации в тексте»? (признаки текста, стили речи, типы речи — эти понятия будут ключевыми)


Признаки текста

Стили речи

Типы речи

Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения

Официально-деловой, публицистический

Рассуждение, повествование, описание

4. Работа по теме урока

Актуализация опорных знаний

– Что такое текст?

– По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

  1. – Назвать основные признаки текста. (Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

  2. Составление схемы (коллективно, письменно)

Запись в тетради. Признаки текста:

Текст


Информативность;


Смысловая и грамматическая связь(связность);


Завершенность;

Наличие главной мысли;


Смысловая цельность.



1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

– Какие типы речи вы знаете? (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?)

  1. – С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.) 

Изучение нового материала

Создавая текст, мы участвуем в коммуникативной ситуации. Она предполагает обязательное участие хотя бы двух коммуникантов. Мы общаемся для того, чтобы сообщить что-либо друг другу (даже когда мы говорим человеку: «Сегодня хорошая погода», мы сообщаем собеседнику не о том, что он и сам знает, а фактически заявляем, что мы хотим с ним говорить, т.е. создаем ситуацию общения).

Итак, каждый текст передает адресату определенную информацию.

Информативность – это одна из основных особенностей текста, которая представляет собой определённую смысловую и содержательную новизну для читателя.
Рассмотрим, какими могут быть типы информации в тексте.

5. Закрепление


Работа с текстом. Упр. 45 (по Л.М. Рыбченковой) Выполнить задания, ответить на вопросы.


6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Текст – речевое _______________, где мысль выражена _____________.

Текст состоит из ____________, связанных между собой ____________, основной мыслью и ________________.

Текст является результатом ____________ деятельности.

Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.
Текст состоит из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически.

Текст является результатом речевой деятельности.

6. Домашнее задание: пар.4(с.23-25), приведите примеры текстов описания, повествования и рассуждения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!