СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология уровневой дифференциации

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение технологии уровневой дифференциации в коррекционной школе.

Просмотр содержимого документа
«Технология уровневой дифференциации»

При обучении учащихся специальной (коррекционной) школой технология уровневой дифференциации имеет особое значение. Если в основу обучения положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.

На уроках в специальной школе применяются следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:

- групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);

- индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).

Дидактический материал разрабатывается по типологическим группам учащихся:

- группа 1 (учащиеся с отличным уровнем знаний и умений);

- группа 2 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);

- группа 3 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);

- группа 4 (учащиеся , не достигшие минимального уровня);

Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:

- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;

индивидуальных особенностей детей;

- особенностей общеобразовательного учреждения.

Виды материалов:

- тесты;

- карточки для самостоятельной работы.

Варианты дифференциации, применяемые на уроках:

- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);

- объединение учащихся в пары;

- индивидуальное обучение.

Использование уровневой дифференциации на уроках позволяет достичь следующих результатов:

- работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе;

- индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на обобщающих уроках.  Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, а в конце - определить уровень усвоения материала на уроке.  Способом контроля в условиях дифференцированного образования могут быть тесты с выбором ответов или карточки с заполнением пропусков.

Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

Важна проблема дифференцированного контроля знаний – желательно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой- отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН, при этом оценка должна быть "справедливой" в глазах ребенка.

Психические функции

Характер нарушений

Рекомендации приёмов работы

Эмоционально-волевая сфера

Заторможенность контакта вследствие эмоционально-волевой неустойчивости

Соблюдение охранительного режима (смена видов деятельности), информирование отрицательных поступков и переключение на другой вид деятельности, спокойный, ровный тон, дозирование учебной нагрузки для предупреждения нервного срыва (домашние задания), обучение нормам поведения, положительная оценка успехов ребёнка, включение ребёнка в значимую для него деятельность, регулирование поведения ребёнка через медикаментозное лечение, при возможности дополнительного отдыха обучающихся, воспитанников


Способность к волевому усилию

Снижение волевой

активности

В каждой деятельности необходима постановка доступных целей, выполнение задания по частям и по алгоритмам, обучение приемам самоконтроля и планирования деятельности, дозировка учебной нагрузки.

Внимание

Снижение всех видов внимания

Дозировка объёма, темпа нагрузки, предъявление инструкции доступной по объёму (1-2 действия) выполнение задания по частям и по алгоритму, исключение лишней наглядности не относящейся к теме, четкое проговаривание цели задания, темп, дозировка целей каждого этапа.

Механическая память

Снижение способности запоминания вследствие повышенной истощаемости

Использование приёмов зрительной опоры, дозировка объёма и темпа заученного материала, оценивание ответов детей в связи с дефектом.

Логическая память

Снижение способности запоминания вследствие логического мышления

Опора на алгоритмы. Выделение логического звена и вывода в тексте. Опора на громкое проговаривание. Логическая отработка учебного материала. Группировка материала на основе сходных признаков.

Мышление

Снижение способности к аналитической деятельности

Обучение приемам умственной работы: сравнение признаков группировки материала, логический анализ. Дозировка учебной нагрузки, поэтапное формирование умственных действий с опорой на алгоритм, опора на сохранные анализаторы.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

 1. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

2. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

3. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагогом и учениками.

Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы способствует повышению качества образования, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усиливается положительная мотивация к обучению, самооценка детей становится более реальной, слабые школьники чувствуют себя комфортно и могут проявить положительную динамику в обучении, более «сильные» учащиеся не перестают стараться. На уроках создаётся комфортная и благоприятная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.

На основании анализа усвоения программного материала учащимися условно выделены в следующие группы дифференцированного обучения.

Группы дифференцированного обучения.

Класс

Количество обучающихся

Группы дифференцированного обучения.

I группа

II группа

III группа

IV группа

8 учащихся

1

3

4


Согласно данным таблицы большинство учащихся с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи со стороны учителя. Такие дети затрудняются в установлении логических связей, нуждаются в дополнительном объяснении. Темп усвоения материала у них крайне низкий, действия необходимо постоянно корректировать.

У учащихся имеется недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Обучающиеся испытывают затруднения в овладении произвольными видами деятельности. Для них характерна быстрая утомляемость и низкая работоспособность.

Кратко данный класс можно охарактеризовать так: у всех учащихся наблюдаются речевые нарушения в различной степени: специфические расстройства развития речи и языка – 3, системное недоразвитие речи, дизартрия – 4. Системное недоразвитие речи и аграмматическая дисграфия – 2 учащийся. Двигательные нарушения – 4 учащихся, нарушение работоспособности – 8 учащихся, у них снижен темп работы, неустойчивое внимание, что также требует индивидуального подхода. У 2 учащихся периодически психические расстройства различной степени.

Все учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся, различные модификации методов и приемов обучения.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием. Ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и занятиям равнодушно, без интереса, а также если ребенку плохо в данном коллективе, если он зажат и эмоционально подавлен. Мотивация – это совокупность процессов, определяющих движение по направлению к поставленной цели, а также факторов (внешних и внутренних), которые влияют на активность или пассивность поведения.

Отношение школьников к учению определяется группой мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учением, овладением способом деятельности. Развитие мотивов зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.

Некоторые примеры дифференцированного подхода на уроках

Чтение.

1 уровень – Прочитай пословицу.

2 уровень – Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.

3 уровень – Подбери пословицу к произведению.

Математика.

1 уровень – начерти отрезок длиною 5 см.

2 уровень – Измерь длину данного отрезка и начерти на 2 см. длиннее

3 уровень – Начерти отрезок длина которого больше 5 см. и меньше 7 см.

Русский язык.

1 уровень – Прочитай и спиши предложение.

2 уровень – Спиши предложение и подчеркни гласные и согласные буквы.

3 уровень – Начерти схему предложения.

Математика.

1 уровень – напиши пропущенные цифры в числовом ряду.

2 уровень – напиши цифры в порядке убывания.

3уровень – увеличь цифры на 2

Математика.

1 уровень – выполни вычисления: 2+5; 4+3; 1+9;

2 уровень – выполни вычисления: 1+6+4; 2-1+8; 3+7-10

3 уровень – выполни вычисления: (1+4)-3; 11-(5+5); 15-(10-6)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!