При обучении учащихся специальной (коррекционной) школой технология уровневой дифференциации имеет особое значение. Если в основу обучения положить личностно-ориентированный подход к детям и на основе этого рассматривать и применять формы и методы дифференцированного обучения, то это позволит повысить качество знаний учащихся, будет способствовать достижению творческой, продуктивной деятельности, удовлетворенности учащимися с нарушением интеллекта образовательным процессом.
На уроках в специальной школе применяются следующие дифференцированные формы учебной деятельности учащихся:
- групповая дифференцированная (учащиеся одной группы выполняют задание коллективно, затем организуется отчет каждой группы);
- индивидуальная дифференцированная (учащиеся выполняют задания индивидуально, и оценивается работа каждого учащегося).
Дидактический материал разрабатывается по типологическим группам учащихся:
- группа 1 (учащиеся с отличным уровнем знаний и умений);
- группа 2 (учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений);
- группа 3 (учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений);
- группа 4 (учащиеся , не достигшие минимального уровня);
Разработка дидактического материала выстраивается с учётом:
- возрастных психологических особенностей детей с нарушением интеллекта;
индивидуальных особенностей детей;
- особенностей общеобразовательного учреждения.
Виды материалов:
- тесты;
- карточки для самостоятельной работы.
Варианты дифференциации, применяемые на уроках:
- объединение учащихся в малые группы (3-4 человека);
- объединение учащихся в пары;
- индивидуальное обучение.
Использование уровневой дифференциации на уроках позволяет достичь следующих результатов:
- работа в малых группах и парах развивает творческие способности учащихся, развивает уверенность учащихся в себе, ученик находит своё место в коллективе;
- индивидуальное обучение учащихся формирует творческие способности и приобретение навыков самообразования; совершенствует знания, умения и навыки, развивает личностные качества детей.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на обобщающих уроках. Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, а в конце - определить уровень усвоения материала на уроке. Способом контроля в условиях дифференцированного образования могут быть тесты с выбором ответов или карточки с заполнением пропусков.
Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.
Важна проблема дифференцированного контроля знаний – желательно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой- отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН, при этом оценка должна быть "справедливой" в глазах ребенка.
Психические функции | Характер нарушений | Рекомендации приёмов работы |
Эмоционально-волевая сфера | Заторможенность контакта вследствие эмоционально-волевой неустойчивости | Соблюдение охранительного режима (смена видов деятельности), информирование отрицательных поступков и переключение на другой вид деятельности, спокойный, ровный тон, дозирование учебной нагрузки для предупреждения нервного срыва (домашние задания), обучение нормам поведения, положительная оценка успехов ребёнка, включение ребёнка в значимую для него деятельность, регулирование поведения ребёнка через медикаментозное лечение, при возможности дополнительного отдыха обучающихся, воспитанников |
Способность к волевому усилию | Снижение волевой активности | В каждой деятельности необходима постановка доступных целей, выполнение задания по частям и по алгоритмам, обучение приемам самоконтроля и планирования деятельности, дозировка учебной нагрузки. |
Внимание | Снижение всех видов внимания | Дозировка объёма, темпа нагрузки, предъявление инструкции доступной по объёму (1-2 действия) выполнение задания по частям и по алгоритму, исключение лишней наглядности не относящейся к теме, четкое проговаривание цели задания, темп, дозировка целей каждого этапа. |
Механическая память | Снижение способности запоминания вследствие повышенной истощаемости | Использование приёмов зрительной опоры, дозировка объёма и темпа заученного материала, оценивание ответов детей в связи с дефектом. |
Логическая память | Снижение способности запоминания вследствие логического мышления | Опора на алгоритмы. Выделение логического звена и вывода в тексте. Опора на громкое проговаривание. Логическая отработка учебного материала. Группировка материала на основе сходных признаков. |
Мышление | Снижение способности к аналитической деятельности | Обучение приемам умственной работы: сравнение признаков группировки материала, логический анализ. Дозировка учебной нагрузки, поэтапное формирование умственных действий с опорой на алгоритм, опора на сохранные анализаторы. |
Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
1. Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
2. Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
3. Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения педагогом и учениками.
Таким образом, применение технологии уровневой дифференциации, как механизма достижения образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной) школы способствует повышению качества образования, внедрению и реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Усиливается положительная мотивация к обучению, самооценка детей становится более реальной, слабые школьники чувствуют себя комфортно и могут проявить положительную динамику в обучении, более «сильные» учащиеся не перестают стараться. На уроках создаётся комфортная и благоприятная атмосфера, располагающая к совместной деятельности педагога и учащихся.
На основании анализа усвоения программного материала учащимися условно выделены в следующие группы дифференцированного обучения.
Группы дифференцированного обучения.
Класс | Количество обучающихся | Группы дифференцированного обучения. |
I группа | II группа | III группа | IV группа |
6Б | 8 учащихся | 1 | 3 | 4 | |
Согласно данным таблицы большинство учащихся с трудом усваивают программный материал, нуждаются в разнообразных видах помощи со стороны учителя. Такие дети затрудняются в установлении логических связей, нуждаются в дополнительном объяснении. Темп усвоения материала у них крайне низкий, действия необходимо постоянно корректировать.
У учащихся имеется недостаток знаний и представлений об окружающей действительности, учебных навыков для усвоения программного школьного материала. Обучающиеся испытывают затруднения в овладении произвольными видами деятельности. Для них характерна быстрая утомляемость и низкая работоспособность.
Кратко данный класс можно охарактеризовать так: у всех учащихся наблюдаются речевые нарушения в различной степени: специфические расстройства развития речи и языка – 3, системное недоразвитие речи, дизартрия – 4. Системное недоразвитие речи и аграмматическая дисграфия – 2 учащийся. Двигательные нарушения – 4 учащихся, нарушение работоспособности – 8 учащихся, у них снижен темп работы, неустойчивое внимание, что также требует индивидуального подхода. У 2 учащихся периодически психические расстройства различной степени.
Все учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся, различные модификации методов и приемов обучения.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием. Ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и занятиям равнодушно, без интереса, а также если ребенку плохо в данном коллективе, если он зажат и эмоционально подавлен. Мотивация – это совокупность процессов, определяющих движение по направлению к поставленной цели, а также факторов (внешних и внутренних), которые влияют на активность или пассивность поведения.
Отношение школьников к учению определяется группой мотивов, которые заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учением, овладением способом деятельности. Развитие мотивов зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, и от уровня содержания и организации учебного процесса.
Некоторые примеры дифференцированного подхода на уроках
Чтение.
1 уровень – Прочитай пословицу.
2 уровень – Выбери из данных пословиц ту, которая подходит к произведению.
3 уровень – Подбери пословицу к произведению.
Математика.
1 уровень – начерти отрезок длиною 5 см.
2 уровень – Измерь длину данного отрезка и начерти на 2 см. длиннее
3 уровень – Начерти отрезок длина которого больше 5 см. и меньше 7 см.
Русский язык.
1 уровень – Прочитай и спиши предложение.
2 уровень – Спиши предложение и подчеркни гласные и согласные буквы.
3 уровень – Начерти схему предложения.
Математика.
1 уровень – напиши пропущенные цифры в числовом ряду.
2 уровень – напиши цифры в порядке убывания.
3уровень – увеличь цифры на 2
Математика.
1 уровень – выполни вычисления: 2+5; 4+3; 1+9;
2 уровень – выполни вычисления: 1+6+4; 2-1+8; 3+7-10
3 уровень – выполни вычисления: (1+4)-3; 11-(5+5); 15-(10-6)