СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества как эффективный метод активизации.»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.   Мирошниченко Лилия Евгеньевна учитель начальных классов МБОУ «СШ №34»

Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.

Мирошниченко Лилия Евгеньевна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №34»

Педагогику сотрудничества надо рассматривать  как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии . Целевыми ориентациями данной технологии являются: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно – личностный подход к ребёнку  Единство обучения и воспитания

Педагогику сотрудничества

надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии .

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  • Гуманно – личностный подход к ребёнку
  • Единство обучения и воспитания
« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле».  (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) Сотрудничество  — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

  • Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Классификационные характеристики - по уровню применения - общепедагогическая технология; - по философской основе - гуманистическая; - по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная; - по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая; - по типу управления: система малых групп; - по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная; - по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;

Классификационные характеристики

  • - по уровню применения - общепедагогическая технология;
  • - по философской основе - гуманистическая;
  • - по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
  • - по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
  • - по типу управления: система малых групп;
  • - по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
  • - по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА    Обучающиеся работают в группах состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа .

ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

  • Обучающиеся работают в группах состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
  • Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
  • Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды.
  • Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа .
Основные варианты организации технологии сотрудничества « Обучение в команде » - STL (Student Team Learning) « Ажурная пила » - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном « Учимся вместе » - Learning Together - (университет штата Миннесота)

Основные варианты организации технологии сотрудничества

  • « Обучение в команде » - STL (Student Team Learning)
  • « Ажурная пила » - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном
  • « Учимся вместе » - Learning Together - (университет штата Миннесота)
1. Обучение в команде Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся. Группа получает задание. Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке». Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой. Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание.

1. Обучение в команде

  • Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся.
  • Группа получает задание.
  • Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке».
  • Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
  • Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание.
2. «Ажурная пила»   Материал делим на логические или смысловые части. Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию. «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию. Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу. Отчитывается каждый и вся команда в целом. Учитель может спросить одного по любому вопросу. Оценка общая на группу.

2. «Ажурная пила»

  • Материал делим на логические или смысловые части.
  • Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию.
  • «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию.
  • Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу.
  • Отчитывается каждый и вся команда в целом.
  • Учитель может спросить одного по любому вопросу.
  • Оценка общая на группу.
3. «Учимся вместе»   Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса. Внутри группы распределяются роли в выполнении задания. В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.

3. «Учимся вместе»

  • Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса.
  • Внутри группы распределяются роли в выполнении задания.
  • В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.
Основные идеи всех вариантов:    Общность цели и задач;  Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;  В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;  Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;  Возможность совершенствовать свои собственные достижения.

Основные идеи всех вариантов:

  • Общность цели и задач;
  • Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
  • В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;
  • Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;
  • Возможность совершенствовать свои собственные достижения.
Преимущества:   1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю. 2.Учатся самостоятельно добывать знания. 3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать. 4.Развиваются коммуникативные умения. 5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Преимущества:

1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.

2.Учатся самостоятельно добывать знания.

3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.

4.Развиваются коммуникативные умения.

5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

ЭТАПЫ  СОТРУДНИЧЕСТВА  1-й этап  начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.  2-й этап: парная работа  3-й этап: групповая работа

ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

  • 1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.
  • 2-й этап: парная работа
  • 3-й этап: групповая работа
Работа в парах    Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока. При освоении работы в парах выделяют три этапа: 1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения; 2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога; 3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.

Работа в парах

Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.

При освоении работы в парах выделяют три этапа:

  • 1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения;
  • 2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
  • 3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности.  Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.  Развитие умений успешного общения.  Совершенствование межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы

  • Активизация познавательной деятельности.
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
  • Развитие умений успешного общения.
  • Совершенствование межличностных отношений в классе.
Правила организации групповой работы   Говори спокойно и ясно. Говори только по делу.  Говори по очереди. Реагируй жестами и знаками. Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего. Убедись, что в разговоре участвует каждый. Обращайся к другу по имени.

Правила организации групповой работы

  • Говори спокойно и ясно.
  • Говори только по делу.
  • Говори по очереди.
  • Реагируй жестами и знаками.
  • Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  • Обращайся к другу по имени.
Плюсы и минусы групповой работы Минусы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивация Снижается уровень тревожности учащихся В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. Улучшается психологический климат в классе Групповой работе надо сначала научить Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный

Плюсы и минусы групповой работы

Минусы

Плюсы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Выводы групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни; улучшается успеваемость; формируется мотивация учения и обучения; научить можно каждого; соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя; укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в коллективе;

Выводы

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • научить можно каждого;
  • соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя;
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе;
появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;  порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища; реализуется принцип деятельности; достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала; обеспечивается единство воспитания и обучения; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; минимальный объем домашнего задания; упрощается процедура проверки работ.
  • появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
  • ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
  • порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
  • реализуется принцип деятельности;
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала;
  • обеспечивается единство воспитания и обучения;
  • между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
  • минимальный объем домашнего задания;
  • упрощается процедура проверки работ.
  «Помогая другим, учимся сами!» Девиз технологии сотрудничества:

«Помогая другим,

учимся сами!»

Девиз технологии сотрудничества:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!