Просмотр содержимого документа
«Технология сотрудничества как эффективный метод активизации.»
Технология сотрудничества как эффективный метод активизации творческой деятельности обучающихся и учителя.
Мирошниченко Лилия Евгеньевна
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №34»
Педагогику сотрудничества
надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии .
Целевыми ориентациями данной технологии являются:
- Переход от педагогики требований к педагогике отношений
- Гуманно – личностный подход к ребёнку
- Единство обучения и воспитания
« Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». (Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)
- Сотрудничество — это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
Классификационные характеристики
- - по уровню применения - общепедагогическая технология;
- - по философской основе - гуманистическая;
- - по ориентации на личностные структуры - всесторонне гармоничная;
- - по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая;
- - по типу управления: система малых групп;
- - по подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная;
- - по преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая;
ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
- Обучающиеся работают в группах состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.
- Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.
- Члена группы который должен отчитаться за задание, может выбрать учитель или член команды.
- Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания сколько усилия обучающихся и совместная работа .
Основные варианты организации технологии сотрудничества
- « Обучение в команде » - STL (Student Team Learning)
- « Ажурная пила » - Jigsaw – разработана Э. Аронсоном
- « Учимся вместе » - Learning Together - (университет штата Миннесота)
1. Обучение в команде
- Делим класс на разноуровневые группы из 4-х учащихся.
- Группа получает задание.
- Задание распределяют на каждого по частям, либо выполняют по «вертушке».
- Задание объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
- Общее обсуждение в классе или индивидуальный тест на проверку и понимание.
2. «Ажурная пила»
- Материал делим на логические или смысловые части.
- Каждый получает свою часть, изучает и становится «экспертом» по своему заданию.
- «Встреча экспертов» из разных команд, но по одинаковому заданию.
- Возвращение «экспертов» и обучение друг друга по всему материалу.
- Отчитывается каждый и вся команда в целом.
- Учитель может спросить одного по любому вопросу.
- Оценка общая на группу.
3. «Учимся вместе»
- Одно задание на группу, является подзаданием общей темы класса.
- Внутри группы распределяются роли в выполнении задания.
- В результате работы всех групп достигается усвоение всего материала.
Основные идеи всех вариантов:
- Общность цели и задач;
- Индивидуальная ответственность и равные возможности успеха;
- В основе лежит именно сотрудничество, а не соревнование;
- Успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу;
- Возможность совершенствовать свои собственные достижения.
Преимущества:
1.Учащиеся выясняют друг у друга все, что неясно и вместе не боятся обратиться за помощью к учителю.
2.Учатся самостоятельно добывать знания.
3.Формируют свою точку зрения и учатся ее отстаивать.
4.Развиваются коммуникативные умения.
5.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
ЭТАПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
- 1-й этап начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или не согласия.
- 2-й этап: парная работа
- 3-й этап: групповая работа
Работа в парах
Работа в парах является основой для организации устно-самостоятельной работы. В 1 классе работа в паре не превышает 10-15 мин, во 2 классе- более половины урока.
При освоении работы в парах выделяют три этапа:
- 1-й-организация социальной деятельности учителя и ребёнка, где учитель передаёт навыки социального общения;
- 2-й-демонстрация учителем способов организации деятельности; взаимодействие обучающихся при руководящей роли педагога;
- 3-й-самостоятельная деятельность детей по закреплению пройденного.
Задачи групповой работы
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения.
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
Правила организации групповой работы
- Говори спокойно и ясно.
- Говори только по делу.
- Говори по очереди.
- Реагируй жестами и знаками.
- Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего.
- Убедись, что в разговоре участвует каждый.
- Обращайся к другу по имени.
Плюсы и минусы групповой работы
Минусы
Плюсы
- Повышается учебная и познавательная мотивация
- Снижается уровень тревожности учащихся
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе
- Групповой работе надо сначала научить
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
- Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
- Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный
Выводы
- групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
- улучшается успеваемость;
- формируется мотивация учения и обучения;
- научить можно каждого;
- соблюдается дифференцированный подход; работа в группе помогает ребенку проявить себя;
- укрепляется дружба;
- улучшаются межличностные отношения;
- устанавливается психологический комфорт в коллективе;
- появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;
- ребята убеждаются в ценности взаимопомощи;
- порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища;
- реализуется принцип деятельности;
- достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний; учащиеся усваивают больший объем материала;
- обеспечивается единство воспитания и обучения;
- между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;
- минимальный объем домашнего задания;
- упрощается процедура проверки работ.
«Помогая другим,
учимся сами!»
Девиз технологии сотрудничества: