Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления на уроках литературы»
Мастер-класс
Фисенко Аллы Алексеевны, учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 2
Тема мастер-класса
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Современные школьники –
поколение Z
Учителя – Ученики
ЧТО делать?
Учителя бьют тревогу: школьники не могут сосредоточиться, воспринимать длинные тексты, углубляться в суть, имеют низкий коэффициент усвоения знаний.
Им не под силу прочитать «Войну и мир» даже по главам. Они неспособны конспектировать, написать реферат, не задумываются, что при решении задачи не может получиться 2,5 человека, а из 8 км невозможно вычесть 3 часа.
При выполнении домашних заданий стараются воспользоваться всевозможными дайджестами, готовыми сочинениями, решебниками.
- Почему в России детское чтение – это проблема только учителей и библиотекарей?
- Почему в Великобритании, Франции и Германии детское чтение – общезначимое дело?
- Почему в Германии в школах вводят ежедневные уроки обязательного чтения?
- Почему французские социологи обеспокоены тем, чтобы характер юношей формировался национальной классической литературой ?
- Почему Великобритания усиливает репрессии против тех школ, которые из рук вон плохо влияют на формирование детского чтения?
Итак …
чтение хорошей литературы помогает восстанавливать разрушенные смысловые связи и увидеть целостные картины вместо мозаичных,
чтение классического произведения - один из способов формирования целостного , не фрагментарного (клипового) восприятия мира , которое является защитным экраном на пути манипуляции сознанием с экрана телевизионного.
Мозговой штурм
оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике
Как составить кластер?
Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Тонкие
вопросы
Толстые
Кто...?
вопросы
Что...?
Дайте три объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Когда...?
Как звать...?
Почему, вы думаете...?
Было ли...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Согласны ли вы ...?
Верно ли ...?
Приём «Синквейн»
- Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».
- Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк
Синквейн
1 строка - 1 существительное (тема)
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающие тему)
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
4 строка - предложение (отношение к теме)
5 строка - 1 слово-резюме (синоним те мы)
Мозговой штурм
оперативный метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество решений задачи, в том числе самые фантастические и глупые. Затем из полученных вариантов выбираются самые лучшие решения, которые могут быть использованы на практике
Благодарю за внимание!