СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектного обучения в формировании компетенций обучающихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной статьи является рассмотрение возможности организации проектной деятельности обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Технология проектного обучения в формировании компетенций обучающихся (из опыта работы)»

Статья:
Технология проектного обучения в формировании компетенций обучающихся
(из опыта работы)

Аннаева Мая Аннаяровна - учитель начальных классов, высшая категория,
МБОУ «Луховицкий лицей»


Изменение последних лет в мире затронули и образование. Модернизация в образовании, преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения, новые идеи, реформы изменили подходы к образовательному процессу. Введение в действие Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения внесло существенные изменения, как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений.
Современное общество нуждается не столько в обученных, сколько в социально-адаптированных, конкурентоспособных, творческих личностях.
Современный стандарт образования выдвигает новые требования и к уровню подготовки будущих выпускников к реалиям современного мира. Обществу требуются грамотные люди, способные решать производственные и государственные проблемы.
Главным является не только способность обучающихся грамотно писать, читать, выполнять математические вычисления, владеть теоретическими знаниями, но и формирование метапредметных умений.На реализацию целей, определённых ФГОС НОО, нацелены современные технологии организации учебного процесса, среди них и проектная деятельность.Современная педагогическая наука проектно-творческой деятельности уделяется большое внимание. Следует отметить научные труды П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко и других.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и другие
Значение проектной деятельности для достижения младшими школьниками планируемых результатоврассматривали Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и другие.
Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, следует обратить внимание, что авторы рассматривают общие вопросы использования проектной технологии при организации учебного процесса, при этом отсутствует система методических рекомендаций по организации проектной работы на технологии в начальной школе при проведении уроков, а так же во внеурочной деятельности.
Возникшее противоречие объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы организации проектной деятельности младших школьников по технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Цель статьи: рассмотреть возможность организации проектной деятельности обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях.
Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: содержание проектной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить значение проектной деятельности обучающихся для достижения планируемых результатов.
2. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что проведенное нами исследование выявит достоинства проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается каждым педагогом современной школы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание учебных предметов и во внеурочной деятельности.
Суть проектной деятельности остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Метод проектов:
-  это способ достижения дидактической цели, при котором знания и умения обучающиеся приобретают самостоятельно в процессе детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом;
-  это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков;
- это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Определить организационно-педагогическиеусловия реализацииразработанной модели организацииобразовательной среды школы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированныхтехнологий, в основе которой лежит развитиепознавательных навыков обучающихся, умений самостоятельноконструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы обучающегося, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для обучающегося  – это возможность   творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планированиедействий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условиитесного взаимодействия.
Виды проектов: учебный, практико–ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроекты  и межпредметные. 
Проекты могут различаться и по характеруконтактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини–проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Годичные проекты .



Особенности организации проектной деятельности на уроках родного русского языка

Работая над проектами, учитель использует различные методы работы:
словесные, наглядные , практические методы и т. д.
Рассмотрим краткосрочный проект.
Тема: «Во что одев
ались в старину. Проект «Словарь в картинках»
Тип урока: 
конструирование способа действия (краткосрочный проект).
Цель урока-проекта: формирование умения у обучающихся приобретать знания самостоятельно и применять их для решения новых познавательных и практических задач в ходе краткосрочного проекта.
В 1 классе после прохождения темы «Особенности оформления книг в Древней Руси» детям предлагается практическая работа «Оформление буквиц и заставок».
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.
Отличительная особенность в том, что сначала обучающиеся закрепили все свои знания информацией из рубрики «Из истории языка», а затем была предложена практическая работ.
После прохождения темы «Во что одевались люди в старину» предлагается краткосрочный проект «Словарь в картинках».
Во втором классе работа с проектами продолжается в рамках изучения раздела «Русский язык. Прошлое и настоящее», предлагаются следующие темы: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи самоваров в России», «Почему это так называется».
1. Подготовь сообщение «Секреты семейной кухни». Расспроси маму, бабушку или других родственников, есть ли в вашей семье какой-нибудь старинный рецепт приготовления горячего блюда. Запиши, в чём его особенность.
2. Подготовь короткое сообщение «Музеи самоваров в России». Такие музеи есть в Туле, в Касимове, в Городце и других городах.
Весь материал для проектов изучается на уроках родного (русского языка). Детям предлагается углубить свои знания по интересующей теме,используя любые источники.
После изучения раздела «Язык в действии» предлагается практическая работа "Учимся читать фрагменты стихов и сказок", в которых есть слова с необычным произношением и ударением.
Итоговая творческая проверочная работа имеет название «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году».
Обучающимся предлагают представить свою работу в форме устного ответа как жанра монологической устной учебно-научной речи.
В 3 классе обучающимся предлагается представить проектное задание или мини-исследование. Вот приблизительные темы.
1. Подготовь небольшое сообщение «Петровские дубы». В России растёт несколько старинных дубов, которые называют петровскими. Сколько их? Где они растут? Почему так называются? Есть ли ещё дубы, которым даны чьи-то имена?
2. Подготовь сообщение «Любимые места» о месте, в котором ты живёшь или в котором тебе пришлось побывать. Напиши, чем оно знаменито и чем дорого именно тебе.
В 4 классе предлагаются следующие виды проектов:
1. Найди во фразеологическом словаре фразеологизмы со словами лиса, волк и собака. Определи, какое из этих слов чаще встречаетсяво фразеологизмах.
2. Сравни толкование двух слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре.
Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи, с чем одним из аспектов современного образования является развитие ключевых компетенций по средствам вовлечение младших обучающихся в проектную деятельность. Организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Проектная деятельность– деятельность, в процессе которой у обучающихся происходит:
- осознание проблемной области;
- построение алгоритма обдумывания;
- выработка идей, вариантов, альтернатив;
- выбор оптимального решения;
- разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; 
- самоконтроль деятельности, при необходимости – коррекция;
- испытание изделия;
- самооценка;
- защита проекта.
Проведя теоретический анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, достаточно сложным для овладения младшими обучающимися, поэтому необходимо помочь учителям адаптировать такой вид деятельности под возрастные особенности младших обучающихся.
В своей работе я стараюсь учесть все особенности проектной деятельности в начальных классах.

Список источников
1. Байбородова, Л.В.  
Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие
для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. -
М. : Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
2. Байбородова, Л.В. 
Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.;
Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.- №2. - С.94 - 117.
3. Городилина, Т.В. 
Проектная деятельность как метод развития самосознания и
коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в
системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В.
Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.
4. Кадыкова, О.М. 
Общешкольный проект - основа механизма управления проектно-
исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова
// Эксперимент и инновации в школе. - 2013.
5. Казачкова, М.Б.  
Проектный метод как средство повышения качества образования
/ М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. - 2013.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!