Статья:
Технология проектного обучения в формировании компетенций обучающихся (из опыта работы)
Аннаева Мая Аннаяровна - учитель начальных классов, высшая категория,
МБОУ «Луховицкий лицей»
Изменение последних лет в мире затронули и образование. Модернизация в образовании, преобразование системы обучения и воспитания подрастающего поколения, новые идеи, реформы изменили подходы к образовательному процессу. Введение в действие Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения внесло существенные изменения, как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений.
Современное общество нуждается не столько в обученных, сколько в социально-адаптированных, конкурентоспособных, творческих личностях.
Современный стандарт образования выдвигает новые требования и к уровню подготовки будущих выпускников к реалиям современного мира. Обществу требуются грамотные люди, способные решать производственные и государственные проблемы.
Главным является не только способность обучающихся грамотно писать, читать, выполнять математические вычисления, владеть теоретическими знаниями, но и формирование метапредметных умений.На реализацию целей, определённых ФГОС НОО, нацелены современные технологии организации учебного процесса, среди них и проектная деятельность.Современная педагогическая наука проектно-творческой деятельности уделяется большое внимание. Следует отметить научные труды П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко и других.
Изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, В.А. Сластенин, С. Т. Шацкий, Н. А. Щукина и другие
Значение проектной деятельности для достижения младшими школьниками планируемых результатоврассматривали Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и другие.
Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, следует обратить внимание, что авторы рассматривают общие вопросы использования проектной технологии при организации учебного процесса, при этом отсутствует система методических рекомендаций по организации проектной работы на технологии в начальной школе при проведении уроков, а так же во внеурочной деятельности.
Возникшее противоречие объясняет актуальность проблемы исследования, заключающейся в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы организации проектной деятельности младших школьников по технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Цель статьи: рассмотреть возможность организации проектной деятельности обучающихся на уроках и на внеурочных занятиях.
Объект исследования: проектная деятельность обучающихся.
Предмет исследования: содержание проектной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы определить значение проектной деятельности обучающихся для достижения планируемых результатов.
2. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что проведенное нами исследование выявит достоинства проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается каждым педагогом современной школы. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание учебных предметов и во внеурочной деятельности.
Суть проектной деятельности остается прежней - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Метод проектов:
- это способ достижения дидактической цели, при котором знания и умения обучающиеся приобретают самостоятельно в процессе детальной разработки проблемы, которая должна завершиться реальным результатом, оформленным тем или иным образом;
- это образовательная технология, нацеленная на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков;
- это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.
Задачи проекта:
1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.
2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.
3. Опре делить орга низационно-педа гогическиеусло вия реал изацииразр аботанной модели орга низацииобра зовательной среды школы.
Метод прое кта – это одна из личн остно-орие нтированныхтехн ологий, в основе кото рой лежит разв итиепозн авательных навы ков обучающ ихся, умений само стоятельноконс труировать свои знания, орие нтироваться в инфо рмационном прос транстве, разв итие крит ического и твор ческого мышл ения.
Проект - это спец иально орга низованный учит елем и само стоятельно выпо лняемый детьми комп лекс дейс твий по реше нию субъ ективно знач имой проб лемы обучающегося, заве ршающийся созд анием прод укта и его пред ставлением в рамках устной или пись менной през ентации.
Прое ктная деят ельность обуч ающихся – это совм естная учебно-позн авательная, твор ческая или игро вая деят ельность, имею щая общую цель, согл асованные методы, спос обы деят ельности, напр авленная на дост ижение общего резу льтата.
Любой учеб ный проект имеет два аспекта:
для обучающегося – это возм ожность твор ческой деят ельности, напр авленной на реше ние инте ресной для себя или группы детей проб лемы, резу льтаты кото рой можно пред ставить в любой само стоятельно выбр анной форме;
для учит еля – это важное дида ктическое сред ство, позв оляющее влиять на разв итие ребе нка в ходе позн ания.
Работа по методу прое ктов пред полагает не только нали чие и осоз нание какой-то проб лемы, но и проц есс ее раск рытия, решения, что вклю чает четкое план ированиедейс твий, нали чие замы сла или гипо тезы реше ния этой проб лемы, четкое расп ределение (если имее тся в виду груп повая работа) ролей, т.е. зада ний для кажд ого учас тника при усло виитесн ого взаи модействия.
Виды прое ктов: учеб ный, прак тико–орие нтированный, иссл едовательский, инфо рмационный, твор ческий, ролевой.
По комп лексности (иначе говоря, по пред метно – соде ржательной области) можно выде лить два типа прое ктов: моно проекты и межп редметные.
Прое кты могут разл ичаться и по хара ктеруконт актов между учас тниками. Они могут быть: внут риклассными; внут ришкольными; реги ональными; межр егиональными; межд ународными.
Клас сификация прое ктов по прод олжительности.
Мини–прое кты могут укла дываться в один урок или менее.
Крат косрочные прое кты треб уют выде ления 4 – 6 уроков.
Неде льные прое кты выпо лняются в груп пах в ходе прое ктной недели.
Годи чные прое кты .
Особенности организации проектной деятельности на уроках родного русского языка
Работая над проектами, учитель использует различные методы работы:
словесные, наглядные , практические методы и т. д.
Рассмотрим краткосрочный проект.
Тема: «Во что одев ались в старину. Проект «Слов арь в карт инках»
Тип урока: конс труирование спос оба дейс твия (крат косрочный проект).
Цель урока-проекта: форм ирование умения у обучающ ихся прио бретать знания само стоятельно и прим енять их для реше ния новых позн авательных и прак тических задач в ходе крат косрочного проекта.
В 1 классе после прохождения темы «Особенности оформления книг в Древней Руси» детям предлагается практическая работа «Оформление буквиц и заставок».
Красиво и крупно нарисуй на листе бумаги любую букву современного алфавита: у тебя должна получиться буквица. Это может быть первая буква твоего имени, фамилии или любая другая буква.
Отли чительная особ енность в том, что снач ала обуч ающиеся закр епили все свои знания инфо рмацией из рубр ики «Из исто рии языка», а затем была пред ложена прак тическая работ.
После прох ождения темы «Во что одев ались люди в старину» пред лагается крат косрочный проект «Слов арь в карт инках».
Во втором классе работа с прое ктами прод олжается в рамках изуч ения разд ела «Русс кий язык. Прош лое и наст оящее», пред лагаются след ующие темы: «Секр еты семе йной кухни», «Инте ресная игра», «Музеи само варов в России», «Почему это так назы вается».
1. Подг отовь сооб щение «Секр еты семе йной кухни». Расс проси маму, бабу шку или других родс твенников, есть ли в вашей семье какой-нибудь стар инный рецепт приг отовления горя чего блюда. Запиши, в чём его особ енность.
2. Подг отовь коро ткое сооб щение «Музеи само варов в России». Такие музеи есть в Туле, в Каси мове, в Горо дце и других городах.
Весь мате риал для прое ктов изуч ается на уроках родн ого (русс кого языка). Детям пред лагается углу бить свои знания по инте ресующей теме,испо льзуя любые исто чники.
После изуч ения разд ела «Язык в дейс твии» пред лагается прак тическая работа "Учимся читать фраг менты стихов и сказок", в кото рых есть слова с необ ычным прои зношением и удар ением.
Итог овая твор ческая пров ерочная работа имеет назв ание «Что мне больше всего понр авилось на уроках русс кого родн ого языка в этом году».
Обуч ающимся пред лагают пред ставить свою работу в форме устн ого ответа как жанра моно логической устной учебно-науч ной речи.
В 3 классе обуч ающимся пред лагается пред ставить прое ктное зада ние или мини-иссл едование. Вот приб лизительные темы.
1. Подг отовь небо льшое сооб щение «Петр овские дубы». В России растёт неск олько стар инных дубов, кото рые назы вают петр овскими. Скол ько их? Где они растут? Почему так назы ваются? Есть ли ещё дубы, кото рым даны чьи-то имена?
2. Подг отовь сооб щение «Люби мые места» о месте, в кото ром ты живёшь или в кото ром тебе приш лось побы вать. Напиши, чем оно знам енито и чем дорого именно тебе.
В 4 классе пред лагаются след ующие виды прое ктов:
1. Найди во фраз еологическом слов аре фраз еологизмы со слов ами лиса, волк и собака. Опре дели, какое из этих слов чаще встр ечаетсяво фраз еологизмах.
2. Сравни толк ование двух слов в слов аре В. И. Даля и совр еменном толк овом словаре.
Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи, с чем одним из аспектов современного образования является развитие ключевых компетенций по средствам вовлечение младших обучающихся в проектную деятельность. Организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности обучающихся, то есть ключевые компетенции.
Проектная деятельность– деятельность, в процессе которой у обучающихся происходит:
- осознание проблемной области;
- построение алгоритма обдумывания;
- выработка идей, вариантов, альтернатив;
- выбор оптимального решения;
- разработка технологического процесса, выполнение технологических операций;
- самоконтроль деятельности, при необходимости – коррекция;
- испытание изделия;
- самооценка;
- защита проекта.
Проведя теоретический анализ особенностей проектной деятельности, можно сделать вывод, что она является видом деятельности, достаточно сложным для овладения младшими обучающимися, поэтому необходимо помочь учителям адаптировать такой вид деятельности под возрастные особенности младших обучающихся.
В своей работе я стараюсь учесть все особенности проектной деятельности в начальных классах.
Список источников
1. Байбородова, Л.В.
Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие
для учителей общеобр.организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. -
М. : Просвещение, 2013. - 175с. - (Работаем по новым стандартам).
2. Байбородова, Л.В.
Проектная деятельность школьников / Л. В. Байбородова, Харисова,И.Г.;
Чернявская, А.П.// Завуч. - 2014.- №2. - С.94 - 117.
3. Городилина, Т.В.
Проектная деятельность как метод развития самосознания и
коммуникативных компетенций учащихся в информационной среде в
системе федеральных государственных образовательных стандартов / Т. В.
Городилина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014.
4. Кадыкова, О.М.
Общешкольный проект - основа механизма управления проектно-
исследовательской деятельностью учащихся / О. М. Кадыкова
// Эксперимент и инновации в школе. - 2013.
5. Казачкова, М.Б.
Проектный метод как средство повышения качества образования
/ М. Б. Казачкова// Исследовательская работа школьников. - 2013.
1