«Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»
Кизилова В.А.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рылеев
Проблемное обучение - это обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций.
При проблемном обучении учитель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся и приобретает новые знания.
. В процессе преподавания математики перед учителем возникают проблемные вопросы:
- как помочь ученику в раскрытии его творческих способностей;
- чему учить, как учить;
- какие эффективные методы и формы выбрать;
- как учить мыслить и рассуждать;
- как привлечь к исследовательской деятельности;
- как научить сформулировать соответствующие выводы
В структуре урока при проблемном обучении принято выделять
четыре основных этапа :
1) осознание проблемной ситуации;
2) анализ ситуации и формулировка проблемы;
3) решение проблемы: выдвижение гипотез
и обоснование путей решения, отбор наиболее
логичных гипотез и их
последовательная проверка;
4) проверка правильности решения.
Методические приемы:
- Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- Побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);
- Определение проблемных теоретических и практических заданий;
- Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными;
с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения).
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
7 класс. Алгебра. Тема «Свойства степени с натуральным показателем»
Учитель
Ученик
-Ребята! Посмотрите на выражения, записанные на слайде.
- Как вы думаете, какие действия можно выполнить со степенями?
Видят выражения: а 3 +а 2 ; а 3 -а 2 ;
а 3 ∙а 2 ; а 3 :а 2 ; (а 3 ) 2
Высказывают различные мнения.
- Вопрос был задан один, а сколько мы услышали мнений?
(Возникла проблемная ситуация)
- Мнений было высказано много различных. (Возникло противоречие)
- Ребята! Так чего же мы с вами пока не знаем, какой перед нами возникает вопрос?
- Записываем вопрос на доске.
Формулируют вопрос.
- Какие же действия можно выполнять со степенями?
Подводящий к теме диалог 6 класс «Разложение на простые множители».
Учитель
Ученик
Посмотрите на примеры, записанные на доске.
На доске записано: 60=2∙2∙3∙5; 25=5∙5; 50=2∙5∙5;
-Что заметили общего?
210=30∙7; 45=3∙3∙5; 88=8∙11
- Числа разложили на множители.
- В чём различие?
- У некоторых чисел все множители – простые числа, а у некоторых нет, но эти множители тоже можно разложить на простые множители.
- Какая же тема нашего урока?
- Разложение чисел на простые множители.
Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Приёмы: 1) « Яркое пятно » - классу сообщается интригующий материал, связанный с темой, который захватывает внимание учеников (пример: тема урока зашифрована в кроссворде, разгадав который учащиеся открывают тему урока); 2) « Актуальность » - состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учеников.
5 класс «Проценты».
Учитель
Ученик
- Ребята! Тема нашего урока по своему названию вам хорошо знакома.
Покупая молоко на упаковке написано 2,5 … Чего?
В магазинах на некоторый товар скидка 10….. Чего?
Банк даёт населению кредит под несколько…. Чего?
- Отвечая на все вопросы, вы дали один и тот же ответ. Так вот тема нашего урока «Проценты».
Процента.
Процентов.
Процентов.
7 классе. Тема урока: «Сумма углов треугольника»
Учитель
Ученик
Ученикам предлагается построить треугольник с углами 90, 120, и 60 градусов (практическое задание невыполнимо вообще).
Создание ситуации проблемы с определением темы урока, какова же она будет?
Попытавшись его выполнить, учащиеся оказываются в затруднении.
(формулируют вопрос: почему не строится треугольник?)
- Чертят треугольник
Почему вы не смогли построить первый треугольник?
- Замерьте углы транспортиром
- Найдите сумму углов
- Чему же равна сумма углов треугольника?
- Замеряют углы
- Находят сумму углов.
Вывод:
5 класс Тема « Свойства деления »
Учитель
Ученик
Коле дали задание найти значение выражения (37 + 34*5) : (45*3 - 135) Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
Проверяют предположение Коли
Задачи с не сформулированным вопросом.
Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Укажите все возможные вопросы по условию задачи.
Задачи с недостающими данными .
.
Задачи с несколькими решениями.
Задачи с лишними данными.
Задачи с меняющимся содержанием.
Предметные результаты проблемного диалога –
качественные знания за счёт познавательной мотивации,
метода поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания.
Метапредметные результаты:
преимущества проблемного обучения: это наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.
К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление проблемной ситуации и поиски путей решения выхода из нее уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
«Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…» Поэтому проблемному обучению надо предоставить значительное место в процессе изучения математики.
С. Л. Рубинштейн
В виде мозгового штурма учащиеся решают проблему по следующему алгоритму:
- Прочтите внимательно задание и предложите все возможные гипотезы в качестве решений.
- Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.