Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.
Чеботарева Ирина Михайловна,
учитель математики МКОУ Копёнкинская СОШ.
Внедрение в образование новых педагогических технологий позволяет поднять обучение школьников на более высокий уровень, в связи с этим каждый учитель находится в поиске средств, способов такой организации учебного процесса. Использование технологии проблемного обучения позволяет учителю повысить эффективность учебного процесса, достичь лучшего результата в обучении математики и формировании универсальных учебных действий учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Проблемное обучение, и как метод, и как технология, направлено на развитие творческой, самостоятельной учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний. На уроках с применением технологии проблемного обучения создаются условия для получения учащимися опыта формирования таких универсальных учебных действий как сравнение, сопоставление, обобщение, аналогия, умение устанавливать взаимосвязи, моделирование. Кроме того, в ходе эвристического диалога у учащихся формируются умения выдвигать гипотезы, предлагать доказательства и самостоятельные суждения. Главными условиями успешности применения технологии проблемного обучения являются: обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы; обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного); значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого; необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися.
Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу изучение явлений с разных позиций; побуждает учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы; определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи. Например: создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки, создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий, задачи с несформулированным вопросом, создание проблемных ситуаций через противоречие нового материала старому, уже известному, задачи с недостающими данными, задачи с излишними данными, задачи с измененными данными, задачи, которые могут быть решены различными способами. Ученики при решении задач проявляют активную поисковую деятельность, используют свои знания в новых жизненных ситуациях, проявляют свои коммуникативные способности.
Для того чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов.
Первый этап представляет собой создание проблемной ситуации, представляющей собой ощущение мыслительного затруднения. Учебная проблема, которая вводится в момент возникновения проблемной ситуации, должна быть достаточно трудной, но посильной для учащихся. Проблемную ситуацию можно разделить на 2 типа: «С удивлением» ( предложить интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды), «С затруднением» (дать практическое задание, которое невозможно выполнить на данном этапе).
На втором этапе разрешения проблемы учащийся перебирает, анализирует имеющиеся в его распоряжении знания по данному вопросу, выясняет, что их недостаточно для ответа, и активно включается в добывание недостающей информации.
1. Выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение. Классу подается реплика: «Какие есть предположения, догадки?»
2. Проверка гипотезы. Здесь может быть проведен устный диалог, осуществляющийся
репликой: «Согласны? Почему?» Общее побуждение подается в виде фразы: «Как нам
проверить гипотезу? Что нужно сделать?» подводит учащихся к выработке конкретного способа действия.
Третий этап направлен на приобретение различными способами необходимых для решения проблемы знаний. Этот этап завершается пониманием, как можно решить проблему. Учебная проблема поставлена и начинается поиск решения к открытию
Далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения добытых знаний, умений.
Технология проблемного обучения развивает у учащихся следующие способности: рефлексировать (анализировать задания, уметь находить ошибку и решать проблему); целеполагать (ставить и удерживать цели); моделировать (умение составить схему, модель); планировать (умение составлять план своей деятельности). Использование технологии проблемного обучения требует от учителя значительных затрат времени при подготовке уроков, т. к. сформулировать проблемный вопрос достаточно сложно, важно продумывать каждое задание и каждое слово, чтобы они вызвали затруднение у учащихся и в то же время не отбили желания это затруднение преодолеть. Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.
Работа по данной технологии способствует развитию как личностных, так и метапредметных компетенций (универсальных учебных действий), являющихся одним из важнейших компонентов современного образования.