СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология квестов в преподавании истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье "Технология квестов в преподавании истории"  обозначаются этапы квеста, показаны виды квестов и приводятся примеры квестов, которые используются в деятельности преподавателя.

Просмотр содержимого документа
«Технология квестов в преподавании истории»

Технология квестов в преподавании истории

Ведмедь Ольга Николаевна,

преподаватель истории ЯГПОУ ЯО

«Ярославский автомеханический колледж»

Что такое квест? Квест ( англ. Quest)- «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Происхождение названия квест от лат. «quaero» – ищу, разыскиваю, веду следствие. Это проблемное задание с элементами ролевой игры. Образовательный квест – это своего рода проблема при решении которой участники должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы в образовательном квесте есть элементы сюжета, ролевой игры, связанные с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Этапы квеста:

1.Начальный (командный) этап образовательного квеста.    Вступительное слово ведущего. Он создает позитивный настрой на работу, объявляет тему, знакомит с сюжетом (заданием), распределяет участников в команды. Количественный состав команд – от 3 до 6 чел. Ведущий  раздает командам маршрутные листы. На этих листах при успешном выполнении задания ведущие станций делают отметку напротив названий станции.

2. Ролевой этап образовательного квеста. Участники проходят станции, выполняют задания и получают отметки в маршрутных листах. Ролевой этап – это работа команды на результат. Участники выполняют задания одновременно.   После выполнения первого задания   команда получает конверт со словом - ключом, которое закодировано в ребусе, решает головоломку, с помощью которой закодировано место нахождения или тема следующей станции.

3. Заключительный этап образовательного квеста. На заключительном этапе ведущий   организует совместную работу команд. Участники презентуют совместный продукт, оцениваются результаты квеста.

Образовательные квесты классифицируются следующим образом:

1. По месту проведения. Образовательные квесты могут быть организованы в разных пространствах как учреждения, так и вне его. Квесты могут быть:

 -в замкнутом помещении, в классе;

 - квесты в музеях,

 - внутри зданий,

 - в парках;

 - квесты на местности (городское ориентирование

 - квесты на местности с поиском тайников (геокэшинг) и элементами ориентирования и краеведения;

- смешанные варианты, в которых сочетается и перемещение участников, и поиск, и использование информационных технологий, и сюжет, и опережающее задание - легенда.

2. По форме построения сюжета квесты делятся на 3 группы:

- линейные, в которых игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;

- штурмовые, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;

- кольцевые, они представляют собой тот же «линейный» квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. 

3. По назначению основной деятельности участников:

 1. Фото-квест - это предоставление ответов на головоломки и задания в виде фотографий. Поиск  ответов и фотографирование их.

 2. Веб-квест- это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.

Формы веб-квеста могут быть различными:

- создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят студенты;

- создание документа, дающего анализ какой-либо проблемы и приглашающий студентов согласиться или не согласиться с мнением авторов;

- интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются студентами, глубоко изучившими данную личность. Данный вариант работы лучше всего предлагать мини-группе, получающей общую оценку  за свою работу.

3.Тематический образовательный    квест. Данная форма предполагает организацию квеста по определенной теме, памятной дате, дате календарных праздников и т.д.              

4.Творческий квест требует от учащихся создания какого-либо продукта в заданном формате (картина, постер, игра, песня, веб-сайт, мультимедийная презентация, проект и так далее). Творческие проекты похожи на конструкторские, но являются более свободными и непредсказуемыми в своих результатах.

Виды заданий для проведения образовательного квеста:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка– выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

На практике применяю игровой квест и веб квест.

На первом курсе по теме «СССР в 1950-начале 1960гг.» (эпоха правления Н.С.Хрущева) разработан игровой квест «Кукуруза и ракеты». Игра проводится по шести станциям, по фотографии надо найти свою станцию в помещении колледжа. На станции задается вопрос по теме квеста, если загадка разгадана, команды получает дополнительные баллы.

Задания квеста: определить, какие события иллюстрирует карикатура, разгадать кроссворд, определить по фото деятелей политики и культуры этого периода, ответить, какие события внутренней и внешней политики Н.С.Хрущева начинаются на букву «К», прослушать отрывки песен 1960-1980 гг. и определить песни, написанные в 1960 годах. Следующее задание: по картине художника А. Растяпина «Н.С.Хрущев» определить события внутренней и внешней политики эпохи правления Н.С.Хрущева основываясь на деталях картины. На определение места задания и выполнение задания дается 15 минут. Время фиксируют ведущие на игровых точках. На игровой точке команда должна ответить на вопрос, который принесет дополнительные баллы. Вопрос содержит две подсказки. За ответ без подсказки команда получает 3 балла, с одной подсказкой -2, со второй -1 балл. После ответа выдается задание. Время выполнения задания – не более 10 минут. Ведущие игровой точки в маршрутном листе записывают название точки и отмечают количество заработанных баллов. После выполнения задания команда получает от ведущего фотографию следующей точки и определяется с дальнейшим маршрутом. Команды поочередно проходят все 6 точек маршрута, после завершения квеста собираются в том кабинете, где получали задания. Подсчитываются результаты и определяются победители. Все обучающиеся получают оценки в зависимости от количества набранных баллов.

Информационные технологии прочно вошли в повседневную жизнь. В педагогике находят применение разнообразные компьютерные технологии . Как же сегодня мы можем использовать в учебно-воспитательном процессе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет?

На современном этапе информационные технологии широко используются не только в повседневной жизни, но и в педагогике. Один из популярных методов - Web-Quest. В переводе с английского – интернет поиск. Почему эта технология стала очень востребованной? Web-Quest предполагает высокую мотивацию, самостоятельность и высокую интеграцию интернет ресурсов в изучаемый предмет. Для обучающихся второго курса создан Web-Quest по теме «Государства постсоветского пространства». Изучив материалы по теме «Постсоветские государства» студенты должны научиться использовать полученные знания для анализа текущих событий, быть способными правильно оценивать особенности и тенденции развития государств постсоветского пространства. Для выполнения поставленной задачи создается сайт в интернете. Веб квест состоит из нескольких обязательных разделов. Это вступление, в котором описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста. Следующая страница – задание квеста, и роли, которые распределяются среди участников. Задания квеста: 1Филологи: Расшифровать аббревиатуры: Евразийский союз, СНГ, ОДКБ, ГУАМ, ШОС, указать год создания организаций. Создать презентацию.

2 Политологи: Найти сведения о способах прихода к власти, цветных революциях, сменяемости власти, взаимоотношениях к РФ. Создать презентацию.

3 Экономисты : Найти сведения об экономике страны до распада СССР. Современное состояние экономики. Перспективы сотрудничества с РФ. Создать презентацию.

4 Географы: 1 вариант:Используя инструменты приложения «Google Карты» и «2ГИС» создайте виртуальную экскурсию достопримечательностей республиками. На карту могут быть нанесены объекты историко-культурного наследия государства и их описание. 2 вариант: подготовить презентацию «Достопримечательности…»

На одной из страниц сайта размещается список литературы, ссылки на интернет ресурсы, при помощи которых студенты выполняют задания.

По окончании работы обучающиеся размещают на сайте работы и защищают свой проект.

Технология образовательных квестов является одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникативных компетенций учащихся в современном образовательном процессе.  Квесты помогают активизировать работу  студентов. Образовательный квест -  это особая, современная игра, в которой задействуется одновременно умственные способности, воображение и творчество. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать, быть одной командой единомышленников. 

Образовательный квест, как вид интерактивных технологий, позволяет решить следующие задачи:

- образовательную - вовлечение каждого обучающегося  в активный познавательный процесс (организация индивидуальной и групповой деятельности студентов, выявление умений и способностей работать самостоятельно по какой-либо теме);

- развивающую - развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

- воспитательную - воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям, истории, краеведению. 

  Преимущество квест-уроков - использование активных методов обучения.

Таким образом, квест - одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие обучающегося, как личности творческой, с активной познавательной позицией.

Библиография:

1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 

2..Осяк, С.А. Образовательный квест – современная интерактивная технология [Текст] / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.

3.Игумнова Е. А., Радецкая И.В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования// Современные проблемы науки и образования.-2016.- .Как создать образовательный квест [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://slovesnik.org/lyudi/anton-alekseevich-skulachev/obrazovatelnye-puteshestviya/kak-sozdavat-obrazovatelnyj-kvest.html   

4.Образовательный квест - современная интерактивная технология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!