СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии профессионального выбора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология профессионального выбора. Выбор профессии. Как правильно выбрать профессию. Алгоритм выбора профессии. Классификация профессий.  Профессиограмма.

Просмотр содержимого документа
«Технологии профессионального выбора.»

Технология профессионального выбора.  Профессиограмма.  8 класс. Технология.    Выполнила: Капустенко Л.Е.,  учитель технологии МБОУ «Средняя школа №10»  Петропавловск-Камчатского городского округа.

Технология профессионального выбора. Профессиограмма. 8 класс. Технология. Выполнила: Капустенко Л.Е., учитель технологии МБОУ «Средняя школа №10» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Выбирая профессию,  человек выбирает судьбу!

Выбирая профессию, человек выбирает судьбу!

Выбор профессии. Выбирая профессию мы думаем: нравится она нам или нет, интересная ли она, обеспечивает ли желаемый уровень жизни, то есть определяем свои желания, интересы и склонности – ХОЧУ. Потом – достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли нам здоровье, то есть учитываем свои возможности – МОГУ. Затем, обдумываем, как обстоят дела на рынке труда. Может профессия, которая нас привлекает не востребована и мы не сможем найти работу, то есть анализируем, что надо рынку – НАДО.

Выбор профессии.

  • Выбирая профессию мы думаем: нравится она нам или нет, интересная ли она, обеспечивает ли желаемый уровень жизни, то есть определяем свои желания, интересы и склонности – ХОЧУ.
  • Потом – достаточно ли наших способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли нам здоровье, то есть учитываем свои возможности – МОГУ.
  • Затем, обдумываем, как обстоят дела на рынке труда. Может профессия, которая нас привлекает не востребована и мы не сможем найти работу, то есть анализируем, что надо рынку – НАДО.
Влияние на выбор профессии. На решение могут оказать влияние родители, друзья или средства массовой информации. Сделать правильный выбор – это значит выбрать такую профессию, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Она должна быть посильной и доступной для нас и обязательно приносить радость и удовлетворение. Представьте себе ситуацию – ходить на нелюбимую работу каждый день… Сверхзадача выбора профессии – максимально реализовать себя, свои способности, силы и интересы в избранном деле.

Влияние на выбор профессии.

  • На решение могут оказать влияние родители, друзья или средства массовой информации.
  • Сделать правильный выбор – это значит выбрать такую профессию, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Она должна быть посильной и доступной для нас и обязательно приносить радость и удовлетворение. Представьте себе ситуацию – ходить на нелюбимую работу каждый день…
  • Сверхзадача выбора профессии – максимально реализовать себя, свои способности, силы и интересы в избранном деле.
Кто и что может оказывать влияние на выбор профессии.

Кто и что может оказывать влияние на выбор профессии.

Ошибки и затруднения при выборе профессии. Выбирающий видит только конечный результат. Например, сразу хочу быть директором. При таком подходе возникает опасность застрять на начальных этапах, потерять надежду. Успех не даётся сразу! Предрассудки. Существует предвзятое отношение к некоторым профессиям, как к непрестижным. Нельзя идти на поводу у стереотипов. Любая профессия достойна! Выбор «за компанию» может подвести. Нужно прислушиваться только к себе! Перенос отношения к определенному человеку на отношение к профессии. Например, хочу стать учителем, только потому, что очень нравится учитель, как человек. Но не учитываем сложности труда, своих возможностей и т.д.

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

  • Выбирающий видит только конечный результат. Например, сразу хочу быть директором. При таком подходе возникает опасность застрять на начальных этапах, потерять надежду. Успех не даётся сразу!
  • Предрассудки. Существует предвзятое отношение к некоторым профессиям, как к непрестижным. Нельзя идти на поводу у стереотипов. Любая профессия достойна!
  • Выбор «за компанию» может подвести. Нужно прислушиваться только к себе!
  • Перенос отношения к определенному человеку на отношение к профессии. Например, хочу стать учителем, только потому, что очень нравится учитель, как человек. Но не учитываем сложности труда, своих возможностей и т.д.
Увлечение только внешней стороной профессии. Например, артист, манекенщица – слава, возможность большого заработка, интересная жизнь, встречи с людьми и т.п. но напряженную работу и тяжелый труд не видим. Нужно выделить все ЗА и ПРОТИВ. Отождествление школьного предмета с профессией. За каждой школьной дисциплиной стоит несколько профессий. Тот ,кто любит математику, может работать учителем, инженером, экономистом, программистом и т.д. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства – на заводах и фабриках. Сейчас, в наше время много автоматизируется, внедряется робототехника, электроника. Труд становится более легким. Появляется профессия – оператор, человек управляющий с помощью компьютера станками. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). В этом помогут родители, учителя, книги, психолог.
  • Увлечение только внешней стороной профессии. Например, артист, манекенщица – слава, возможность большого заработка, интересная жизнь, встречи с людьми и т.п. но напряженную работу и тяжелый труд не видим. Нужно выделить все ЗА и ПРОТИВ.
  • Отождествление школьного предмета с профессией. За каждой школьной дисциплиной стоит несколько профессий. Тот ,кто любит математику, может работать учителем, инженером, экономистом, программистом и т.д.
  • Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства – на заводах и фабриках. Сейчас, в наше время много автоматизируется, внедряется робототехника, электроника. Труд становится более легким. Появляется профессия – оператор, человек управляющий с помощью компьютера станками.
  • Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности). В этом помогут родители, учителя, книги, психолог.
Незнание и недооценка физических особенностей своего организма. Есть профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Например, если есть аллергия, то стать поваром, парфюмером, маляром очень сложно. Поэтому, важно иметь верное представление о своём здоровье. Неумение ориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.
  • Незнание и недооценка физических особенностей своего организма. Есть профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Например, если есть аллергия, то стать поваром, парфюмером, маляром очень сложно. Поэтому, важно иметь верное представление о своём здоровье.
  • Неумение ориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор.
Алгоритм выбора профессии. Рассмотреть как можно больше профессий (Интернет, справочники). Выявить, какие специальности востребованы в регионе. Изучить себя (интересы, склонности, темперамент, черты характера, память, внимание, здоровье и т.д.) Изучить рынок труда – какие профессии самые востребованные и какие будут нужны через 3-5 лет. Выбрать наиболее привлекательную для вас профессию. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Быть настойчивым в стремлении овладеть профессией в совершенстве!

Алгоритм выбора профессии.

  • Рассмотреть как можно больше профессий (Интернет, справочники). Выявить, какие специальности востребованы в регионе.
  • Изучить себя (интересы, склонности, темперамент, черты характера, память, внимание, здоровье и т.д.)
  • Изучить рынок труда – какие профессии самые востребованные и какие будут нужны через 3-5 лет.
  • Выбрать наиболее привлекательную для вас профессию.
  • Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим представлением о ней.
  • Посоветоваться с родителями, учителями, врачами.
  • Быть настойчивым в стремлении овладеть профессией в совершенстве!

Классификация профессий. Ориентироваться в мире профессий помогает их систематизация, или КЛАССИФИКАЦИЯ. Наиболее известна классификация по отраслям экономики – промышленность, транспорт, искусство, медицина и т.д. Когда человек выбирает профессию, его внимание направлено не на отрасль, а на ПРЕДМЕТ ТРУДА. С предметом что-то надо сделать – это ЦЕЛЬ ТРУДА. В любом труде есть специфические ОРУДИЯ (кисть, молоток и т.д.) И важно в каких УСЛОВИЯХ протекает работа. Предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда – основные признаки, по которым строится классификация профессий.

Классификация профессий.

  • Ориентироваться в мире профессий помогает их систематизация, или КЛАССИФИКАЦИЯ.
  • Наиболее известна классификация по отраслям экономики – промышленность, транспорт, искусство, медицина и т.д.

Когда человек выбирает профессию, его внимание направлено не на отрасль, а на ПРЕДМЕТ ТРУДА. С предметом что-то надо сделать – это ЦЕЛЬ ТРУДА. В любом труде есть специфические ОРУДИЯ (кисть, молоток и т.д.) И важно в каких УСЛОВИЯХ протекает работа. Предмет труда, цель труда, орудия труда и условия труда – основные признаки, по которым строится классификация профессий.

Классификация профессий. По целям труда (классы профессий) По предметам труда (типы профессий) Гностические Преобразующие По орудиям труда (отделы профессий) Человек-природа. Изыскательские Человек-техника Профессии ручного труда. По условиям труда (группы профессий) Открытый воздух. Человек- знаковая система. Профессии механизированного труда. Человек-человек. Человек-художественный образ. Бытовой микроклимат. Профессии автоматизированного труда. Необычные условия. Профессии с функциональными орудиями труда. Повышенная моральная ответственность

Классификация профессий.

По целям труда (классы профессий)

По предметам труда (типы профессий)

Гностические

Преобразующие

По орудиям труда (отделы профессий)

Человек-природа.

Изыскательские

Человек-техника

Профессии ручного труда.

По условиям труда (группы профессий)

Открытый воздух.

Человек- знаковая система.

Профессии механизированного труда.

Человек-человек.

Человек-художественный образ.

Бытовой микроклимат.

Профессии автоматизированного труда.

Необычные условия.

Профессии с функциональными орудиями труда.

Повышенная моральная ответственность

Классификация профессий по Е. А. Климову (по предмету, цели, орудиям и условиям труда): «Человек – природа» (физиолог, агроном, агроном, ветврач и др.) «Человек – техника» (инженер-механик, инженер-строитель, осмотрщик вагонов и др.) «Человек – человек» (учитель, врач, вахтер, следователь, журналист и др.) «Человек – знаковая система» (чертежник, корректор, сортировщик почтовых отправлений, программист, бухгалтер и др.) «Человек – художественный образ» (писатель, актер, музыкант, художник, антиквар и др. )

Классификация профессий по Е. А. Климову (по предмету, цели, орудиям и условиям труда):

«Человек – природа» (физиолог, агроном, агроном, ветврач и др.)

«Человек – техника» (инженер-механик, инженер-строитель, осмотрщик вагонов и др.)

«Человек – человек» (учитель, врач, вахтер, следователь, журналист и др.)

«Человек – знаковая система» (чертежник, корректор, сортировщик почтовых отправлений, программист, бухгалтер и др.)

«Человек – художественный образ» (писатель, актер, музыкант, художник, антиквар и др. )

 Один из источников информации о профессиях – профессиограммы.  Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется -  профессиографией.  Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм.  Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии.

Один из источников информации о профессиях – профессиограммы.

  • Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется -  профессиографией.
  • Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм.
  • Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий и определить свою пригодность к данной профессии.
 Ядром профессиограммы является психограмма профессий.   Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Ядром профессиограммы является психограмма профессий.

Психограмма включает описание требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию, восприятию).

Профе́ссиогра́мма   (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Профессиограмма может включать в себя, к примеру, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему нравится.

Профе́ссиогра́мма   (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту.

Профессиограмма может включать в себя, к примеру, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ему нравится.

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы: · В чем суть данной профессии? · Чем конкретно занимается сотрудник? · В каких условиях происходит труд? · Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников? · Какие способности нужны для успешного овладения профессией? · Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии? · На какие заработки можно рассчитывать? · Каковы возможности для карьерного роста?

Профессиограмма отвечает на следующие вопросы:

· В чем суть данной профессии?

· Чем конкретно занимается сотрудник?

· В каких условиях происходит труд?

· Какие требования предъявляются к уровню подготовки работников?

· Какие способности нужны для успешного овладения профессией?

· Легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии?

· На какие заработки можно рассчитывать?

· Каковы возможности для карьерного роста?

Каждая профессиограмма включает следующие разделы: · Презентация профессии (реклама профессии) · Тип и класс профессии · Содержание деятельности · Требования к знаниям и умениям специалиста · Требования к индивидуальным особенностям специалиста · Условия труда · Медицинские противопоказания · Базовое образование · Пути получения профессии · Области применения профессии · Перспективы карьерного роста

Каждая профессиограмма включает следующие разделы:

· Презентация профессии (реклама профессии)

· Тип и класс профессии

· Содержание деятельности

· Требования к знаниям и умениям специалиста

· Требования к индивидуальным особенностям специалиста

· Условия труда

· Медицинские противопоказания

· Базовое образование

· Пути получения профессии

· Области применения профессии

· Перспективы карьерного роста

Опорные понятия   Профессиограмма Психограмма

Опорные понятия

  • Профессиограмма
  • Психограмма
Задание: Составьте профессиограмму для своей будущей профессии. Обоснуйте выбор.

Задание:

  • Составьте профессиограмму для своей будущей профессии.
  • Обоснуйте выбор.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!